Домой /  Интернет / Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Основные этапы развития информационного общества. Тема: Роль информ

Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Основные этапы развития информационного общества. Тема: Роль информ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОКВЫ МЕДЕЦИНСКОГОГ КОЛЛЕДЖА № 2 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Выполнил: Студент 1 курсаГр.

Проверила:

Москва, 2014
Содержание:
Введение:………………………………………………………….3
1. Информационное общество:……………………………………..4
2. Проблема информации:…………………………………………..4
3. Отличительныечерты:…………………………………………...5
4. Основные характеристики:……………………………………....6
5. Информационные процессы в природе, обществе, технике:….7
6. Интересные факты:……………………………………………...12
Заключение:…………………………………………………...…12
Источники информации:………………………………………...13

В В Е Д Е Н И Е

В этом реферате будет говорится о деятельности и об обществе в котором большую рольиграет информация.
Информация (от лат. informatio - «разъяснение, изложение, осведомлённость») - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина.
Де́ятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъ-ект удовлетворяет какие-либо своипотребности, достигает цели.
Общество, в широком смысле, это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия.

Информационное общество

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации,особенно высшей ее формы – знаний.

Проблема информации
Проблема информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами:
человечество переживает информационный взрыв. Рост цирку- лирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению: развитие массово - коммуникационных процессов;
потребность разработки общей теории информации;
развитие кибернетики как науки об управлении;
проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;
исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;
актуализация проблемы устойчивого развития,становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;
проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

Отличительные особенности
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастаниечисла людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

1. эффективное информационное взаимодействиелюдей,
2. их доступ к мировым информационным ресурсам
3. удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Характеристика информационного общества по критериям:
Технологический: ключевой фактор - информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
Социальный: информация...

Тема:

Цель: познакомить учащихся с ролью информации в современном обществе.

Задачи :

· образовательная – представление о роли человека в информационной деятельности современного общества;

· развивающая – развитие умений выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, формирование логического мышления, внимания, интереса к предмету; развитие взаимопомощи , речи, умения выслушивать друг друга;

· воспитательная - воспитание уважения к товарищу, умения достойно вести себя, воспитание культуры общения , работа над повышением грамотности устной речи.

Вопросы:

1. Введение.

2. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Теоретический материал .

1. Введение.

Информация всегда являлась немаловажным фактором общественного развития. С ее помощью человечество концентрировало многовековой опыт жизни прежних поколений. Поговорка «Кто владеет информацией - тот владеет миром» подчёркивает социальную роль информации. Дальнейшее социальное развитие , безусловно, будет в первую очередь связано с информатизацией. Владение информацией открывает новые модели управления, формирует новые социальные структуры общества.

Под влиянием быстро развивающейся системы социальных коммуникаций и информации формируется информационный сектор экономики. Возникает новый капитал - знание. Под воздействием этих процессов меняется характер труда: внедряются безлюдные технологии, т. е. исчезает сам труд в непосредственном производстве, расширяется участие работников в управлении производством.


Информация как орудие продвижения прогрессивных идей способствует всё большей прозрачности границ между странами и народами. Складывается новая система общественного богатства с использованием информационных технологий , где ценятся, прежде всего, умственные способности человека.

По данным ЮНЕСКО, более половины всего занятого населения наиболее развитых стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства, хранения и распространения информации. Научно-технический прогресс требует государственного вмешательства в информационный обмен и обязательных капиталовложений в информационные сферы деятельности. Технологии обмена информацией должны быть более эффективными: благодаря им знания и культура людей будут еще более универсальными. Люди станут менее зависимыми от обстоятельств места и времени, сопутствующих их жизни, что должно улучшить качество и уровень жизни общества. Под этим подразумевается улучшение качества доступа к информации; достижение соответствия и качества услуг, предоставляемых населению, обеспечения всеобщего доступа к информации за счет максимального упрощения интерфейсов. Развитие телекоммуникаций открывает новые возможности в приобретении знаний и самореализации для инвалидов и престарелых граждан, людей надомного труда, в предоставлении больших возможностей гражданам при исполнении различных ролей в обществе (служащих, студентов, предпринимателей и пр.); содействует развитию творчества, предоставляет более широкие возможности для обучения, развития многоязычия и культурного разнообразия.

2. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Интенсивное использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности существенно изменило представление о месте и роли информации в современном обществе. При реализации государственной научно-информационной политики основное внимание должно быть уделено созданию телекоммуникационной инфраструктуры для обмена информацией, поддержке существующих информационных сетей и их совместимости с глобальными сетями, обеспечению доступа российских пользователей к мировому богатству научных знаний.

Необычайно важно использование информационных технологий в науке. Использование информационных технологий в науке должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой - обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой. Внедрение новых информационных технологий позволит организовать непрерывный мониторинг научно-технического потенциала, включая такие его аспекты, как статистика науки и инноваций, реструктуризация системы научных организаций, финансирование науки, интеграция высшего образования и науки, оценка результатов реформ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Современные исследования информационных технологий показывают, что наиболее эффективным видом информационной системы , хранящей разнородную информацию и являющейся актуальным средством реализации интеграционных процессов, выступают электронные библиотеки (ЭБ). При создании ЭБ необходимо обязательно учитывать опыт библиотечной и информационной деятельности в целом, а также общие организационные принципы создания, построения и функционирования автоматизированных библиотечно-информационных систем, включая требования действующих в библиотечной области международных и российских стандартов.


Электронные библиотеки предназначены для работы с разнородными информационными ресурсами, но для обеспечения взаимодействия пользователя с этими ресурсами необходим единый язык обмена информацией, что открывает большие возможности для студентов, которые участвуют в этом процессе. Ведь ЭБ доступны через Интернет, а современные глобальные информационные сети и включенные в них базы данных предоставляют своим пользователям широчайшие возможности. Поэтому следует всемерно поддерживать новые формы научной деятельности , предусматривающие использование современных информационных технологий, - электронные журналы, дистанционный доступ к базам данных, телеконференции и т. д. Это создаст новые предпосылки для структурной перестройки научных организаций, совершенствования методологии проведения исследований и разработок. В ближайшие годы нам предстоит наблюдать процесс развития мобильных компьютеров, мобильного телевидения, широкополосного беспроводного доступа, онлайн-дневников («блогов»), технологии RSS и таких технологий, которые называют «эволюцией в прогрессе».

Получается, что с использованием новых информационных технологий открываются глобальные возможности для научных исследований и разработок.

Задание для самостоятельной работы : изучить инструкцию по технике безопасности и санитарным нормам .

Литература:

1. Инструкция по охране труда при работе на компьютерах - http://*****/instr_pk. htm

2. Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе - http://www. *****/page-1-2-3.html

3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - http://www. *****/2011/03/16/sanpin-dok. html

4. Человек и информационном мире - http://*****/filosofiya/chelovek_i_informacionnom_mire. html

Информационная деятельность - деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.

С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях - из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному.

Со временем большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом - человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Сейчас, в первой половине XXI века роль информации в жизни человека является определяющей - чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному».

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Использование микропроцессорной технологии, электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в различных сферах общественной жизни: производстве и потреблении, финансовой деятельности и торговле, социальной структуре общества и политической жизни, сфере услуг и духовной культуре.

Если рассматривать информационную деятельность в экономической сфере , то главная цель информационных технологий - в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных получить необходимую для пользователя информацию. К примеру, имеются данных о коком - либо производстве: стоимость исходно сырья, затраты на энергию, заработная плата рабочим и др. Нужно подсчитать стоимость полученного товара, прибыль. Можно считать в ручную по известным формулам, а можно использовать уже готовые программы, которые все подсчитают и выдадут необходимую для пользователя информацию.

То есть, экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо реального экономического объекта.

Информационная деятельность играет огромную роль в современном мире и очень тесно связано с понятием и . С появлением информационных технологий, а точнее их улучшением, ведь книги или даже клинопись вместе с речью являются ИД, и развитием интернета как эффективного канала связи многое в нашей жизни изменилось, благодаря более простому обмену знаниями между людьми.

Определение и характеристика

Давайте теперь рассмотрим, что подразумевается под информационной деятельностью (далее ИД). ИД — это сбор, хранение, распространение и также создание ресурса и предоставление неограниченного доступа к нему. Простой пример — вот этот сайт. Наполнение сайта информацией и размещение его в сети интернет, это и есть ИД. Давайте рассмотрим (рис. 1) каждый пункт и кратко опишем каждый из них:

  • Первое сбор , подразумевает собой комплекс мер по добыче, отбору и в некоторых случаях даже анализу .
  • Второе, — организация надежного способа консервации для будущего доступа.
  • И последний, распространение — это возможность реализации публично оглашаемой или же задокументированной информации.

Рис. 1, Сбор хранение и распространение информации в современном обществе

Цель информационной деятельности

Информационная деятельность имеет следующую цель , удовлетворить потребность физических или юридических лиц в необходимой им информацией.

Таким образом можем сформировать определение:

Цель информационной деятельности в удовлетворении потребности в информации групп людей

В вышеуказанной деятельности есть несколько направлений в следующих областях:

  • Образование
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Политика
  • Вопросы социального характера

Каждое из этих направлений вносит свою лепту в развитие современного общества.

С приходом более совершенного вида ИД (более технологичного) на замену учебников и голоса в образование, снизилась нагрузка учителя и преподавателя. К примеру школьник или студент может с помощью персонального компьютера и интернета получить любое необходимое знание по учебной программе.

Примеры ИД в разных отраслях

  1. В экономике — информационная деятельность позволяет обеспечивать спрос на товары, благодоря рекламе.
  2. В науке, научные статьи доступны почти любому интересующемуся человеку и в следствии растет популярность науки и увеличивает количество заинтересованных, которые в дальнейшем могут стать учеными, что в дальнейшей перспективе позволяет двигать научно — прогресс вперед.
  3. В политике, видом ИД является СМИ которое позволяет освещать актуальные вопросы в государстве, позволяет формировать хоть и одностороннюю, но всё же связь с массами.

Информационная деятельность в вопросах соц. характера помогают привлечь внимание к социальным группам которые нуждаются в помощи. Позволяют привлечь волонтеров, или средства для улучшение условий таких людей. что позволяет изменить общество в лучшую сторону.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема 1. Информационная деятельность человека Лекция 1.1. Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Основные этапы развития информационного общества.

2 слайд

Описание слайда:

Информатика – это наука, которая занимается изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств. Информа́тика (фр. Informatique; англ. Computer science) - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений. Информатика

3 слайд

Описание слайда:

Исторически слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Information (информация) и Automatique (автоматика). Несмотря на широкое использование термина информатика в ряде стран Восточной Европы, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин – Computer Science (наука о средствах вычислительной техники). В качестве источников информатики принято называть две науки: документалистику и кибернетику. Документалистика, предметом которой было изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота, сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20 – 30-е годы XX в. Наиболее близка к информатике техническая наука кибернетика (kyberneticos), основы которой были заложены в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером. Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική «искусство управления») - наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество. Интересно, что впервые термин «кибернетика» ввел французский физик Андре Мари Ампер в первой половине XIX в. Он занимался разработкой единой системы классификации всех наук и обозначил этим термином гипотетическую науку об управлении, которой в то время не существовало, но которая, по его мнению, должна была существовать. Немного истории…

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Теоретическая информатика – математическая дисциплина, использующая методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации, она создает тот теоретический фундамент, на котором строится все здание информатики. Кибернетика – наука об управлении в живых, неживых и искусственных системах. Кибернетика может рассматриваться как прикладная информатика в области создания и использования автоматических или автоматизированных систем управления разной степени сложности: от управления отдельным объектом (станком, промышленной установкой, автомобилем и т.п.) – до сложнейших систем управления целыми отраслями промышленности, банковскими системами, системами связи и даже сообществами людей. Наиболее активно развивается техническая кибернетика, результаты которой используются для управления в промышленности и науке. Программирование – сфера деятельности, направленная на создание отдельных программ и пакетов прикладных программ, разработку языков программирования, создание операционных систем, организацию взаимодействия компьютеров с помощью протоколов связи. Искусственный интеллект, цель работ в области которого направлена в раскрытие тайны творческой деятельности людей, их способности к овладению навыками, знаниями и умениями. Исследования в области искусственного интеллекта необходимы при создании роботов, создании баз знаний и экспертных на основе этих баз знаний систем, применение которых необходимо и в юридической деятельности. Информационные системы – системы, предназначенная для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей. В юридической деятельности примером таких систем являются правовые информационные системы "Кодекс", "Гарант", "Консультант", информационные системы для хранения и поиска различных учетов (дактилоскопический, пофамильный, пулегильзотеки, похищенных и обнаруженных вещей и др.). Задача перевода всех учетов в электронную форму и организация доступа к ним через вычислительную сеть в настоящее время весьма актуальна. Вычислительная техника – самостоятельное направление, в котором часть задач не имеет прямого отношения к информатике (микроэлектроника), однако при разработке, проектировании и производстве ЭВМ наиболее широко используются достижения информатики. Защита информации – сфера деятельности, направленная на обобщение приемов, разработку методов и средств защиты данных. Основные направления информатики

6 слайд

Описание слайда:

Первый «информационный прорыв» связан с изобретением письменности. Это привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Второй «информационный прорыв» (середина XVI в.) вызван изобретением книгопечатания, радикально изменившего индустриальное общество, его культуру и организацию деятельности. Третий «информационный прорыв» (конец XIX в.) связывают с появлением телеграфа, телефона, радио, которые позволили оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Несомненно, этот этап обусловлен изобретением электричества, благодаря которому и появились новые прогрессивные средства связи. Четвертый «информационный прорыв» (70-е гг. XX в.) связан с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Пятый «информационный прорыв» мы переживаем сегодня. Этот этап связан с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях. «Информационные прорывы»

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах Компьютер в различных сферах человеческой деятельности Роботы и манипуляторы