Домой / Аватарка / Предгорье эльбруса. Национальный парк Приэльбрусье, гора Чегет. Что такое функциональные cookie-файлы

Предгорье эльбруса. Национальный парк Приэльбрусье, гора Чегет. Что такое функциональные cookie-файлы

Приэльбрусье – это удивительная часть с потрясающей горной природой, которая растянулась от западной части Эльбруса до реки Чегем на востоке. Именно здесь находятся самые высокие горы Большого Кавказа.

Часть всего этого мы обязательно увидим сегодня, правда только после того, как решим вопрос с ночлегом. Последний водитель предупредил нас о том, что за установку палатки в непредусмотренном для этого месте могут предъявить штраф около 2000 руб. Поэтому я стоял перед одной из баз отдыха в раздумьях, то ли спрашивать у них место подешевле, то ли спросить, где можно переночевать бесплатно. Потом махнул рукой и пошел “на абордаж”.

Бесплатное место для палатки.

В холле администратора меня встретила женщина в возрасте, глаза которой тут же загорелись при виде туриста (да еще не в сезон). У нее я выяснил, что поставить палатку на территории базы обойдется нам по 150-200 руб. с человека. Признаться совершенно не хотелось платить за то, от чего можно ночью продрогнуть до костей. А насчет бесплатных вариантов она отказалась меня просвещать, поэтому мы решили с Милой попытать счастья на других базах.

Следующая выглядела совсем уж заброшенной с полу советским грустно-серым зданием, и маленькими деревянными домиками на задней площадке. Из памяти всплыли воспоминания о детских лагерях при взгляде на рисунки которые были на стенах.

Побродив в округе, мы приметили неплохое место позади домиков. Только у кого спрашивать? Я обошел большое здание вокруг, пока не увидел на первом этаже свет. И тут же постучал в ближайшую дверь. Оттуда вышла пожилая женщина с довольно своеобразным чувством юмора. Я не стал уточнять у нее насчет платности места для палатки, а сразу спросил о возможности бесплатного ночлега.

Бабуля подумала, улыбнулась, да и разрешила воткнуть палатку как раз там, куда мы и хотели. Я даже удивился, что так все легко получилось. А оказалось, бабули (их было две в комнате) до выхода на пенсию работали здесь же в детском горнолыжном лагере. Сейчас чисто “по блату” на лето приезжают по старой памяти здоровье горным воздухом подлечить, да в тишине лесной отдохнуть, а заодно и присматривают за местностью. В общем, повезло нам, чего тут еще рассуждать:).

Долина и гора Чегет.

Спалось до безумия холодно, утром вылезать из “мини-домика” даже не хотелось. Разве что дождаться, пока солнце до нас дойдет и погреться. С бабулями я еще вчера договорился, что мы тут на пару дней останемся, заодно про маршруты уточнил и про подъемник.

Приэльбрусье имеет три долины: Азау, Терскол и Чегет. Нас заинтересовала последняя, да и баба Света о нем больше всего рассказывала. Чегет зовется не только долина, но и поселок рядом и гора, близ Эльбруса, славящаяся среди лыжных фрирайдеров по всему миру.

Баба Света сразу раскусила, что мы за путешественники такие, поэтому рассказала пару секретов, как можно пользоваться подъемником бесплатно. На горе Чегет есть три очереди (три уровня или три площадки). Первая очередь самая длинная и самая популярная. Внизу на площадке берут деньги за весь подъемник сразу, неважно сколько вверх ехать, а заплатить придется не меньше 500 руб. даже в летний сезон.

Так вот, на первую очередь можно подняться пешком, а вот на вторую и третью, в том числе и обратный спуск уже билет спрашивать не будут, то есть можно использовать подъемник бесплатно. Этим мы и решили воспользоваться, когда автостопом поехали сначала в небольшой поселок Чегет.

Подкинули нас местные молодые ребята, которые сами высадились на нижней площадке, подходящей к горе Чегет. Здесь, конечно, через каждые 5 метров то отель, то кафе, то сувенирная лавка. Даже не сезон никого не пугает, туристов здесь предостаточно. Я рад, что в то утро нам к тому же повезло с погодой и периодически даже солнце показывалось.

Зимой Чегет имеет несколько спусков, среди которых каждый может выбрать себе то, что по силам. А сейчас, летом, вместо лыжников здесь можно увидеть множество велосипедистов-смертников. Они с таких крутых высот на огромной скорости спускаются, что по другому просто их не назвать.

Вот так поднимаешься себе неспешно по горе, малину пощипываешь, любуешься горными пейзажами, а тут тебе из-за какой-нибудь сосны это чудо на колесах вылетает. И не боятся ведь.

Пешком подниматься на гору из туристов смельчаков не было. За время нашего подъема нам встретилось всего два человека. Первыми были отец с сыном, которые купили билет на подъемник, но мальчишка настолько испугался высоты, что дальше первой очереди они не забрались, а обратно вообще пешком пошли.

А вторая была женщина, которая судя по обмундированию и трекинговым палкам очень любила горные пешеходные тропы. Кстати, именно она посоветовала прежде, чем мы доберемся до первой площадки, пройти по тропинке влево за голубой знак и полюбоваться горным озером.

Правда она же предупредила, что для русских достаточно паспорта, а вот иностранцам нужно иметь при себе специальное (и явно не бесплатное) разрешение, которое будут проверять пограничники по пути.

Горное озеро и ливень.

Говорят, в Приэльбрусье более 300 солнечных дней в году. Видимо в тот день, мы попали в оставшиеся 65:). Потому что утренняя ясность постепенно стала сменяться серыми облаками и пронизывающим ветром.

Тропинка к озеру оказалась совсем не короткой, да и обещанных пограничников нам так и не попалось на пути, хотя я и видел вдали на холме сторожевую башню. В голове стали появляться мысли о том, что мы заблудились, когда впереди, наконец, появились первые очертания зеленого горного озера.

Чем ближе мы подходили, тем больше подробностей открывалось.

К примеру отсюда сверху я начал различать какие-то белые надписи рядом с озером. Подойдя еще ближе, я понял, что туда вниз можно спуститься и выложить большими камнями какую-нибудь надпись типа “здесь был Вася”, сверху это будет смотреться очень эффектно.

К тому же между кустов я различил несколько цветных точек, значит туристы действительно туда спускаются. Мы с Милой застыли в нерешительности, последовать ли их примеру, когда неожиданно за нас все решил ливень, начавшийся совершенно внезапно.

Это вам не лес, где можно хотя бы под кроной дерева укрыться. Здесь на полуголой горе ближайшая крыша была только на первой площадке или вон в той военной будке. Мы с Милой и все туристы, которые сейчас были у озера (в тот момент я им не завидовал), поспешили обратной дорогой, постепенно промокая насквозь в совокупности с пронизывающим холодным ветром.

Мы даже догнали еще каких-то туристов, которые тоже решили спуститься к озеру, а теперь спешно возвращались на первую очередь. Признаться, я думал они сразу попробуют дернуть ручку сторожевой башни, ведь до следующего укрытия очень далеко, но ребята пробежали мимо даже не попробовав. А я сразу направился к двери, дернув за ручку со всей силы. На удивление дверь оказалась не запертой, а внутри никого не было.

Здесь, конечно, было не сильно тепло, но по крайней мере не сыро. Из всех последующих “промокших” только еще две девочки догадались сделать так же, остальные просто проходили мимо даже не пытаясь что-то поменять в их сложившейся ситуации.

Бесплатный подъемник и возвращение.

Мы же с Милой переждали основной дождь, а потом остаток пути преодолели в более комфортных условиях. Погода, правда, испортилась окончательно. Я думал, что не смогу из-за скопившихся серых туч даже с первой площадки пофотографировать, но пока облака закрыли для меня обзор только на Эльбрус. Поэтому друзья, простите, сегодня без фото этой легенды.

На самую вершину я решил не подниматься, да это было бессмысленно из за затянутого неба. А вот на вторую очередь таки решился. Правда подъемник туда был с одним сидением, поэтому Мила отказалась составить мне компанию. Как и рассказывала нам баба Света, дальше первой очереди можно пользоваться подъемником бесплатно. Чем я и воспользовался, естественно.

На самом деле Мила ничего не потеряла, обычная площадка с еще одной кафешкой и вот такими горными пейзажами.

Так что я только поднялся, сделал пару фотографий и сразу вниз. А дальше уже с Милой мы совсем спустились с горы Чегет.

За время нашего спуска снова солнышко выглянуло. По этому поводу мы решили еще попробовать доехать до горы Эльбрус. Но, дойдя до поворота, мы простояли около часа, так и не смогли поймать попутку. Поэтому немного уставшие мы таки вернулись на базу и остаток дня прогулялись по окрестностям.

Еще одна холодная ночь.

Главное было пережить еще одну холодную ночь. Однако, кроме холода нас ожидал еще один сюрприз, где-то около полуночи зарядил такой ливень, что наша палатка просто “поплыла”. Кое-как мы додремали до раннего утра, а потом под все еще непрекращающимся дождем перенесли вещи в комнату бабы Светы и Татьяны.

Нас напоили горячим чаем, обогрели (насколько это было возможно). И баба Света сказала волшебные слова: “Если бы я знала про дождь, мы бы выделили вам комнату в здании, все равно там сейчас никого нет”. Замечательно, то есть она могла нас поселить в одной из пустующих комнат старого здания, а мы все два дня мерзли на улице и слушали вой шакалов неподалеку.

И снова я не в обиде, ведь если бы не эти бабули, то мы могли вообще не найти бесплатный ночлег в Приэльбрусье. К тому же нам досталось по горячей кружке чая с пряниками.

Вторая более тихая старушка, помолившись на дорожку, отправилась навестить родственников, которые жили в этой местности. А мы дождались, когда окончательно стихнет дождь, натянули свои рюкзаки и открыли дверь навстречу первым лучам солнца.

Куда мы направимся дальше? Пусть это будет очередной маленькой тайной, которую я раскрою в . Вы же знаете, что можно стать первым, кто будет знать обо всех новостях сайта первым, если подписаться на рассылку . Увидимся, друзья.

В Приэльбрусье зоны катания сосредоточены непосредственно на Эльбрусе и на склонах горы Чегет, находящейся недалеко от Эльбруса и знаменитой своими экстремальными трассами, одними из самых сложных в мире. Расстояние между зонами катания - 4 км. В Приэльбрусье построено 12 км канатных дорог, в т.ч. недавно возведенный подъемник гондольного типа, вмещающий одновременно до 500 человек.

Гора Эльбрус - канатные дороги и трассы Эльбрус-Азау

Гора Эльбрус - высшая точка России и Европы - это две вершины потухшего вулкана. Восточная - высотой 5621 метров над уровнем моря, Западная - 5642 метра. Катание на отдельных участках склонов возможно круглый год. Самая высокая и доступная точка для катания «Приют 11» - 4200 метров. До «Приюта 11» можно добраться от станции «Мир» на ратраке. Есть участки трассы доступные начинающим лыжникам. Для начинающих горнолыжников на выкате трассы работает бугель, длиной 300 метров. Общая протяженность трасс составляет более 35 км.


Канатные дороги комплекса Эльбрус-Азау

Первая очередь: Азау - Кругозор

Горнолыжный комплекс «Эльбрус-Азау» берет свое начало на поляне Азау, расположенной у подножия Эльбруса, здесь находятся пункты общественного питания, есть пункт проката горнолыжной экипировки, автоматы по продаже кофе и чая. На поляне Азау имеются две станции канатных дорог:

  • старая маятниковая;
  • новая гондольная дорога.

Обе канатные дороги идут параллельно друг другу. В настоящее время действуют 2 очереди у каждой канатки, 3-я очередь находится в стадии строительства. На 3-й очереди также имеется однокресельная канатка, которая, однако, работает не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) выше все желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» примерно 20 минут.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» (2350-3000 м) отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Старый кругозор». На обеих станциях имеются кафе и шалычные. Время в пути старой маятниковой дороги - 15 минут.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы - 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги - 580 м. Время пути новой гондольной дороги - 5 минут, средняя скорость - 6 м/с. Пропускная способность канатной дороги составляет до 2400 человек в час.

Вторая очередь: Кругозор - Мир

На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус - 2»(3000 - 3500 м) начинается от станции «Старый Кругозор» и идет до станции «Мир». Протяженность дороги - 1500 м. На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа (3000 - 5000 м) была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новейшую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы РОМА - одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор» и «Мир». Протяженность дороги - 1800 м., пропускная способность - 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении - 5 минут 13 секунд.

Третья очередь: Мир - Гара-Баши

На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус».

  • Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» (3500 - 3850 м) начинается от станции «Мир» и идет до станции « Гара - Баши». Однокресельный подъёмник достаточно старый, работает не стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны Азау 2300 м.

Выше, до станции «Приют 11» (4200 м) можно добраться на ратраках. Все ратраки - частные, поэтому их стоимость колеблется. Ориентировочно, расстояние в 18 км можно преодолеть за 1000 рублей.


Очереди Вид дороги Перепад высот (м) Пропускная способность, чел. / час Время в пути (мин) Длина трассы (м)
Бугель на поляне Азау 2300 м-2500м Бугель ВЛ-400, «Швабры» лягушатника в Азау 200 - 5 500
1-я очередь
Азау (2350м)-Старый Кругозор (3000м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-1»
(20-ти местн. кабины)
650 100 чел/час 12 1740
Гондольная канатная дорога «POMA-1»
(8-ми местные гондолы)
580 2400 чел/час 5
2-я очередь
Старый Кругозор (3000м)- Мир (3500м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2»
(20-ти местн. кабины)
500 100 чел/час 12 1500
Гондольная канатная дорога «POMA-2»
(8-ми местные гондолы)
514 2400 чел/час 5 1800
3-я очередь
Мир (3500м)-Гара-Баши (3780м)
Канатно-кресельная дорога «Эльбрус», 1-но местная 250 130 чел/час,
на ремонте
12 1500
Гондольная канатная дорога 374 на стадии строительства 5


Характеристика трасс комплекса Эльбрус-Азау

Красная трасса «Старый кругозор»

Трасса находится между станциями «Мир» и «Старый кругозор» канатной дороги Эльбрус. Два варианта спуска, один из которых сливается с трассой «Азау», а другой параллельно канатной дороге проходит по широкому пологому участку до «Слоновых лбов» и затем по узкому карнизу шириной в 4 метра выходит к станции «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 90 м, перепад высот - 500 м. Протяженность спуска - 1900 м. Средний уклон трассы - 25. Сложный рельеф, грунт каменистый из вулканических пород, ледниковое основание трассы.

Красная трасса «Азау»

Пологий спуск до «Ольгиного поворота», затем крутой - по желобу протяженностью 50 м с уклоном 35, в конце участка трасса поворачивает налево и по карнизу, мимо высокогорного отеля, плавной дугой уходит влево и выходит на прямой финишный участок под канатной дорогой. Здесь необходимо соблюдать осторожность, так как возможно столкновение с лыжниками, стартующими от верхней станции бугельной канатной дороги ВЛ-350. Протяженность трассы - 2 км, перепад высот - 650 м. Угол наклона - 50 .

Синяя трасса «Гара-Баши»

Трасса расположена между станциями «Гара-Баши» и «Мир» канатной дороги «Эльбрус» и имеет выход на площадку, с которой начинается трасса «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 80 м, а перепад высот - 300 м. Протяженность - 1100 м при максимальном уклоне 50. Рельеф склона сложный, грунт скальный и каменистый из вулканических пород, базальтовые скалы. Обслуживается канатно-кресельной дорогой «Эльбрус» длиной 1130 м со скоростью 1,75 м/с. Поднявшись еще на 20 м от самой верхней станции, можно попасть в тренировочный лагерь альпинистов к восхождению на «Бочку». До Приюта 11 (4200 м) и Скал Пастухова (4800 м) можно добраться на ратраке. До Седловины (5300 м) в результате естественного отбора добираются истинные герои.

Учебный склон «Азау» (зеленая трасса)

Трасса находится справа от бугельной канатной дороги ВЛ-350 по пологому желобу. Трасса длиной 300 м и с перепадом высот 50 м стартует на высоте 2400 м. над уровнем моря. Средний угол наклона - 15 . Рельеф средний, травянистый покров на вулканических породах, по правой стороне трасса граничит с березовым лесом. Подъемник - БКД ВЛ-350 протяженностью 300 м с перепадом высот 50 м. У подножия Эльбруса ежедневно стоит вертолет. Также возможен перелет на Домбай, катание там и возвращение обратно. Освещение отсутствует, большое количество осадков в Приэльбрусье гарантирует глубокий снежный покров в течение всего горнолыжного сезона. Работает хорошо оснащенная служба спасателей. Наиболее опасные места на трассе - камни, скалы, строения огорожены улавливающей сеткой.


Гора Чегет: канатные дороги и трассы

Именно на Чегете (2100 - 3050 м) в 1963 году была построена первая в стране канатная дорога. Высота горы Чегет - 3700 метров. Максимальная высота подъема - 3050 метров. Перепад высот катания - 1140 метров. Трассы Чегета считаются одними из самых сложных на мировых горнолыжных курортах. В России Чегет служит эталоном сложности трасс. На горе Чегет действует 2 очереди канатно-кресельной дороги «Чегет», очередь парно-кресельной канатной дороги "Парная" и сеть бугельно-буксеровочных дорог. Общая длина подъемников - 4300 метров, суммарная протяженность горнолыжных трасс - 20 км, а если учитывать возможность целинного катания, то общая площадь катания составит около 100 км. Гора Чегет расположена в 1 км от поселка Терскол и в 4 км от комплекса канатных дорог Эльбрус.


Первая очередь (2100-2750)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-1» отходит от нижней станции Поляны Чегет и продолжается до станции кафе «Ай» (2750 м). Станция кафе «Ай» располагает смотровой площадкой, откуда открывается великолепный вид на горы. Перепад высот - 650 м.
  • Парно-кресельная дорога «Парная» дублирует ККД «Чегет-1» и также идет от нижней станции поляны Чегет и доходит до станции кафе «Ай».

Вторая очередь (2750-3000)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-2» отходит от кафе «Ай» и идет до станции Чегет. В пути открывается картина: справа белоснежные шапки Эльбруса, слева - сверкающие вечными снегами вершины Донгузоруна, Когутая и Накры.

Бугельно-буксировочные дороги

  • буксировочная дорога ВЛ-650 - (2750 м - 3000 м) протяженностью 650 метров, время в пути 5 мин;
  • буксировочная дорога ВЛ-300 - (3000 м - 3070 м) протяженностью 300 метров, время в пути 3 мин.

Приэльбрусье - не просто горнолыжный регион. Это особый мир, стать «своим» в котором очень легко. Надо лишь полной грудью вдохнуть этот свежий морозный воздух, обалдело покрутить головой на окружающие пики, хлопнуть по плечу друга, сказав гагаринское «Поехали!», и навсегда забыть серые будни, унылые многоэтажки и вечные пробки. Говорят, возвращаешься из этого края снегов и трасс новым человеком, чему охотно верится. Головокружительные высоты, сумасшедше опасные склоны, чертовски увлекательные спуски и адреналин, бьющий 24 часа в сутки - вот что такое Приэльбрусье.

И, вместе с тем, этот, один из лучших горнолыжных регионов России, по-прежнему «плетется в хвосте» модернизации. Пусть это модное слово не вызывает ухмылку: да, здесь невероятное катание, особенно для профи. И нет, большая часть инфраструктуры даже не на четверку, на троечку с минусом. Приэльбрусье надо развивать. К счастью, это худо-бедно, но делают, однако быть готовым к скудным развлечениям и советскому сервису при планировании поездки все же стоит.

Как добраться до Приэльбрусья

Быстрее и удобнее всего добираться до Приэльбрусья на самолете. Ближайшие крупные аэропорты находятся в Нальчике (130 км) и Минеральных Водах (200 км). Однако выбрать стоит именно последний, так как в Нальчик летает на порядок меньше рейсов, по большей части это борта авиакомпании «ЮТэйр». Аэропорт Минеральных Вод куда более развит: в сезон он принимает десяток самолетов из многих крупных городов России. Да и стоимость билетов сюда традиционно ниже.

Из аэропортов горнолыжники, как правило, добираются на частном такси, маршрутках или «горнолыжных» автобусах, которые курсируют только в зимний сезон. Направления: на Тырныауз, поселок Эльбрус и базу отдыха КБГУ. Из Нальчика путь займет от 2 до 2,5 часов, из Минеральных Вод ехать на час дольше. Стоимость проезда от МинВод - от 300 RUB на автобусе, от 650 RUB на маршрутке-трансфере. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Минеральные Воды (ближайший а/п к Приэльбрусью)

На поезде

Ближайшие железнодорожные станции к Приэльбрусью расположены в городе Прохладный (150 км), Нальчике, Минеральных Водах и Пятигорске (160 км). Два последних пункта принимают больше поездов, так что найти билеты сюда будет проще. Стоимость проезда зависит от дат и желаемого уровня комфорта: место в вагоне СВ из Москвы обойдется не многим дешевле стоимости перелета, а вот за плацкарт придется отдать около 2900 RUB в одну сторону. Далее от ж/д вокзала можно заказать трансфер, частное такси или сесть на автобус.

На автобусе

Каждую зиму турфирмы организуют горнолыжные автобусы из Москвы и Петербурга непосредственно к слонам Приэльбрусья. Дорога займет не менее 17 часов из столицы, стоимость билета от 3800 RUB.

На автомобиле

Несмотря на кажущуюся отдаленность курорта, добраться сюда на личном авто - не самый плохой вариант. Во-первых, достаточно один раз упаковать горнолыжное снаряжение и забыть про него до склонов. Во-вторых, путь в 1600 км от Москвы покажется по большей части комфортным: трасса М-4 «Дон» тому способствует. Неудобство могут вызвать горные участки ближе к Эльбрусу, зато наличие собственного авто сделает горнолыжников мобильными - можно будет кататься на всех склонах и сэкономить на жилье, поселившись не у подъемника. Из Москвы путь пройдет через Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Баксан и Тырныауз.

Районы Приэльбрусья

Приэльбрусье - не просто деревушка, это целый горнолыжный регион, который включает в себя две зоны катания (Эльбрус и Чегет) и несколько поселков: поляна Азау, поляна Чегет, Терскол, Байдаево, Тегенекли и Эльбрус.

Поляна Азау - «лакомый кусочек» для фанатов лыж. Этот небольшой поселок находится непосредственно у подножия Эльбруса , и когда говорят про катание «от порога» отеля - это о нем. Более того, Азау - наивысшая обитаемая точка всего Приэльбрусья (2300 м), здесь заканчивается асфальтированная дорога из цивилизации. И тут же - главное место спортивной тусовки и отдыха, а также старт канатных дорог «Эльбрус Азау» и гондольной Puma. В довесок: гостиницы, турбазы, кафе, шашлычные, пункты проката оборудования и т. п.

Поляна Азау - «лакомый кусочек» для фанатов лыж.

Поляна Чегет - аналог Азау, но не у подножия Эльбруса, а у подножия одноименной с поселком горы . Здесь также масса кафе и гостиниц, где часто останавливаются поклонники фрирайда и целины. Главный плюс этого места: удачное расположение к обеим станциям канатных дорог «Чегет», от которых горнолыжников отделяет буквально пара минут ходьбы.

Терскол находится примерно посередине между этими полянами, поэтому для тех, кто хочет освоить все Приэльбрусье - это идеальный вариант. До Чегета отсюда около 1 км (или полчаса ходьбы по тропинке сквозь сосновый лес), до Азау - 4 км или 5 минут на машине или отельном трансфере. Местные гостиницы и турбазы предлагают чуть более низкие цены на проживание, а вот в плане развитости инфраструктуры здесь даже лучше.

Байдаево стоит за Терсколом и поворотом на Чегет, на левом берегу реки Баксан. Этот маленький аул - родовое поселение рода Байдаевых, здесь круглый год живет не более 70 человек, потому атмосфера деревушки исключительно спокойная и тихая. До поляны Чегет отсюда - 4 км, до Азау - 8 км.

Весомое преимущество заключается в том, что Байдаево не лавиноопасный участок, тут можно чувствовать себя в безопасности. Да и цены на проживание, откровенно говоря, ниже.

Следом идет Тегенекли , где в последнее время вовсю строятся комфортабельные отели и турбазы. Для тех, кто ценит удобство номеров и качество сервиса, Тегенекли - неплохой вариант. Ну а тем, кто жаждет начинать каждое утро с бодрящего спуска с горы, стоит поискать еще - до Азау 13 км, до Чегета около 9 км. Местные гостиницы организуют своим постояльцам трансфер, но все равно придется подстраиваться под время выезда и ежедневно упаковывать свое обмундирование в салон «газельки». Зато именно на территории Тегенекли открыт знаменитый Альпинистско-охотничий музей им. Владимира Высоцкого - ярого поклонника Приэльбрусья.

Наконец, поселок Эльбрус - самый отдаленный и, пожалуй, самый неприметный среди всех деревушек Приэльбрусья. Он достаточно большой, унылый и далекий от склонов, чтобы предпочесть его другим поселкам региона. Зато местные санатории и гостиницы, расположенные к выезду в сторону гор - одни из самых комфортных и живописных.

Транспорт Приэльбрусья

Общественного транспорта между всеми поселками Приэльбрусья нет, но большая часть отелей организует для своих гостей трансфер. Как правило, постояльцев, стремящихся на склон, каждое утро собирают у стойки ресепшн и доставляют по желанию к нижней станции Чегета или Эльбруса. Обратно, разумеется, так же забирают. Популярны и услуги такси - в пределах 10-15 км можно договориться о поездке за 200-250 RUB.

Лучше, конечно, жить непосредственно у подъемников, на одной из полян, либо располагать своим авто. Однако стоит иметь в виду, что на Азау въезд зимой закрыт, машину надо будет оставлять на платной парковке при въезде в поселок.

Постояльцам курорта на личных авто придется платить за стоянку, своих паркингов у гостиниц Азау нет.

Горные лыжи в Приэльбрусье

Приэльбрусье - красивейший район Кавказа, охватывающий окрестности Эльбруса и многие вершины Главного хребта. Здесь две основные зоны катания: Эльбрус-Азау и Чегет . В сумме это дает горнолыжникам 12 км канатных дорог и 35 км трасс, а также круглогодичное катание на отдельных участках склонов. Но важно понимать, что большая часть местных трасс - это дикие участки гор, полные бугров и обрывов. Потому в Приэльбрусье каждый сезон снимают «урожай» травмированных лыжников. Словом, надо адекватно оценивать свои силы, отправляясь в этот район.

Эльбрус-Азау

Как известно, высота Эльбруса - 5642 м, но самая высокая точка из доступных для горнолыжников - это Гара-Баши (3780 м над уровнем моря). Несмотря на свои высоты зона катания здесь подойдет и новичкам, и «профи». Для первых у подножия гиганта оборудован бугель, обслуживающий пологий склон. Ну а уверенным «середнячкам» и профи пригодятся две станции подъемников - «старая» маятниковая и новая гондольная дорога. Обе стартуют с поляны Азау и идут параллельно друг другу. От 2-й очереди (станция «Мир») вверх желающие поднимаются на ратраках, до «Приюта-11», это около 20 минут.

В целом склоны Эльбруса - это широкие и пологие синие трассы, с небольшими перепадами высот и короткими красными участками. Протяженность самой длинной трассы курорта «Старый кругозор» составляет 2,5 км с перепадом высот в 650 м. Некоторые ее участки вполне доступны даже начинающим. Да и в целом склоны Эльбруса менее требовательны к профессионализму лыжников, чем Чегет. Новичкам здесь будет относительно комфортно, как и семьям с детьми. Ну а бордерам понравятся интересны и богатые снежным рельефом поля под второй очередью маятника (от станции «Мир»). Поклонникам фрирайда и бэккантри можно посоветовать подключиться в группы к гидам.

До Гара-Баши от станции «Мир» можно добраться на ратраке, иногда ратрак может завезти лыжников даже выше «Приюта одиннадцати», примерно на 4800 м над уровнем моря. Цель? Разрезать снег кантом даже летом - именно здесь находится круглогодичный участок катания.

Стоимость подъемника Азау - Кругозор - Мир: от 1550/800 RUB на день за взрослого/ребенка, 1900/1000 RUB - в высокий сезон и 800/450 RUB за 1 «туристический» подъем без лыж. Канатка Эльбрус - Азау стоит на 1 день 1400 RUВ, в выходные - 1600 RUB, экскурсантам - 600/700 RUB.

На «Приюте одиннадцати» часто бывают ветры штормовой и даже ураганной силы. Зимой при низких температурах и глубоком снеге это сильно затрудняет восхождение на вершину.

Чегет

Склоны Че (или Чегета, 3700 м) - вотчина профессионалов, они по праву считаются одними из лучших в стране. И именно здесь находится одна из самых сложных трасс на мировых горнолыжных курортах, которая «по зубам» лишь опытным лыжникам.

А еще Чегет известен как место проведения всероссийских и международных соревнований. Впрочем, участки для «новеньких» спортсменов тут тоже есть. Хотя, откровенно говоря, понятие «ухоженной трассы», отратраченной до состояния «вельвета», местным райдерам незнакомо. Чегет - это первозданная тишина гор и дикая природа. Перепад высот - 1000 м.

Гостиницы Приэльбрусья

В Приэльбрусье масса гостиниц, турбаз и санаториев , однако в сезон, например под Новый год, легко остаться без жилья, если не позаботиться о бронировании заранее. Лучшие отели, а также расположенные ближе всего к подъемнику, несмотря на высокие цены (от 3000 RUB за ночь), разлетаются как «горячие пирожки».

Главное, с чего стоит начать непростой выбор гостиницы - это район. Поляны Азау и Чегет - самые дорогие, здесь останавливаются по большей части не жалеющие денег за идеальное расположение к склонам лыжники. Семьи с детьми предпочитают Терскол или Эльбрус - первый за относительно удачное местонахождение и развитую инфраструктуру, ну а второй за его отличные санатории с массой дополнительных услуг. Бюджетно и вполне уютно можно жить в Байдаево или Тегенекли, но готовьтесь каждый день добираться до трасс 15-20 минут на авто. Самый экономичный вариант - арендовать квартиру у частников, большой выбор которых в Терсколе. Но в таком случае туристы будут лишены приятных бонусов практически всех эльбрусских отелей - лыжехранилища, пунктов проката и вместительного пространства для сушки вещей.

Стоит знать: на Чегете высокий сезон длится со второй половины января по конец марта. А на Эльбрусе - с октября до конца мая. Этот фактор напрямую влияет и на стоимость размещения.

Что привезти

У нижних станций подъемников Чегета и Эльбруса, а также в центре полян Азау и Чегет каждый день раскидываются стихийные рынки, где хоть черта лысого сыщешь. Натурально. Самые популярные сувениры - это вручную связанные вещи из пуха коз и овец (очень теплые и приятные). Причем крайне легко определить на глаз сделано ли изделие руками местной мастерицы или машиной - последние всегда хуже. Можно обновить практически весь гардероб: от носок и шапок до свитеров, подштанников и ажурных шалей. К ним же докупить национальные фетровые шапочки и сапоги, чуни, папахи из козьей и бараньей шкур, и образ будет завершен.

Исчерпав тему модного шоппинга, стоит обратить внимание на рога тура, подкову лошади и всевозможные чеканные и керамические изделия. Наконец, запастись впрок провизией - сушеной бараниной, копченым сыром, халвой, изумительным медом или сбором трав.

Кафе и рестораны Приэльбрусья

В «куршевельском» понимании апре-ски у Приэльбрусья нет - с десяток кафе и баров на склонах, да столько же в поселках. Но горнолыжники не жалуются: не за этим на Эльбрус приезжают. И все же пища земная уставшим от покорения трасс лыжникам важна, потому в Приэльбрусье пользуется таким почетом кавказская кухня - сытная, горячая, мясная. Лучший перекус - знаменитые хычины, напиток - глинтвейн (от 80-100 RUB). Средний чек на обед: 300-600 RUB.

Есть и пара культовых мест, где стоит побывать просто ради истории. Например, кафе «Ай» на горе Чегет на высоте 2750 м. Только представьте: справа - Эльбрус, слева - Когутай, Донгуз-Орун и Накра-Тау, по центру - загорающие и потягивающие горячее вино лыжники. Его соперник расположен на Эльбрусе, это кафе «Старый кругозор» - еще одно место встречи, которому не стоит изменять.

Лучшие фотографии Приэльбрусья

Развлечения и достопримечательности Приэльбрусья

Вызывающие дикий восторг и какое-то животное чувство преклонения горы - главные местные достопримечательности. Оторвать от них взгляд или уехать куда-нибудь на культурную «экскурсионку» просто невозможно. Потому большая часть экскурсий носит природный характер, не считая пары музеев, которые лишь служат приятным дополнением отдыху в горах. Самый посещаемый - Альпинистско-охотничий музей им. В. Высоцкого в Тегенекли. Экспозиция небогата, но трогает до глубины души - это собранные за 30 лет охотничьи трофеи и памятные подарки и фотографии известных людей, не представлявших себе жизни без Эльбруса. Среди них и Владимир Семенович, который снимался здесь же в главной роли нашумевшей в свое время ленты «Вертикаль».

В Терсколе находится еще одно важное собрание - Музей обороны Приэльбрусья, самый высокогорный в мире (3500 м над уровнем моря).

Экспозиция музея им. Высоцкого небогата, но трогает до глубины души - это собранные за 30 лет охотничьи трофеи и памятные подарки и фотографии известных людей, не представлявших себе жизни без Эльбруса.

Не менее популярна и знаменитая «Поляна Нарзанов», которая находится близ поселка Байдаево. На самом деле источники этой целебной воды бьют в Приэльбрусье практически повсюду, но наиболее удобный находится именно здесь, километрах в трех от Терскола. Поляна, расположенная в окружении пушистого соснового бора, оборудована лавочками, беседками, есть кафе, две бани и парковка. Минеральные источники нарзана богаты железом, кальцием, магнием, натрием и калием, поэтому о применении в лечебных целях стоит советоваться с врачом.

Впрок набрать нарзана, увы, не получится - спустя пару часов у него появляется «ржавый» осадок.

В качестве выездной экскурсии можно посоветовать поездку к Аушигерским термальным горячим источникам, расположенным в 30 км от Нальчика в селение Аушигер. Источник бьет из скважины глубиной 4000 м, образуя на поверхности красивейшее озеро, где можно купаться круглый год. Еще - экскурсия в Чегемское ущелье с одноименным водопадом. Зимой толща воды, падающая со скалы, замерзает, превращаясь в царство Снежной королевы - повсюду висят бесчисленные сосульки, снизу поднимаются ледяные глыбы, стоит звенящая тишина. И, конечно, не стоит забывать, что горнолыжный курорт находится на территории одноименного национального парка, где насчитывается более 60 видов млекопитающих. Даже зимой по парку устраиваются маршруты, в том числе на снегоходах и снегоступах.

Остальные развлечения носят активный характер - это катание на коньках, бильярд, бани, беговые лыжи, караоке и ночные клубы. Увы, с наступлением темноты в Приэльбрусье становится скучновато, но ранний отбой для многих только плюс - тем раньше придет новый горнолыжный день.

Карты Приэльбрусья

Погода

Климат Приэльбрусья формируется под влиянием высокогорного, резко расчлененного и контрастного рельефа. На равнинах он континентальный, а высоко в горах даже в середине лета - ниже нуля.

Каждая высотная зона имеет свои климатические особенности. С высотой заметно понижается атмосферное давление - в верхних пределах до 25 %, пропорционально уменьшается и весовое содержание кислорода, возрастает интенсивность солнечной радиации, в частности, ультрафиолетовой. Во время экскурсий, связанных с подъемом в горы, эти обстоятельства следует всегда принимать во внимание, чтобы избежать перегрева и солнечных ожогов.

По количеству солнечных дней Приэльбрусье не уступает таким курортам, как Домбай, Теберда и Красная Поляна. Снежный покров здесь устанавливается в ноябре, в долинах снег лежит примерно до середины мая-июня.

В Кабардино-Балкарии расположен чудесный уголок природы, который привлекает как любителей пейзажей, так и спортсменов – альпинистов и горнолыжников. Этот уголок – гора Эльбрус и её окрестности. Приэльбрусье – это одно из тех мест, куда возвращаются снова и снова, потому что красота горной природы завораживает навсегда. Приэльбрусье находится в самом центре Кавказского региона и имеет много неповторимых и неописуемых по красоте достопримечательностей.

Отдыхающих наверняка заинтересуют прогулки по канатным дорогам, общая протяжённость которых составляет около двенадцати километров, и наблюдение за великолепными горными пейзажами. Возможно, это удивит Вас, но, съездив на отдых в Приэльбрусье, Вы вполне можете вернуться домой с загаром, не уступающим южному. Загорать на снегу – это, одновременно и приятное развлечение, и удовольствие, и экстрим!

Туристам, предпочитающим активный отдых, будут интересны горнолыжные спуски (общая длина – около тридцати пяти километров) и альпинистские маршруты. Начало горнолыжного сезона приходится, обычно, на ноябрь, а продолжается до мая и даже июня. Лыжные трассы разного уровня сложности дают шанс покататься без травм и прочих негативных эмоций не только опытным спортсменам, но и начинающим горнолыжникам. В Приэльбрусье новичкам помогут научиться кататься на горных лыжах опытные и доброжелательные инструкторы.

Главными вершинами региона являются горы Эльбрус и Чегет. Они очень живописны и величавы, кроме того, они являются популярными объектами альпинистского восхождения. Расскажем вкратце об этих горах.
Высота горы Чегет составляет 3 650 метров, несколько канатно-кресельных дорог, как парных, так и однокресельных, поднимут Вас на высоту. Подъём состоит из двух поворотов: длина канатной дороги первого составляет 1 600 метров, второго – 900 метров. Максимально возможная высота подъёма по канатной дороге – три тысячи пятьдесят метров. Различие высот на первом повороте – 650, на втором – 300 метров. На Чегете есть пара мест, которые будут интересны сноубордистам – это южные склоны и линия «Доллар» на северном склоне. Спуски для горнолыжников, преимущественно, характеризуются средней и высокой степенью сложности, новичкам лучше попробовать кататься на склонах Эльбруса. Всего на горе Чегет расположено полтора десятка горнолыжных трасс. Для того, чтобы покататься на склонах Чегета, профессиональные горнолыжники приезжают со всех уголков мира. Здесь регулярно проводятся международные соревнования по горнолыжному спорту. В Приэльбрусье находится много разнообразных по ценовым категориям гостиниц.

Эльбрус – главная вершина района – имеет высоту в 5 642 метра. Это самая высокая вершина не только Кавказа и России, но и всей Европы в целом. Подъём на Эльбрус состоит из следующих участков и станций:

  • нижняя станция – гостиница Азау;
  • канатная маятниковая дорога Эльбрус-1 длиной в полторы тысячи метров и с разницей между высотами около 650 метров;
  • станция Старая перспектива;
  • канатная маятниковая дорога Эльбрус-2 протяжённостью в 1 750 метров и с разницей между высотами в 550 метров;
  • станция Мир, на которой расположен музей боевой славы защитников Приэльбрусья и кафе;
  • канатная кресельная дорога длиной в две тысячи метров с различием между высотами в 280 метров;
  • станция Гара-Баши, с которой альпинисты начинают восхождение на Эльбрус.

На склонах Эльбруса есть горнолыжные спуски любой сложности, поэтому найти подходящую линию сможет любой лыжник – от начинающего до профи. Основная зона катания находится между высотами в 2 280 и 3 800 метров. Сноубордистам можем посоветовать обратить внимание на спуски за вторым от станции Мир поворотом маятниковой дороги. Склоны Эльбруса будут интересны также фрирайдерам и поклонникам бэккантри, они могут кататься поодиночке или в составе групп. Те, кто устал, катаясь на спусках, могут восстановить свои силы, сделав несколько глотков нарзана из местных, никогда не замерзающих, источников.

В Приэльбрусьи активно развивается туристическая инфраструктура: строятся и модернизируются гостиницы, канатные дороги, места отдыха и развлечений – кафе, бары, дома отдыха. Туристы могут посетить источник Маленькие Нарзаны, а также музей Владимира Высоцкого.

Думаем, Вы уже наполнены решимостью посетить это замечательное место – окрестности горы Эльбрус. В таком случае необходимо задуматься о том, как добраться до Приэльбрусья. Это очень просто: самолётом или поездом необходимо долететь или доехать до города Минводы или Нальчика, а там взять такси, которое привезёт Вас в одну из гостиниц Приэльбрусского района.

Представляем Вам краткую справочную информацию о канатных дорогах гор Эльбрус и Чегет. Вы узнаете об их истории, протяжённости и пунктах остановки.

Канатная дорога на Эльбрус начинается около гостиницы Азау и проходит до пункта Старый кругозор (высота – 2 950 метров), после пересадки можно добраться до пункта Мир. Высота, на которой расположена эта станция – 3,5 тысячи метров, здесь Вас ждёт, наверное, самое высокое в мире кафе, называющееся точно так же – «Мир», в котором Вам предложат отведать традиционные блюда кавказской кухни. На станции Мир стоит задержаться не только для того, чтобы перекусить – посетите музей боевой славы, почтите память тех, кто защищал окрестности Эльбруса в годы Великой Отечественной войны.

Для того, чтобы подняться выше, Вам необходимо проследовать кресельной канатной дорогой до пункта Гара-Баши, расположенного на высоте 4 200 метров. Именно с этой станции начинается альпинистский маршрут восхождения на Эльбрус. От каждой станции – Старого кругозора, Мира, Гара-Баши – вниз идут горнолыжные спуски, общая протяжённость этих трасс составляет около 35 километров. Расстояние между станциями Гара-Баши и Мир, Мир и Старый кругозор – по две тысячи метров, а от Старого кругозора до гостиницы Азау - почти две с половиной тысячи метров. Перечислим вкратце характеристики канатных дорог, ведущих на Эльбрус:

  • дорога IV «Эльбрус-1», маятниково-канатная, протяжённость – 1 900 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога V «Эльбрус-2», маятниково-канатная, протяжённость – 1 800 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога VI «Эльбрус», канатно-кресельная, протяжённость – 1 000 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога №2 «ВЛ-500», буксировочная, протяжённость – 500 метров, время в пути – 5 минут.

Выше мы не упомянули про самую новую канатную дорогу Эльбруса, но сделали это не по забывчивости, а потому, что она заслуживает отдельного внимания. Итак, канатная дорога Ariana-8 (Ариана-8) была спроектирована в 2003 году, а запущена в эксплуатацию 17 декабря 2006 года, с двухгодичным отставанием от первоначальных планов. Эта канатная дорога ведёт от станции около гостиницы Азау (рядом с нижней станцией дороги от Азау до станции Мир) до пункта Старый кругозор. Протяжённость дороги составляет 1 760 метров, а разница между высотами – почти 580 метров. Дорога включает в себя 58 кабин вместимостью по восемь человек, а её пропускная способность немногим менее 2,5 тысяч человек в час. Средний уклон канатной дороги составляет около 35%.

Здание нижней станции выглядит достаточно современно и надёжно – в его архитектуре прослеживается высокотехнологичность, поэтому тем, кто вначале сомневается в надёжности канатной дороги фактически приходится поверить в неё. Верхняя станция выдержана в том же стиле, что и Азау, поэтому у туристов не возникает диссонанса между началом и окончанием пути.

Теперь – о канатных дорогах, ведущих на гору Чегет. Первая кресельная канатная дорога заработала здесь более сорока лет назад – в 1963 году, её длина составляла более полутора километров, а разница в высотах – около 650 метров. Вторая очередь канатной дороги – «Чегет-2» – была запущена в 1966 году. В 1969 году была введена в строй парная канатно-кресельная дорога, а в 1974 году начала свою работу гостиница Чегет. Слева от канатной дороги на Чегет находятся горные вершины Донгузорун, Когутай и Накра, справа – знаменитая двуглавая гора Эльбрус. Туристов поразит своей красотой поляна Чегет с органично вписывающимися в неё объектами туристической инфраструктуры – гостиницами и туристическими базами. На высоте 2 750 метров расположена станция Ай, на которой можно вкусно пообедать в кафе. Завершением канатной дороги выступает пункт Чегет-3, находящийся на высоте 3 083 метра. Всего на Чегете действуют в настоящее время четыре канатные дороги:

  • дорога I «Чегет-1», канатно-кресельная, протяжённость – 1 600 метров, время в пути – 13 минут;
  • дорога II «Чегет-2», канатно-кресельная, протяжённость – 900 метров, время в пути – 11 минут;
  • дорога III «Парная», протяжённость – 1 600 метров, время в пути – 13 минут;
  • дорога №1 «ВЛ-300», буксировочная, протяжённость – 300 метров, время в пути – 3 минуты.

Побывать в Кавминводах и не съездить к седовласому великану — Эльбрусу, это все равно что и не быть на Северном Кавказе вовсе. Впрочем, многие матерые туристы точно так скажут вам, если вы осмелитесь сказать, что были на Эльбрусе и не покорили его. Про восхождение на Эльбрус можно почитать у Михаила в его Ну а наше восхождение завершилось на станции Мир на высоте 3500 м, куда можно подняться без специального снаряжения и даже без специальной подготовки.

Мы приехали на Кавказ знакомится с его красотами, к сожалению знакомство было в режиме экспресс и на Эльбрус в нашем графике был отведен только один день. В этот же день нам еще предстояло и на Чегет подняться, и попить минеральной воды на поляне нарзанов.
Конечно, даже у таких болезненных и не подготовленных ребят, как мы заныло сердце при виде этого исполина и в груди рванулось желание подняться, наверное именно это чувство и влечет сотни туристов каждый год к двуглавому великану Эльбрусу.

Как добраться до Эльбруса

На самом деле выбор транспорта не велик. Самый простой и удобный способ это личный автомобиль. Но если вы приехали на курорты Кавказских минеральных вод не на машине, то кроме как воспользоваться платными экскурсиями другого выхода доехать до Эльбруса нет. В КМВ очень плохо развито транспортное сообщение между достопримечательностями края, но очень хорошо между самими курортами. Например у вас не составит труда перемещаться между Пятигорском, Ессентуками, Кисловодском, Железноводском и Минеральными водами. От Пятигорска до Кисловодска курсирует электричка, в другие города очень часто ходят маршрутки. Но когда речь заходит о таких достопримечательностях как Эльбрус тут транспортная система бессильна. Более того, такси тоже не вариант, оно будет стоить чуть ли не дороже экскурсии. Поэтому даже те, кто идет на восхождение на Эльбрус не редко пользуются трансфером турфирм Кавказа.

Экскурсия в Приэльбрусье к Эльбрусу и Чегету

Экскурсия на Эльбрус это идеальный способ увидеть горы, затратив минимум физической энергии. Во-первых, такую экскурсию можно заказать в любом городе КМВ и автобус заберет вас прямо от входа в санаторий или от оговоренного заранее места. Во-вторых, стоит это удовольствие не очень дорого в пределах 1000-2000 рублей на человека, в зависимости от того будете вы оплачивать подъем на канатной дороге или нет. В-третьих, экскурсионное сопровождение на Кавказе очень хорошее. Экскурсовод все расскажет, покажет и отведет куда надо, а по завершении экскурсии вас довезут туда, откуда забрали. У экскурсий есть только два существенных минуса. Вы перемещаетесь в группе людей, это не всегда удобно, особенно когда группа большая. Второй минус заключается в том, что во времени вы строго ограничены, экскурсовод не даст вам ни секунды лишнего времени, поэтому если вы хотите больше насладиться видами, берите еду с собой. Как правило экскурсовод выделяет минут 40 на обед, а взятый с собой перекус займет минимум времени. Таким образом сэкономленное время можно потратить на прогулку по окрестностям.

На Кавказе мы были 9 дней и экскурсия на Эльбрус стала навязчивой идеей. Уезжать с Кавказа не увидев величественный Эльбрус мы не хотели, но природа вела себя таким образом, что Эльбрус просто не показывался на горизонте, и прогнозы были не утешительными. Таким образом экскурсия на Эльбрус мало-помалу была отложена чуть ли не на последний день поездки. Но наши старания и затягивания не пропали зря, Эльбрус нас услышал и именно день поездки выдался солнечным и спокойным.

Автобус забрал нас из Ессентуков и повез к Эльбрусу. Правда дорога все равно проходит через Пятигорск, поэтому Пятигорск является оптимальным местом, откуда можно ездить на Эльбрус.

Поляна Чегет и гора Чегет

Первая остановка поляна Чегет. Как-никак наша экскурсия охватывает сразу две вершины — и Чегет и Эльбрус. Озаботьтесь этой деталью заранее, многие турфирмы предоставляют экскурсии только к одной из двух вершин. Надо признать в этом есть некоторый здравый смысл. Если вы не собираетесь забираться на самый пик, а как мы просто «прокатиться на канатке» и «пощелкать фотки», то имеет смысл остановить свое внимание на одной вершине, правда на какой именно мы вам не скажем, это тяжелый выбор.

Надо признать, инфраструктура Приэльбрусья развита на очень высоком уровне. Можно приехать сюда в сланцах и легко экипироваться для восхождения, при условии наличия денег конечно. Здесь есть все, от проката снаряжения и гостиниц до магазинов с сувенирами и кафетериев, здесь собираются группы и нанимаются проводники.











На поляне расположен канатно-кресельный подъемник, который за 500 рублей поднимает нас до кафе «Ай» на высоту 2750 м и все. То есть, нас конечно должен был поднять второй подъемник еще выше и за те же деньги, но он не работал, а цена осталась прежней. Но и той канатной дороги, что мы преодолели нам хватило за глаза. 17 минут ужаса и страха, мне как человеку боящемуся высоты это мероприятие представилось именно в таком свете. Дело в том, что канатка на Чегете кресельная, то есть пристегиваешься цепочкой у пояса и болтаешь ножками всю дорогу, а подъем пролегает через самую натуральную пропасть, может это и утрированно, но именно так я чувствовал в тот момент. Конечно снять процесс подъема на фото я не смог, просто в момент поездки у меня активировался хватательный рефлекс и я схватил поручень и не мог отпустить его пока ноги не коснулись твердой поверхности. Вы будете смеяться, но на обратной дороге, как раз в тот момент, когда мы проезжали этот неприятный участок с пропастью, канатную дорогу остановили и мы еще минут 5 болтались в воздухе. Эти впечатления были очень сильными. Преодолев эти трудности, мы оказались на площадке и перед нами раскинулся грандиозный пейзаж.

Слева белоснежные склоны Эльбруса, справа ледник Семерка, и куда не брось свой взор, всюду горы.



Можно и нужно было бы подняться повыше, но времени экскурсовод отводит катастрофически мало. Высота слегка кружит голову, или это так пьянит такой шикарный вид?



Но и с поляны Чегет вид на горы завораживает и покоряет.





Так мы познакомились с Чегетом, как и большинство знакомств в нашей жизни, оно было шапочным, надеюсь когда-нибудь мы подружимся. А нам пора, график неумолим, нас ждет хозяин здешних мест — его величество Эльбрус.

Эльбрус, канатка на станцию Мир

Проезжаем поселок Терскол, оказываемся на поляне Азау, здесь еще больше разноплановых заведений. Канатка здесь более современная, чем на Чегете, представляет собой маятниковую европейку, стоит 600 р. с человека. Поднимает она в два этапа. С поляны Азау до Старого Кругозора, а потом до станции Мир. Дальше до «бочек» есть кресельная канатная дорога, но она оказалась уже закрыта, поэтому мы довольствовались высотой 3500 метров.




Из-под тающего снега выбиваются тонкие ручейки, они спускаются к подножию горы, чтобы там объединиться со своими собратьями в могучий горный поток под названием Баксан.




Это не просто катушки и пеньки, это столики и стульчики, можно съесть припасенный бутерброд, любуясь на потрясающую панораму.

Здесь же на станции Мир установлен мемориал защитникам Главного Кавказского хребта в годы Великой Отечественной войны.

Серый снег и коричневый камень создают ощущение нереальности. Легко представить, что в небе несколько лун, а под ногами земля чужой планеты. Но это не чужая планета, это величественный Эльбрус.







Глядя на веселых бородатых дядек в солнцезащитных очках и с рюкзаками, возникло непреодолимое желание пойти с ними, туда на сверкающие вершины горы Эльбрус. Мы замечтались, глядя на горы, что выпустили время из виду настолько, что обедать пришлось впопыхах, а без обеда мы проходили бы остатки дня голодными.



Кормят на Азау, надо признать, без души. Съедобно, но не очень вкусно. Нам с шашлыком не повезло, как известно местные жители баранину не маринуют, сразу жарят, но на Азау для туристов припасли явно не самое свежее мясо, поэтому барашек получился жестковат. Обед обошелся нам в 840 рублей.

Поляна нарзанов, Приэльбрусье

Последняя остановка, поляна нарзанов. Это совсем рядом, 10 минут от Азау. Переходим небольшой мост через реку Баксан и оказываемся на небольшой поляне.









Здесь тоже все оборудовано для туристов. Беседки, шашлычные дворики, сувенирные лавки и главная достопримечательность этого места — нарзанные источники. Их несколько, но вкус воды из них примерно одинаков.





Силен русский человек. Весь туристический автобус испил нарзану в каждом из четырех источников и ни один пассажир за всю обратную дорогу, а это два с половиной часа, не попросился выйти освежиться.

Природа горной местности вряд ли оставит вас равнодушным.