Домой / Работа в Интернете / Заметки с фабрики, где делают акустику Arslab. Напольная акустика Колонка для дома мощная система

Заметки с фабрики, где делают акустику Arslab. Напольная акустика Колонка для дома мощная система

Выбор акустики – задача непростая. Казалось бы, на рынке десятки неплохих моделей, каждая имеет свои особенности и цену. С виду – идентичная техника, но с разной мощностью и стоимостью, на что обращать внимание? Влияют ли на качество звука габариты и количество колонок?

Общие критерии выбора колонок

Акустика

Для начала попробуем разобраться, что означают характеристики «2.0», «5.1» и им подобные, которые встречаются в описаниях аудиотехники.

1.0 – портативные колонки . Качество звука не очень хорошее, но они удобные для поездок, поскольку имеют небольшие размеры. Подробнее о том, как выбрать портативные колонки – .

2.0 – две фронтальные колонки . Эффекты идут в режиме стерео, прекрасно озвучиваются любимые мелодии, отчетливо передается звук при трансляции фильмов.

2.1 – две передние колонки и сабвуфер . Бас передается на сабвуфер, а другие частоты – на колонки. Если первое устройство поставить на пол, а сателлиты – на стол, просмотр фильмов подарит максимум удовольствия, великолепно передаются все звуковые эффекты. Любителям качественного звучания музыки такая система не подойдет, потому что сабвуфер сбрасывает низкие частоты, звук немного искажается.

4.0 – две тыловые и две передние колонки . Обеспечивается чистый стереозвук, разрабатывалась для киноманов, но и для наслаждения музыкой вполне подходит.

4.1 – две тыловые и две передние колонки, дополняется еще одной колонкой с сабвуфером .

5.1 – две фронтальные колонки, две – тыловые, центральная и сабвуфер . Гарантируется максимальный звуковой эффект. Предназначен для любителей качественных фильмов и игр со спецэффектами.

Мощность

Здесь нужно опираться не на свои пристрастия, а на масштабы помещения. Для средней квартиры вполне хватит 25-40 Ватт на канал. Если комната большая или собственный дом, допустимо 50-70 Ватт. Тем, кто приобретает аудиоаппаратуру под вечеринки, подойдет 60-150 Ватт – для большого помещения, и от 120 Ватт – уличного формата.

Под дискотеки созданы модели музыкальных центров, в которых акцент сделан именно на производительность и невысокие частоты. Лучшим представителем этого класса называют Sony Shake-66D или LG CM9540. Если же покупать такую технику для комнаты, то звук не отразит должного качества и баса, он рассчитан на другое пространство.

Диапазон частот

Ясный и чистый звук гарантирован, когда частота полос приближается к диапазону частот, улавливаемых слухом: от 20 до 20 тысяч Герц. Аппаратура высокого качества выдают звук и с показателями повыше. Чем меньше частота, тем сильнее ощущаются басы, а стрельба в играх и фильмах передается намного ярче. Так что любителям басов стоит обратить внимание на колонки, которые воспроизводят частоту 10 Герц, а меломанам больше придется по душе показатель до 40 тысяч Герц.

Материал

Это не только дизайн, от материалов зависит и звук. К примеру, деревянный корпус дает звучание качественнее, нежели пластиковый. Даже при большой громкости не должны проявляться дребезжание и посторонние шумы. Если у модели предусмотрены ножки, проверьте, хорошо ли они крепятся к корпусу, одинаковой ли длины. Если колонка будет стоять неровно, то «поплывет» и звук.

Наиболее качественными считаются модели из МДФ, из ДСП – более хрупкие, плохо переносят влажность. Пластиковые быстро изнашиваются. Алюминиевые хорошо защищают корпус, но искажают звук.

Колонки для телевизора имеют свои характеристики звучания, их тоже необходимо учитывать при покупке.

  1. Чувствительность . Отвечает за громкость звука, чем она выше, тем громче звучание. Если показатели высокие, тогда не нужен усилитель, данные на этот показатель отмечаются в техкнижке. Акустика с низкой чувствительностью тянет до 88 децибел, с высокой – от 94 до 102 децибел.
  2. Мощность . Здесь важно правило: мощность усилителя не должна быть выше мощности динамиков, иначе техника просто перегорит. Для маленькой комнаты – до 17 квадратных метров, хватит и 80 Ватт.
  3. Корпус . Самым лучшим считается оснащенный фазоинвертором, попроще будет вариант закрытого типа. Если нужны низкие частоты, выбираем напольную акустику, а для высоких – устанавливаемую на полках.
  4. Саундбар . Его называют «палочкой-выручалочкой», которая улучшит любую аудиосистему. Для телевизора стоит выбрать акустическую подставку, когда техника ставится на колонку.

Размеры колонки должны подходить к подставке под телевизор!

Из этой серии хорошо себя зарекомендовали модели LG, Maxell, Panasonic и Denon. Отличный звук, при просмотре фильмов создается ощущение, якобы звук исходит прямо из центра. Но есть и отрицательные момент. Саундбар-подставка не охватывает обширный диапазон, могут ощущаться низкие басы. Качественные модели дают отличный уровень, но по конструкции мало предусмотрены под телевизоры.

Если вы уверены, что без саундбара не обойтись, стоит учесть такие моменты:

  1. Если устройство будет стоять далеко от телевизора, рекомендуется оснастить аппаратуру приемником Bluetooth. Аудиокодек aptX обеспечит хорошее звучание, но важно учитывать, что беспроводная акустика для телевизора отличается нестабильностью сигнала.
  2. Для комнаты в 20 квадратов можно выбрать мощность в 50 Ватт. Если телевизор будет стоять в зале, который насчитывает около 30 квадратов, лучше выбрать силовой потенциал на 100 Ватт. Далее – по нарастающей. Главное – узнать при покупке, может ли телевизор по своим параметрам, передавать звучание через подставку или набор саундбаров.

В домашних кинотеатрах колонки делятся на:

  • центральные, обеспечивают качество и звуковые эффекты;
  • передние, воспроизводят музыку и аудио эффекты;
  • задние, поддерживают акустику в целом.

Если нет сабвуфера, то звучание басов ухудшается, и нагрузка воспроизведения разбрасывается на фронтальные колонки.

Есть модели проводного и беспроводного подключения:

  • пассивные, принимают сигнал от центрального блока;
  • активные, задействуются через питание в 220 Вольт.

Варианты сборки

Для сборки домашнего кинотеатра разработаны две схемы: коробочная и индивидуальная. Вторая требует привлечения специалистов и солидных финансовых вливаний, поскольку детали подбираются по желанию заказчика и подгоняются к модели. Удобнее и проще, так называемая, коробочная, когда аппаратура собирается в том виде, в котором приобреталась. Здесь стоит присмотреться к модели с беспроводной тыловой акустикой, такая стоит немного дороже. В наборе прилагается дополнительный блок – беспроводной усилитель тыловых колонок, он ловит сигнал от центрального блока. Питание – от 220 Вольт, понадобятся также провода к задним колонкам.

Мощность

Какая мощность будет оптимальной для домашнего кинотеатра? Самый простой расчет: 8-10 Ватт на квадрат. Если комната насчитывает до 20 квадратных метров, смело покупайте систему до 200 Ватт. Для такой техники разработаны модели 2 классов:

  • Hi-Fi. Воспроизводит звук неплохо, стоимость умеренная.
  • Hi-End. Качество звучания на порядок лучше, но и цена выше.

Для домашних кинотеатров с большой диагональю можно использовать системы, общая мощность которых доходит до 500 Ватт.

В техпаспорте обычно указывают самую большую пиковую мощность, а у каждого производителя она измеряется по-разному.

Колонки для музыки

Опытные покупатели непременно изучают техпаспорт и указанные в нем характеристики. При покупке техники для дома важно учитывать:

  1. Чувствительность громкоговорителя . Она является характеристикой степени голосового давления. Например, если к одному усилителю подсоединить колонки разной чувствительности, сильнее воспроизводить звук будут те, в которых этот показатель выше. Лучше ориентироваться от 90 децибел.
  2. Диапазон частот . Мы улавливаем звук от 16 Герц до 20 килоГерц, потому оптимальный диапазон – 18-20 килоГерц.
  3. Импеданс . Стандарт – 4,6 или 8 Ом. Если планируется усилитель, можно выбрать модель с любыми показателями.
  4. Самая большая продолжительная электрическая мощность . В техпаспорте обычно указывается самая большая или кратковременная, а вам важно знать, какую колонки могут выдавать максимально долго, без ущерба технике. Лучше покупать систему, мощность которой на 30% выше мощности усилителя. Для дома хватит 30-100 Ватт.

Топ-10 лучших колонок

Представляем вашему вниманию 10 лучших колонок, отсортированных по их рекомендованному предназначению.

Напольная акустическая система

Есть низкочастотные и среднечастотные динамики, усилитель. Благодаря разделительному фильтру, сигнал почти не искривляется. Колонки очень чувствительные, систему защищают предохранители. Каналы 2.0, частота 38-20 тыс. Гц, чувствительность 92 децибела.

  • масштабное звучание;
  • неплохая громкость;
  • оригинальный дизайн;
  • высокий уровень безопасности.

Для домашних кинотеатров

Мощная акустическая система 5.1 канала. Мощность 250 Вт, обладает просторным многоканальным звучанием. Элитная сборка.

  • четкий и мягкий звук;
  • 3D Blu-Ray ресивер;
  • надежный корпус, поглощающий вибрации;
  • технология магнитного экранирования;
  • обширный частотный интервал.

Минусы: цена от 100 тыс. руб.

Домашний кинотеатр среднего класса. Каналы – 2.1, мощность – 275 Ватт.

  • можно установить на полку или повесить на стену;
  • глубокие басы.

Минусы: высокая стоимость, как модели, так и кронштейнов.

Бюджетный вариант акустики для домашнего кинотеатра. Каналы – 5.1, мощность в сумме – 1000 Вт, Колонки выполнены из пластика.

  • много декодеров;
  • беспроводной сабвуфер;
  • модуль Bluetooth.

Для больших комнат

Трехполосная напольная модель. Деревянный корпус, пассивный усилитель, мощность – до 250 Ватт. Чувствительность 92 дБ.

  • объемный звук;
  • раздельное подключение НЧ и ВЧ (Bi-wiring);
  • моно полярное акустическое излучение.

Минусы: не подходит под маленькие пространства.

Для телевизора

Беспроводной сабвуфер, HDMI, Anynet+, USB. Мощность – 310 Ватт. Звуковая панель делится на две колонки, хорошо регулируется громкость, легко настраивается. Система 2.1.

  • небольшие размеры;
  • много выходов;
  • надежный корпус;
  • настройки сбиваются после включения или выключения;
  • сабвуфер требует компоновки с источниками звука.

Универсальная

Вид системы – пассивный, мощность – до 150 Ватт, усилитель, фазоинвертор, магнитное экранирование. Чувствительность 98 дБ, частота 35-40 тыс.

Минусы: фазоинверторы расположены сзади.

Лучшая беспроводная акустическая система

Высокочастотные динамики, поддерживает Bluetooth. Линейный вход Line-in, и отдельный – для наушников. Канальность 2.0. Мощность 30 Вт.

  • мощное звучание басов;
  • удобно регулируется громкость;

Минусы: не предусмотрен шнур jack5 для ПК.

Высокий дизайн

Берет оригинальностью: корпус из темного дерева, черные защитные решетки динамиков. 6 громкоговорителей, 2 высоких монитора, динамики разных частот. Сабвуфер разбивает звук с помощью излучателя. Чувствительность 91 дБ.

  • высокая производительность;
  • глубокий бас;

Минусы: ощутимая цена.

При покупке колонок эксперты советуют смотреть на такие важные детали:

  1. Чувствительность системы должна быть не ниже 75 децибел.
  2. В активных устройствах предусмотрены усиленные динамики, партитивные фильтры располагаются на выходе усилителей.
  3. Вид подключения. Наиболее удобный – с кабелем mini jack.
  4. Для экономии пространства лучше выбрать модели настенного типа.
  5. Перед покупкой обязательно прослушать звучание, настояв, чтобы у усилителя был лишь стабилизатор тембра. Иногда продавцы с помощью многополосного эквалайзера подкручивают частотный диапазон.
  6. Источником звука, подсоединенного к усилителю, должен быть только CD или DVD проигрыватель с диском Audio-CD. MP3 сбивает звучание даже дорогих моделей.

Какие колонки выбрать – решать вам. Но прежде, чем платить за них, потратьте несколько минут, чтобы послушать звучание на разных уровнях громкости. Это поможет избежать впоследствии неприятных сюрпризов при подключении техники дома. Не забудьте про гарантийный талон и техинструкцию, чтобы отстоять свои права, если что-то забудете учесть.

Вконтакте

Домашняя акустика давно стала обычной частью повседневности, а многообразие предложений самых разных производителей часто обескураживает покупателей. Высокая цена не всегда гарантирует хорошее качество и реалистичность звучания. Лучшие колонки подбираются под конкретное помещение с учетом его особенностей. Все системы в зависимости от места установки можно разделить на полочные, напольные, настенные и встраиваемые. В рейтинге по версии портала Марка.гуру представлена лучшая акустика, разделенная на ценовые группы. В каждой из них выделены наилучшие в своем классе модели.

Чтобы правильно подобрать лучшую для вашего дома акустическую систему, нужно учитывать следующее:

  1. Особенности помещения . Это площадь, форма, расположение мебели и предметов интерьера, назначение. Для комнат менее 18 кв. м используют полочную акустику. Для более просторных - лучше использовать напольную акустику. Если же вы приобретаете звуковую систему для ванной комнаты или бани, то лучшим решением будет влагозащитная или жаростойкая встраиваемая акустика.
  2. Амплитудно-частотная характеристика . Часто покупателей вводит в заблуждение диапазон частот, который у дешевых моделей может быть даже шире, чем у самой хорошей системы. Гораздо более важно, насколько верно воспроизводятся частоты. В руководстве к акустике должен быть график, отображающий эти характеристики.
  3. Чувствительность . Показатель отображает возможную громкость звучания в зависимости от подведенной мощности.
  4. Реальный звук . То, что написано в документации, не всегда соответствует реальности. Кроме того, звуковые предпочтения индивидуальны, и вам может просто не понравится, как звучит любимая музыка в самой брендовой hi-fi акустике. Обязательно проверяйте звучание перед покупкой.
  5. Количество каналов . Выбор зависит от назначения акустической системы. Для музыки больше подойдут 2-канальные стерео системы, а для реалистичного погружения в сюжет фильма лучше приобретать системы 5.1 и выше.
  6. Дизайнерское исполнение и материалы . Поскольку hi-fi акустика является, в том числе, и частью интерьера, то внешний вид, особенно для дорогих моделей, имеет значение. Но помните, что материалы лучших по звучанию акустических колонок не обязательно будут натуральными. Важным является исключение отражения звучания от поверхности материала.

Бюджетные варианты

Рейтинг лучших домашних акустических систем по версии портала Марка.гуру начинается с бюджетных моделей стоимостью до 10 тысяч рублей. За эти деньги можно выбрать довольно неплохую по звучанию акустику как для домашнего кинотеатра, так и для прослушивания музыки любого стиля.

1. SVEN HT-210

Это полочные колонки от финского производителя с возможностью установки на стену. Лучшая акустическая система 5.1 в бюджетной категории прекрасно подходит для домашнего кинотеатра, включает в себя 5 сателлитов и сабвуфер.

В комплект поставки входит оптический кабель и крепеж для монтажа на стену.

Основные технические характеристики системы:

  • имеются 2 фронтальные, 2 тыловые колонки, центральный канал и сабвуфер;
  • мощность колонок и центрального канала 15 Вт, сабвуфера 50 Вт;
  • цельный закрытый корпус;
  • активная акустика;
  • воспроизводимые частоты 40-20 тыс. Гц;
  • имеется разъем для карты памяти, bluetooth, радио.
  • функциональность: возможность сохранять настройки в памяти, считывать файлы с USB носителей и карт памяти;
  • наличие большого числа разъемов, позволяющих подключаться к разной технике;
  • хорошие показатели АХЧ, особенно на средних частотах;
  • есть пульт дистанционного управления;
  • компактность при хорошем качестве звука, удобство монтажа.

Минусы: не обнаружены.

Цена: 7540 рублей.

Цены на SVEN HT-210 :

2. BBK MA-970S

Недорогая активная полочная акустика 5.1 с весьма объемными корпусами колонок.

Имеет встроенный декодер для преобразования стереофонического звука в многоканальный.

Характеристики:

  • громкоговорители изготовлены из МДФ;
  • состоит из двух фронтальных и тыловых колонок, центрального канала и сабвуфера;
  • мощность колонок и центрального канала по 40 Вт, сабвуфера 80 Вт;
  • двухполосные фронтальные и центральная колонки;
  • частотный диапазон от 20 до 20 тыс. Гц.
  • хороший сабвуфер с качественным воспроизведением басов;
  • пульт ДУ;
  • возможность подключения к звуковой карте компьютера;
  • наличие стереовхода и встроенного декодера.
  • короткие провода для подключения колонок.

Цена: 9580 р.

Цены на BBK MA-970S :

Комплект акустики для многоканальных систем состоит из двух тыловых и одной центральной колонки.

Характеристики:

  • полочная акустика с возможностью крепления на стену;
  • диапазон 80-30 000 Гц;
  • пассивный тип;
  • материал корпуса МДФ;
  • чувствительность тыловых колонок 90 дБ, тыловой 91 дБ.

  • компактность;
  • двухполосные колонки с магнитной защитой;
  • удобное крепление на стену;
  • неплохой звук для своей цены.

Минусы: не обнаружены.

Цена: 7780 р.

Цены на :

Средняя ценовая категория

Здесь представлены более серьезные модели, цена которых находится в пределах от 10 до 40 тысяч рублей. В этой категории собраны акустические системы, способные удовлетворить более требовательные запросы любителей качественного звука. Но при этом цена на них вполне доступна.

Пассивная акустическая система с фронтальными напольными колонками от известного производителя звукового оборудования и электроники.

Характеристики:

  • состоит из двух фронтальных, двух тыловых колонок и центра;
  • чувствительность фронта 83 Дб, тыла 81,5 дБ, а центра 88 Дб;
  • частоты от 40 до 30 тысяч Гц;
  • корпуса изготовлены из МДФ;
  • 3-полосные фронтальные колонки и 2-полосная центральная.
  • качественный звук фронтальных колонок с неплохими низкими частотами;
  • крепления для монтажа в комплекте;
  • компактный размер;
  • высокое качество сборки и материалов;
  • стильный дизайн.
  • низкокачественные провода, идущие в комплекте;
  • отсутствует сабвуфер, что приводит к недостаточному воспроизведению басов;
  • слабые тыловые колонки и центр.

Цена: 20990 р.

Цены на :

Полочная акустика 5.1 с активным сабвуфером идеально подойдет для домашнего кинотеатра в не очень большом помещении.

У системы стильный дизайн и отделка белым глянцевым лаком.

Характеристики:

  • включает по две полочные тыловые и фронтальные колонки и активный сабвуфер;
  • частотность 45-20 тысяч Гц;
  • 2-полосные колонки;
  • сабвуфер мощностью 200 Вт;
  • чувствительность 86 дБ.

  • высокое качество звука при компактных размеров;
  • настенные крепления в комплекте;
  • в комплекте есть позолоченные разъемы;
  • высокое качество исполнения;
  • магнитное экранирование.

Минусы: не обнаружены.

Цена: 35 990 р.

Цены на :

Качественная акустика для дома с активным сабвуфером.

Присутствует возможность регулировки уровня, фазы усиления басов, которая позволяет усилить бас на 3 дБ.

Характеристики:

  • в составе по две 2-полосные тыловые и фронтальные колонки, центр и сабвуфер мощностью 200 Вт;
  • полочный тип колонок;
  • частоты от 35 до 20000 Гц;
  • чувствительность 86 дБ;
  • отделка черный глянец.

  • качественное объемное звучание;
  • легкое подключение благодаря цветной маркировке кабелей;
  • удобные кронштейны для настенного крепления в комплекте;
  • экономичное энергопотребление;
  • центральный канал с двойным драйвером для более четкого отображения голосов;
  • магнитное экранирование.

Минусы: не обнаружены.

Цена: 14800 р.

Цены на :

Это пассивная акустика с компактными колонками и сабвуфером. Колонки Bose являются самыми дорогими в этой ценовой категории.

Даже на большой громкости низкие частоты воспроизводятся сабвуфером без слышимых искажений.

Характеристики:

  • 4 однополосные компактные колонки весом чуть больше килограмма;
  • отделка черным либо белым глянцевым пластиком;
  • полочная акустика с возможностью крепления на стену.

  • магнитная защита;
  • мощные драйверы, обеспечивающие объемное звучание;
  • возможность крепления на стену или специальные стойки;
  • компактность.
  • для достижения полного качественного звучания требуют правильной установки в помещении и хорошего усилителя.

Цена: 39990 р.

Цены на :

Акустика высшего класса

В завершающем разделе рейтинга лучших домашних акустических систем по версии портала Марка.гуру представлены модели стоимостью дороже 40 тысяч рублей. Если вы не сильно ограничены в средствах и хотите приобрести оборудование hi-end класса, присмотритесь к следующим моделям.

Эту активную полочную звуковую панель можно использовать для создания систем 3.1 и 5.1 в комбинации с сателлитами и сабвуфером этой же марки. А можно просто использовать как самостоятельный саундбар для телевизора. Акустика ориентирована именно на просмотр фильмов, для прослушивания музыки она не очень подходит.

Поддержка Wi-Fi и 2 порта Ethernet позволяют управлять системой при помощи мобильного приложения, объединять оборудования в группу, настраивать как систему в целом, так и дополнительные колонки.

Характеристики:

  • полочное либо настенное размещение;
  • цифровой оптический вход;
  • раздельное усиление на каждом из динамиков;
  • поддержка интернет-радио;
  • автоматическая эквализация звука.

  • легкое подключение и настройка;
  • можно объединить с колонками и сабвуфером Sonos через беспроводное подключение;
  • прекрасно подходят для игр и просмотра фильмов.
  • не хватает низких частот, для полноценного звучания лучше приобрести как минимум сабвуфер.

Цена: 71000 рублей.

Цены на :

2. KEF E305

Система 5.1 с оригинальным дизайном и необычной формой динамиков.

Использование оригинальных технологий, например, алюминиевого диффузора и магнитной системы высокого уровня, уменьшающей искажения, вентиляционных отверстий в высокочастотном динамике, и новой версии излучателя позволяет добиться максимально естественного звучания и эффекта присутствия.

Характеристики:

  • пассивная система с активным сабвуфером;
  • диапазон частот 33-45000 Гц;
  • полочное крепление с возможностью установки на специальные стойки;
  • чувствительность 86 дБ;
  • встроенный в сабвуфер Class-D усилитель в 250 Вт.

  • высокотехнологичная система с реалистичным звучанием;
  • компактность и оригинальный дизайн.

Минусы: не обнаружены.

Цена: 88200 р.

Цены на KEF E305 :

Еще одна акустика от Bose для домашнего кинотеатра с мощными компактными колонками.

Самая мощная акустическая система от Bose с новыми громкоговорителями создает объемное насыщенное звучание, подходит для просторных комнат.

Характеристики:

  • пассивная система 5.1 с активным сабвуфером;
  • мощность фронтальных и тыловых колонок 50 Вт;
  • мощный сабвуфер в 200 Вт с двумя низкочастотными драйверами;
  • однополосные динамики;
  • полочное крепление с возможностью установки на специальные стойки.

  • высокая мощность при компактных размерах;
  • возможность регулировки уровня низких частот;
  • возможность крепления вплотную к стене.
  • отсутствие креплений в комплекте;
  • неудобно устанавливать, много проводов.

Цена: 89990 р.

Цены на :

4. Jamo S 628 HCS

Премиальная акустическая система 5.0 от датского бренда.

В модели предусмотрено Bi-Wiring подключение, при котором раздельно подключаются излучатели высоких и низких частот. Это позволяет добиться большей детализации в звучании.

Характеристики:

  • пассивная система;
  • материал корпуса МДФ, возможны разные расцветки;
  • напольные 3-полосные фронтальные колонки;
  • полочные 2-полосные тыловые динамики;
  • чувствительность 87 дБ;
  • мощность фронтальных колонок 150 Вт;
  • мощность тыловых и центральной колонки 80 Вт;
  • частотный диапазон 37-20 тыс. Гц.
  • качественное звучание;
  • возможность использовать в просторных комнатах до 50 кв.м.
  • отсутствие в комплекте креплений на стену;
  • для лучшего звучания низких частот желательно дополнительно приобрести сабвуфер.

Цена: 64990 р.

Цены на Jamo S 628 HCS :

Выбор лучшей домашней акустической системы непрост из-за широкого разброса цен и массы предложений от разных брендов. Не хочется необоснованно переплачивать и, в то же время, необходимо приобрести тот вариант, который позволит создать реалистичное и насыщенное звучание домашнего кинотеатра. Руководствуйтесь рейтингом по версии портала Марка.гуру, в котором представлена лучшая акустика из каждой ценовой категории.

Посвященном акустике помещения мы выяснили, что любая комната - своего рода резонатор, драматически влияющий на характер звучания системы. Теперь пришла пора поговорить непосредственно об источниках этого самого звучания, то есть об акустических системах.

Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.

Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно - после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.

Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды

Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.

Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение - ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.

Душа нараспашку

Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового - смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.


PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях

Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.

Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.


При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами

Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) - в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.

Кстати, частный случай открытых систем - акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.

Открытое оформление

Плюсы: Высококлассные открытые колонки - отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.

Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.

Запертый в ящике

С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.

Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.


Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении

К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха - пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.


В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом - в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается

Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.


Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением

Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука - пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.

Закрытый ящик

Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.

Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.

Дело - труба

Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.


Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора

По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора - 24 дБ/окт.


В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют

У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный - 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще - достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.

Фазоинвертор

Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).

Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.


Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.


Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс - с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы - к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

Выход из лабиринта

Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.


Акустический лабиринт - любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде

Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.

От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.


Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com

Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.

Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта - процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.

Акустический лабиринт

Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.

Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай - стоимость) создания правильно работающей конструкции.

Эй, на пароме!

Рупор - самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.


Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же - рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста - его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия - уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.


Системы Realhorns - особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Рупор

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно - пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.


Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.


Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

И другие...

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта - трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы...


Nautilus от Bowers & Wilkins - одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления - нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", июнь 2016 г. www.stereo.ru

Эту статью прочитали 86 851 раз

Понять суть той или иной техники можно разными путями. Почитать пресс-релизы, документацию на аппаратуру, протестировать её, наконец. Но всё это лишь часть мозаики. Чтобы собрать её целиком, необходимо пообщаться с людьми, которые её разрабатывают. В идеале - посетить предприятие, где её делают. Увидеть лица рабочих, подышать одним с ними воздухом, пообедать в их столовой. И даже подумать про себя: а самому хотелось бы здесь работать?

Рецепты успешного выхода на рынок давно известны. Самый очевидный: предложить товар по меньшей, чем у конкурентов, цене. Метод действует во всех сферах, включая производство мясо-молочной продукции, автомобилей и AV-техники. Он кажется предельно очевидным и простым, поэтому к нему прибегают очень многие и… нередко терпят неудачу.

Потому что мелким шрифтом под этим рецептом написано: привлекательное соотношение качество/цена надо удерживать не просто долго, но постоянно. Чтобы в тебя поверили, нужно время. А значит, необходимо не только создать качественный товар, но и научиться производить его с минимальными издержками, поскольку деньги инвесторов кончаются очень быстро. Точно просчитать бизнес-план, выстроить логистику, организовать дистрибуцию, обеспечить людям достойные условия труда, чтобы они не разбежались…


Гордость фабрики – обрабатывающий центр с ЧПУ.

Особенно это трудно, когда речь идёт не о бюджетной массовой технике, но об аппаратуре, рассчитанной на требовательных меломанов. Которые готовы платить за звук, которым им нравится, но не обладают при этом безграничными финансовыми возможностями.

« High End-акустика по цене Hi- Fi»

Девиз может показаться кому-то самонадеянным, но на самом деле он точно отражает его философию. Убедился в этом, побывав на фабрике, где собирается эта акустика. Поездку туда для группы журналистов организовала российская компания «Аудиомания», которой принадлежит и марка Arslab, и сама фабрика.

Суть идеи Arslab - в том, чтобы оставаться на «линейном участке кривой», не выходя даже старшими моделями за точку, после которой происходит резкий рост издержек, не адекватный прибавке качества.

Возможно ли такое в принципе - техника высшего класса по цене среднего? На протяжение многих лет нам внушали, что High End - это область, где цена не имеет значения, где недопустимы компромиссы. Что люди, которые им занимаются, обладают сокровенным знанием. В это легко и приятно верить, пока к чувству пиетета не добавится ещё один элемент - благоразумие. Многие выдающиеся гуру звука обладают мощной харизмой, но значит ли это, что их творения непременно сделают вас счастливыми? При условии, конечно, что вы сможете их себе позволить.

Боковая часть корпуса, выточенная на обрабатывающем центре.

Известно, что после достижения определенного качественного уровня даже самое незначительное улучшение достигается непропорционально дорого. Проблема не в том, стоит ли эфемерное усовершенствование непомерных затрат, а в том, способны ли вы заметить разницу. Даже среди экспертов таким развитым слухом обладают немногие, а уж среди неподготовленных меломанов и подавно. Что мы на самом деле слышим: изысканное совершенство или его фантом, возникший у нас в мозгу под воздействием впечатляющего ценника? Время от времени задаю себе этот вопрос, но не всегда могу дать на него определенный ответ.

А ведь надо ещё учесть, что повышение розничной цены ограничивает уровень продаж, а это неизбежно повышает затраты, поскольку стоимость комплектующих связана с объемом закупки. Некоторые производители, к примеру, динамических головок, вообще не продают свои изделия мелкими партиями. В итоге себестоимость аппаратуры начинает расти лавинообразно.

Нередко производители High End увеличивают издержки вообще без влияния на звук - исключительно для того, чтобы подчеркнуть статус товара. Например, колонка, отделанная палисандром или эбеновым деревом, звучит ничуть не лучше, чем такая же акустика со шпоном ореха, а вот по цене они могут отличаться весьма существенно. Хотя первая, безусловно, будет выглядеть «богаче».

Эти колонки со сложной формой корпуса делаются по спецзаказу.

Суть идеи Arslab - в том, чтобы оставаться на «линейном участке кривой», не выходя даже старшими моделями за точку, после которой происходит резкий рост издержек, не адекватный прибавке качества. Теоретически этому принципу может следовать любой производитель, но при условии, что он способен оптимизировать разработку, производство, дистрибуцию и располагает необходимыми специалистами. На практике все оказывается сложнее. Некоторые знания и умения можно приобрести только на собственном опыте, и у Arslab он имеется.

Путь к фабрике

Мысль создать свою акустику возникла у «Аудиомании» давно. По словам её основателя и генерального директора Артёма Фаермарка, произошло это в 2000 году, тогда же он познакомился с Юрием Фоминым, у которого уже было своё конструкторское бюро F-Lab, известное также как «Лаборатория Фомина». Идея и возможности крупного дистрибьютора получили инженерное основание. Оставалось найти производственную базу…

Осуществлять контроль над производством в Китае чрезвычайно трудно и дорого, логистика очень сложна, и выпускать относительные небольшие партии качественной акустики там невыгодно, поскольку большинство китайских предприятий ориентируется на массовку.

Всё оказалось несколько сложнее, чем предполагалось, так что идея смогла реализоваться только в 2007 году, когда наладились связи с двумя китайскими заводами (один делал динамики, другой - корпуса и сборку). Дело пошло, и акустика Arslab стала не только экспонироваться на престижных международных выставках, но и пользоваться устойчивым спросом.

Склейка корпуса.

Однако со временем выяснилось, что контролировать производство в Китае чрезвычайно трудно и дорого, логистика очень сложна, и выпускать относительные небольшие партии качественной акустики там невыгодно, поскольку большинство китайских предприятий ориентируется на массовку. В итоге к 2011 году созрело решение перенести производство в Европу. Сначала было партнёрство с латвийской фирмой Baltic Audio Box (BAB), которая взялась выпускать корпуса, однако в 2012 году она обанкротилось, и пришлось создавать собственное производство в Риге, которое заработало в 2013 году.

Люди и машины

На новую фабрику перешёл практически весь квалифицированный персонал с BAB. Главный инженер и технический директор Виктор Лагарпов когда-то работал на «Радиотехнике», но это было давно, и после того легендарного предприятия он уже успел потрудиться в серьёзных электронных компаниях, в частности, в Samsung и Toshiba.

Вообще квалификация рабочих здесь весьма высока, многие из них не один год работали на производстве акустики, причем не только в Латвии, но и в Скандинавии. Недавно на фабрику из Дании вернулся старый сотрудник, уехавший несколько лет назад работать на одну очень известную фирму. Да, зарплата там была многократно больше, но высокая стоимость жизни (налоги, аренда жилья и т.д.) сводила все преимущества на нет.

Шлифовка перед покраской лаком.

Большинство операций по сборке и отделке выполняется вручную - для акустики, выпускаемой небольшими тиражами, это оптимально. Естественно, используется специализированное оборудование, есть покрасочные и сушильные камеры с точно поддерживаемыми температурой и влажностью. Обрабатывается древесина на суперсовременных станках. Особая гордость фабрики – германский обрабатывающий центр HOMAG, способный вырезать панели для корпусов самой затейливой формы. Самое сложное в его эксплуатации - подготовка программы для процессора, но фабричные специалисты с этим успешно справляются.

Недавно на фабрику из Дании вернулся старый сотрудник, уехавший несколько лет назад работать на одну известную фирму.

Специальный станок, тоже из Германии, заполняет самозатвердевающей пеной пустоты в упаковке - это позволяет избежать порчи готовой продукции при транспортировке. Оригинальная конструкция фанерных ящиков для колонок и стоек (здесь их тоже делают) разработана специалистами фабрики. В отличие от картонных коробок она прочна и может использоваться многократно. В общем, всё продумано до мелочей.

Камера покраски.

О высоком качественном уровне предприятия говорит и тот факт, что ему доверяют изготовление корпусов и готовых колонок весьма серьезные европейские фирмы. Хотя обычно этого не афишируют. А вот финская Penaudio этого не скрывает - в Риге делают даже самые дорогие модели этого бренда. Время от времени здесь выполняют спецзаказы богатых меломанов - разрабатывают и производят эксклюзивную акустику с заданными характеристиками.

Вольный город Рига

Рига была вольным городом очень давно и совсем не долго, с 1561 по 1582 год, но для производственного бизнеса она предлагает большую свободу и сейчас. Во всяком случае здесь не возникает таких проблем, как в России, с ввозом и растаможкой импортных комплектующих и компонентов. Древесина, натуральный берёзовый шпон закупаются на месте (поставщик - буквально на соседней улице), клеи и частично лаки - тоже у местного производителя, расположенного неподалёку. А вот MDF высокой плотности (HDF), служащий основой корпусов у большинства моделей, ввозится из Германии. Естественно, импортируются динамики (в основном это SEAS и Wavecor, а также ScanSpeak, Morel, Jensen и др.), катушки индуктивности (Jantzen), конденсаторы (Mundorf, Audiocore), терминалы (WBT, Audiocore) и многие другие компоненты. К примеру, нетканый упаковочный материал, в который заворачивают колонки и который не оставляет следов на рояльном лаке, поставляется из Китая, больше такой нигде не делают.

Всей это рутинной, но очень важной работой (то есть закупками, логистикой и т.д.) занимается латвийское отделение международной группы компаний World Audio Distribution. Это ей принадлежит фабрика в Риге, бренды Arslab, Audiocore, Cold Ray и OneTech, а также крупные доли в Penaudio и Ceratec.

Полировка рояльного лака.

Впрочем, все это «производственно-хозяйственные отношения» любителям музыки и качественного звука не особо интересны - если они и влияют на конечный продукт, то опосредованно и главным образом - на его цену. Тоже, конечно, важный параметр, но пора уже перейти к самому важному для нас - к тому, кто создаёт акустику, кто заставляет её играть.

Знакомство с родителями

Техника класса High End (даже «доступного») - это всегда авторский продукт. Конечно, её разработкой могут заниматься и коллективы единомышленников, но решающее влияние на звук всегда оказывает один человек. У хай-энда всегда есть имя и фамилия. У Arslab это Юрий Фомин. Слышал о нём и раньше, но лично познакомился с ним только на фабрике в Риге, куда он частенько наведывается и где у него есть своя лаборатория, где создаются новые модели и проводятся эксперименты с новыми конструкциями.

Большинство операций по сборке и отделке выполняется вручную - для акустики, выпускаемой небольшими тиражами, это оптимально.

Личность достаточно известная, ему посвящена персональная страница в «Википедии». Пересказывать не буду (можете сами туда сходить), но выделю основное, что во многом определило характер звучания акустики Arslab.


Фильтры собираются вручную, все их элементы соединяются медным проводом толщиной 1 мм. Такой кроссовер звучит лучше, чем собранный на обычной печатной плате.

Инженер по образованию (окончил МАИ) и приверженец классических принципов конструирования акустики. Музыкант-любитель, игравший в молодости на гитаре и певший в многочисленных ансамблях. Профессиональный звукоинженер, работавший со многими популярными эстрадными коллективами. Занимался разработкой концертной аппаратуры, мультимедийных комплектов. Прекрасный организатор, создавший собственное конструкторское бюро F-lab и получивший несколько патентов, связанных с производством громкоговорителей (один из них описывает оригинальную технологию изготовления бумажных диффузоров в вакууме). Наконец, он был одним из первых кооператоров: В 1988 году организовал производственную фирму «Саунд Мастер», то есть хорошо знает реалии бизнеса и привык мыслить в рамках возможного.

В латвийской лаборатории у него сейчас в работе два любопытных проекта. Первый - двухполосная напольная колонка с пассивным диффузором и головкой 8” в СЧ/НЧ-звене. Согласно общепринятому среди инженеров-акустиков мнению, такие динамики не способны правильно отыгрывать среднечастотный диапазон и практически всегда дают окраску. Требуются драйверы калибром не более 6”. Однако один из частных клиентов фабрики возжелал компактную акустику с достаточно низким и при этом чётким басом, и Юрий Фомин заинтересовался этой нетривиальной задачей. Использование динамика с большим диаметром как раз и позволяет сделать бас глубоким, пассивный радиатор - чётким, а две полосы - ограничиться небольшим корпусом. Как раз в те дни, что проходил наш пресс-тур на фабрику, он проводил прослушивание единственного опытного образца. Данные измерений и прослушивание дали обнадёживающие результаты, так что вполне возможно, что в итоге будет опровергнут один из общепринятых стереотипов, а в ассортименте Arslab даже может появиться новая любопытная модель.

Здесь в колонки монтируются динамики и кроссоверы.

Второй проект - активный сабвуфер, разрабатывается под конкретных клиентов и будет выпущен всего в двух экземплярах. Задача: создать систему с мощным и максимально быстрым басом. То есть осуществить мечту многих. Поэтому были выбраны закрытое оформление и четыре головки по 5”. Несмотря на высокую частоту резонанса таких драйверов, нижняя граничная частота саба может быть низкой благодаря плавному спаду в закрытом ящике и соответствующей характеристики DSP. Как мне показалось, команда Юрия Фомина на правильном пути: даже миниатюрные полочники звучали с этим сабом на удивление увлекательно и вместе с тем основательно и эффектно.

У хай-энда всегда есть имя и фамилия.

Пойдёт ли эта бас-машина в серию? Вероятность этого, по словам Фомина, в нынешних условиях невелика, поскольку драйверы используются дорогие, так что цена на выходе будет чрезмерно высокой. Так что мечта осуществима лишь для избранных. Впрочем, если в World Audio Distribution вдруг увидят спрос на такую модель, её смогут быстро запустить в серию. Всё в конечном итоге зависит от нас, любителей качественного звука, от нашего платежеспособного спроса, от желания и возможности покупать добротную технику. Будем надеяться на лучшее.

Рига – Москва, ноябрь 2015 г.

Виктор Лагарпов показывает фирменную упаковку, разработанную на фабрике.

Артём Фаермарк с динамиком SEAS. Хотя он убежден, что драйверы Wavecor ничуть не хуже, а кое в чём даже лучше.

Юрий Фомин показывает прототип колонки с СЧ/НЧ-драйвером 8”

Испытание сабвуфера с очень быстрым басом.

Виктор Лагарпов и Юрий Фомин.

Технический директор и разработчики обсуждают прототип корпуса для новой акустики.

Готовая продукция:

Коаксиальные акустические системы …

…и полочные мониторы

И так, Вы решили приобрести акустику класса Hi-Fi бюджетного уровня для дома , но тут появляется дилемма - или покупать то что Вам подходит по выделенному на неё бюджету, и довольствоваться полученным за эти деньги звуком, либо выбирать что-то лучше, но в более дорогом сегменте. Как обычно бывает в жизни, хорошо и дёшево редко совмещаются. В данном обзоре мы постарались собрать те модели, которые совмещают в себе эти два, казалось бы, не совместимых качества. Конечно, окончательный выбор каждый сможет сделать только при непосредственном прослушивании, но взять на заметку данные модели мы очень рекомендуем.

Cambridge Audio S30


Лицевая панель твитера вырезана как таковая, ради того чтобы сблизить два динамика (высокочастотный и низкочастотный) для их лучшей интеграции. Дизайн динамиков позволяет использовать между ними упрощенный кроссовер, а для ещё лучшего эффекта динамики подключаются раздельно двумя комплектами кабелей.

Объём кабинета(корпуса) достаточно глубокий, на задней панели совмещаются блок подключения и фазоинвертор. Колонки разработаны для использования на расстоянии, по меньшей мере, 8 см от стены.

Победоносная мощь и чёткость. Это прекрасная акустическая система, сочетающая победную силу бита и чистоту звука. Басы не становятся грохочущими, даже если диапазон частот опускается до 59 Гц, он внушителен, но не раздражает, будучи быстрым и точным, наполняя любую музыку энергией, будь то тяжелый рок или классическая музыка.

Но особенно хороша S30 на средних и высоких частотах, и по-видимому, это имеет непосредственное отношение к используемому минимальному кроссоверу. Голоса открытые и чистые, а инструменты – от акустических до электронных – звучат превосходно и когда требуется, мощно.
эти колонки на достаточно тяжелых стойках под небольшим углом в направлении слушателя, и вы получите хорошо сфокусированный аудио салон, с по-настоящему хорошим, пространственным звучанием.

S30 соответствует известной формуле акустики Cambridge: она классно выглядит, превосходно звучит, и предлагает интригующую альтернативу признанным фаворитам на своем уровне.

Плюсы
Мощная
Весьма приличные басы для такой небольшой акустической системы
Красивый дизайн
Отличная цена

Минусы
Дизайн не каждому придется по вкусу
Корпус значительной глубины подойдет не для всех пользователей

Технические характеристики:



Количество полос - 2
Чувствительность: 90 дБ
Диапазон воспроизводимых частот: 55 Гц - 20 кГц
Номинальное сопротивление: 4-8 Ом
Динамики: Твитер: 1 х 25 мм (1 ") НЧ-динамик: 1 х 115 мм (4.5") СЧ / НЧ-динамик
Рекомендуемая максимальная мощность усилителя: 100 Вт
Магнитное экранирование: Да
Размеры (В х Ш х Г): 226 х 160 х 235 мм (включая гриль)
Вес: 3.75kg

Boston Acoustics A 25


Компактные и чуть выпуклые колонки Boston Acoustics A 25 оснащены магнитными съемными решетками и выполнены со знанием дела из необычного сочетания новейших (чёрный глянец) и традиционных материалов (виниловое покрытие, сделанное под кожу) – впечатление такое, как будто вы наблюдаете свою бабулю в кроссовках Nike.

Фишкой A-25 являются 25-миллиметровый купол твитера и среднебасовый 13 см диффузор на передней панели, и фазоинвентор сзади наряду с подвижным креплением для подвешивания.

Система совершенно свободна и непритязательна в плане размещения и может хорошо послужить в качестве подвесной акустики, но для того чтобы она звучала лучше, требуется небольшое свободное пространство и это неизбежно приводит к выбору в пользу расположения на специальных стойках или полках.

Звук впечатляет. С огоньком, но не чрезмерно рьяная, открытая, но приятно сфокусированная, A-25 звучит сбалансировано и без излишеств. С её помощью вы сможете по достоинству оценить насколько хороши First Aid Kit’s в песне When I Grow Up .

У этой модели отличное разрешение на верхнем уровне, на среднем она звучит так же сбалансировано и уверенно, и у неё достаточно тональных вариаций внизу, чтобы компенсировать небольшую нехватку напора.

Достойная вещь. Весь частотный диапазон отлично интегрирован, и звучание Boston вызывает прекрасное чувство – даже самые сложные записи радуют гармонией звука, которую едва ли где-то ещё можно найти по такой цене.

Плюсы
Объемный, захватывающий не по-детски звук, со средним разрешением

Минусы
Басы не слишком убедительны
Корпус из замысловатой смеси материалов

Технические характеристики:

Тип - полочная, пассивная, фазоинверторного типа

Состав комплекта - 2 громкоговорителя
Количество полос - 2
Рекомендуемая мощность усилителя - 10-150 Вт
Чувствительность - 89 дБ
Импеданс - 8 Ом
Диапазон воспроизводимых частот - 55-25000 Гц (±3 дБ)
Частота кроссовера - 2.4 кГц

Позолоченные разъемы - есть

ВЧ-излучатель - 25 мм, купол
НЧ-излучатель - 133.3 мм
Съемная решетка - есть
Размеры (ШхВхГ) - 183x271x225 мм
Вес - 4.58 кг
Цена - 9 990 руб

DALI Zensor 1


При высоком качестве этой модели и даже некоторой претенциозности компактных, хорошо сделанных корпусов, акустические системы Dali вполне соответствуют их ценнику – но разница между звуком, который они выдают и цифрами на этикетках весьма существенна.

Zensor 1 одинаково легко справляются с бурей и натиском песни Кенни Уэста Power , и с деликатностью Flower of the Mountain Кейт Буш. Её звучание открытое и чёткое.

Изумительное внимание к деталям. Чистый, но не стерильный звук, погружающий в самую сердцевину музыки, где звуки сливаются и расщепляются – такое качество звучания обычно свойственно акустическим системам, стОящим на порядок, а то и на два, выше по цене. Им удаётся объединить тщательное внимание к деталям с легкостью прослушивания, благодаря чему самый долгий аудиосеанс пролетает как одно мгновение.

Достигнуть идеального соотношения между чистотой и силой звучания очень сложно в любой ценовой категории, так что уверенность, с которой Zensor 1 балансирует на этой тонкой грани, просто поразительна.

Плюсы
Вполне достаточная высота, чёткость звучания и драйв
Великолепное ощущение лёгкости при прослушивании

Минусы
Ничего существенного

Технические характеристики:

Тип - полочная, пассивная, фазоинверторного типа
Акустическое излучение - монополярная
Количество полос - 2

Чувствительность - 86.5 дБ
Максимальное звуковое давление - 106 дБ SPL
Импеданс - 6 Ом
Диапазон воспроизводимых частот - 53-26500 Гц (±3 дБ)
Частота кроссовера - 2.9 кГц
Разъем для подключения к усилителю мощности - винтовой
Позолоченные разъемы - есть
Тип излучателей - динамические
ВЧ-излучатель - 25 мм, купол, текстиль
НЧ-излучатель - 133 мм
Съемная решетка - есть
Крепления для монтажа - есть
Магнитная защита - есть
Варианты отделки - чёрный, грецкий орех
Размеры (ШхВхГ) - 162x274x228 мм
Вес - 4.2 кг
Цена - 12 790 руб

Mission MX1


Звук у этой модели просто ошеломляющий: колонки Mission MX1 атакуют любую музыку с безграничным энтузиазмом, который рождает волнующе резонирующее звучание. Ключ такого звука в синхронности: синтетические ритмы Джеймса Блейка в The Wilhelm Scream начинаются и останавливаются с превосходной точностью, и все частотные полосы чётко отделены друг от друга, что и создает неразрывное единство впечатления в целом.
MX1 звучит лучше со своими съёмными решётками, достигая наилучшего тонального баланса стоя ближе к стене, где порты, выходящие назад выдают басы, не вызывая при этом грохота. Но вообще-то она звучит хорошо почти повсюду.
Справедливости ради стоит отметить, что высокие частоты, хотя в целом звучат ярко и приятно, вряд ли станут украшением высококачественной записи, но это с лихвой окупается ценой, которую с удовольствием заплатит большинство людей.

Плюсы
Впечатляющий, чистый и мощный звук
Свободная схема расположения
Прочный корпус

Минусы
Не скрывает огрехи записи
Предпочтительно избегать атмосферно звучащей электроники

Технические характеристики:

Тип - полочная, пассивная, фазоинверторного типа
Акустическое излучение - монополярная
Количество полос - 2
Рекомендуемая мощность усилителя - 25-100 Вт
Чувствительность - 86 дБ
Импеданс - 8 Ом
Диапазон воспроизводимых частот - 58-20000 Гц (+/-3 дБ)
Частота кроссовера - 3 кГц
Тип излучателей - динамические
ВЧ-излучатель - 25 мм, купол
НЧ/СЧ-излучатель - 127 мм
Съемная решетка - есть
Варианты отделки - черный, вишня, красное дерево, грецкий орех
Размеры (ШхВхГ) - 172x280x258 мм
Вес - 5.1 кг
Цена - 8 890 руб

Q Acoustics 2010i


У ‘i’ версии новый твитер, повышенный мидбасовый конический излучатель и обновлённый кроссовер, соответствующий внесённым изменениям. Твитер теперь вынесен наружу, чтобы минимизировать возможные отрицательные эффекты любых вибраций, вызванных мидбасовым динамиком.
Корпус остался неизменным, если не считать новой аккуратной передней панели; учитывая, что система неплохо смотрится, это не проблема.
Подключение производится через пару терминалов на днище, каждый для отдельного комплекта кабелей.

Эта система во многом звучит так же, как ее более массивная вариация, завоевавшая награду 2020-ая, и в этом нет ничего удивительного, учитывая сходные технические характеристики.

Для них характерна одинаковая комбинация очищенного звука и повышенного уровня агрессивности звучания, да и степень погружения в записи та же.
Не удивительно, что более крупная акустика получает преимущество, однако, при таком размере и по такой цене, вряд ли какая-то другая модель может потягаться с 2010-й.

Она более мощная, чем можно было бы ожидать при ее весе, и будет отлично работать с Denon D-M38, но если ваш бюджет потянет что-нибудь вроде Marantz’s 6004, комбинации CD- проигрывателя с усилителем, то вы обнаружите, что в обмен на потраченные средства она может подарить вам просто великолепный звук.

Не так просто найти акустику, которая могла бы похвастаться таким же гармоничным и чистым звучанием, при этом – благодаря прекрасно продуманному и усовершенствованному балансу – оставаясь настолько непритязательной в плане подключения.

Плюсы
В улучшенном виде она ещё более интересна
Впечатляющее разрешение
Продуманно выстроенный частотный баланс

Минусы
Большая 2020-я более заманчива, если вы можете позволить себе что-то посущественней

Технические характеристики:

Тип - полочная, пассивная, фазоинверторного типа
Акустическое излучение - монополярная
Состав комплекта - 2 громкоговорителя
Количество полос - 2
Рекомендуемая мощность усилителя - 15-75 Вт
Чувствительность - 86 дБ
Импеданс - 4-6 Ом
Диапазон воспроизводимых частот - 68-22000 Гц
Частота кроссовера - 2.8 кГц
Тип излучателей - динамические
ВЧ-излучатель - 25 мм
НЧ-излучатель - 100 мм
Съемная решетка - есть
Дополнительно
Размеры (ШхВхГ) - 150x235x203 мм
Вес - 3.5 кг
Цена - 16 340 руб

Tannoy Mercury V1


Пятая модель, безусловно, является одной из самых лучших на настоящий момент, благодаря множеству обновлений, включая более жёсткий корпус и облегчённый мидбасовый диффузор в форме конуса.

Достаточно просто послушать – и вы убедитесь, как легко поддаться очарованию Tannoy. Звуковая платформа крупнее других, существующих в этом классе, и эффекты пространства и близости этой системе удаётся сочетать лучше, чем любой другой.

Сплав гибкости и прочности делает звучание инструментов восхитительно сочным, а динамические переходы – красивыми. Вы могли бы оценить её и не найти в ней изъянов, но сравнение с другими лучшими из акустических систем также свидетельствует, что едва ли Tannoy уступит кому-то в силе и напористости.
У неё немного выпуклый купольный высокочастотный излучатель, и хотя это предполагает максимально резкий звук, поверьте – оно того стоит.

Плюсы
Прекрасный тональный баланс
Гибкая, хорошо синхронизированная и динамичная
Наполненное деталями звучание

Минусы
Драйв у некоторых конкурентов будет потяжелее

Технические характеристики:

Тип - полочная, пассивная, фазоинверторного типа
Акустическое излучение - монополярная
Количество полос - 2
Мощность - 50 Вт
Максимальная мощность - 100 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя - 10-70 Вт
Чувствительность - 86 дБ
Импеданс - 8 Ом
Диапазон воспроизводимых частот - 45-25000 Гц (-6 дБ)
Частота кроссовера - 3.2 кГц
Разъем для подключения к усилителю мощности - винтовой
Позолоченные разъемы - есть
Тип излучателей - динамические
ВЧ-излучатель - 25 мм
НЧ-излучатель - 130 мм
Материал корпуса - MDF
Съемная решетка - есть
Магнитная защита - есть
Варианты отделки - клен, грецкий орех
Размеры (ШхВхГ) - 170x300x255 мм
Вес - 4.5 кг
Цена - 10 800 руб

Wharfedale Diamond 9.1


Интеграция динамиков почти идеальна, среднечастотный кевларовый мидбасовый диффузор на 13 см и 25-миллиметровый текстильный твитер, работают в унисон, создавая чудесный, сбалансированный звук. Он удивительно чистый – хотя, возможно, некоторые конкуренты имеют по этой части преимущество – но акустическая система вполне способна заново открыть для слушателя какой-нибудь трогательный трек, например, Tomorrow в исполнении Нины Симон, предъявляя впечатляющее количество деталей.

Такую же уверенность излучает акустическая система Wharfedale и при исполнении песни Take the Skinheads Bowling , играющей альтернативный рок, группы Camper Van Beethoven"s. Академичная и вдумчивая в своей сосредоточенности и внимании к деталям, модель 9.1 тем не менее сохраняет все необходимые качества, чтобы заставить работать не только голову, но и ноги.

С верхней части (узнаваемой и основательной) и до днища (крепкого и надежного), Diamond хорошо показывает себя даже на самом сложном материале. Она может задавать темп, легко возвращаться, когда требуется, и самостоятельно уравновешивать голоса. Именно так.

Плюсы
Изящный дизайн по приемлемой цене
Прозрачный, чистый и ритмичный звук

Минусы
Маловатый размер за такие деньги

Технические характеристики:

Тип - полочная, пассивная, фазоинверторного типа
Акустическое излучение - монополярная
Состав комплекта - 2 громкоговорителя
Количество полос - 2
Раздельное подключение НЧ и ВЧ (Bi-wiring) - есть
Рекомендуемая мощность усилителя - 20-100 Вт
Чувствительность - 86 дБ
Импеданс - 6 Ом
Диапазон воспроизводимых частот - 50-24000 Гц (-6 дБ)
Частота кроссовера - 2.3 кГц
Разъем для подключения к усилителю мощности - винтовой
Позолоченные разъемы - есть
Тип излучателей - динамические
ВЧ-излучатель - 25 мм
НЧ-излучатель - 125 мм
Съемная решетка - есть
Магнитная защита - есть
Размеры (ШхВхГ) - 194x296x278 мм
Цена - 7 200 руб