Домой / Уроки по Windows / Правильные фильтры АС

Правильные фильтры АС

Думаю, не подлежит сомнению, что наилучший звук можно получить только от полноразмерных напольных трехполосных АС. Но нередки случаи, когда для них просто нет места. Небольшие колонки, как правило, будут уже двухполосными. Требования к ним будут немного меньше, но звук всё равно должен быть хорошим. Вот такой вариант мы и обсудим.

Первыми массовыми малогабаритными, но качественными советскими колонками были 10МАС.


Акустика 10МАС-1 от Эстония-006-стерео


Главными отличительными чертами были относительно скромные размеры при повышенной отдаче НЧ, а также всего два динамика (для экономии размеров).

Дальше - больше, размеры АС становились всё меньше, звук – хуже. Пользователи радовались тому, что их можно засунуть в нишу мебельной стенки, поставить на шкаф под потолок или на пол. Это окончательно убивало звук, но мало кого волновало, а дребезг посуды в шкафу с колонкой, вызывал восторг и гордость.

В чём же недостатки семейства таких моделей, коих выпущено было десятки? На мой взгляд, корень зла в двухполосности и неправильном разделе частот. Я считаю, что такие динамики, как 10ГД-30, 25ГД-26, 6ГД-6, 10ГД-34, 15ГД-14 и им подобные, принципиально неспособны хорошо звучать до 5 кГц, а именно это обычная частота раздела в двухполосках с этими динамиками. Кстати, про напарники этих динамиков – 3ГД-31, 10ГД-35 и им подобных, доброго слова не услышишь, без конструктивных доработок и сложных фильтров, работают они не лучшим образом.

Надо сказать, что были приличные динамики для двухполосок, способные хорошо звучать до 5 кГц, но они требовали не малогабаритных корпусов, поэтому не использовались.

Прогрэсс двигался дальше по дороге к абсурду , АС становились всё меньше, динамики для них – тоже. Системы 15АС и 25АС выпускались большими тиражами, до сих пор их немало на вторичном рынке по умеренным ценам. Заманчиво было бы улучшить их с минимальными переделками и расходами.

Акустические системы 15АС-109

Считаю, что данные колонки достойны доработки. Если их корпус, не изуродован, то выглядит неплохо, объем удовлетворительно достаточен для штатного динамика, есть ФИ.


Источник фото: vega-brz.ru

В 15АС-109 установлены 15ГД-14 (25ГДН-3-4) и 10ГДВ-2-16. Раздел на частоте 5 кГц и изменить его нельзя т. к. работа 10ГДВ-2-16 ниже невозможна. Поэтому звук вялый, серый, тусклый из-за невнятного воспроизведения средних (самых главных для общего восприятия звука) частот. И это касается не только данной модели, но и всех двухполосок в которые установлены ранее упомянутые НЧ динамики.

Лучшие советские конструкторы прекрасно это знали и для модернизации подобных двухполосок предлагали радиолюбителям установить полноценные СЧ динамики, такие как 2ГД-40. Увы, маразм миниатюризации не позволял что-то дополнительно ставить в малюсенькие корпуса, да еще в боксе, потому как объём и так был недостаточен.

Предлагались внешние городушки-скворечники, это хорошо звучало, но добиться культурного вида было сложно. Кроме того, что бы ни говорили, но 2ГД-40 и им подобные, работали, как по паспорту до 12,5 кГц, выше – обрыв, да и направленность выше игольчатая т. е. нужна трехполоска в новом корпусе и с новыми фильтрами, от старых колонок оставался один НЧ динамик.
Вариант хороший и я сделал такую трехполоску, принципиально только на доступных советских динамиках, но сегодня не об этом.

Доработка динамиков 25ГДН-3-4

В 15АС-109 установлены динамики 25ГДН-3-4, это неплохие динамики, братья 10ГД-34, но значительно лучше их за счет огромного мощного магнита. Вследствие этого они могут нормально работать на объем 8…12 литров, обеспечивать отдачу от 30…40 Гц при спаде не 15 дБ, как у S-90 и им подобных, а 3…6 дБ. Конечно, объем движимого воздуха и мощность несопоставимы с 75ГДН.

Общей бедой большинства советских динамиков с резиновым подвесом является его задубение, что вызывает повышение резонансной частоты, добротности, а это приводит к ухудшению качества. Если изначально (при изготовлении) подвесы были нормальными, их можно попытаться оживить. Если уже на заводе поставили тугие подвесы, поможет только их замена.

Что я могу посоветовать из практики. Взять вату, хороший бензин («Калоша» или аналогичный), вырезать из картона кружок по размеру бумажной части диффузора и прикрепить его, чтобы жидкости меньше попадали на бумагу. Далее смочить вату и обильно смачивать резиновый подвес с лицевой части.

Да, бензин быстро испаряется, но пересохшая резина жадно впитывает бензин, меняется на глазах, из тусклой становится блестящей. Конечно, все работы, особенно с ЛВЖ, требуют соответствующих мер безопасности.

Итак, поим разину с лицевой части, пока она не откажется пить бензин. Затем ставим динамик магнитом вверх и наливаем в канавку гофра бензин, ждём, пока он впитается и испарится. Сразу после полного испарения полезно устроить динамику разминку час-другой низкими частотами на резонансной частоте (легко определяется на глаз) добиваясь максимальной амплитуды, но без стука гильзы о магнитную систему.

Если резина действительно была сухой, она изменится, параметры динамика заметно улучшатся. Конечно, лучше всего, проводить измерения, если есть такая возможность. В моей практике были как случаи снижения резонанса на 20 Гц, так и незначительный эффект всего в несколько Герц.

Проблема в том, что через пару суток происходит частичный откат улучшенных параметров. Чтобы закрепить достижения, надо воспользоваться автомобильным восстановителем приводных ремней. Он продается в аэрозольных баллончиках. Думаю, все они примерно одинаковы, я купил «Belt Dressing & Conditioner» фирмы Permatex.


Покрываем пеной гофр с обеих сторон поочередно 2-3 раза (вот где понадобится картонный кружок, без него на диффузоре будут пятна и некрасивые потёки) дожидаясь каждый раз высыхания.

Эффект от такой обработки длительный, явно присутствует более полугода (по моему опыту). Резина становится на ощупь совсем другой – мягкой и немного липкой, на глаз – блестящей. Разминка с максимальной амплитудой тоже желательна.
Резонанс понизился с 60…65 до 45…50 Гц т. е. стал как у новых динамиков.

Замена динамиков 10ГДВ2-16

Динамик 10ГДВ2-16 принципиально не может работать от 2…3 кГц, поэтому ему – только замена. Основное требование – низкая резонансная частота 1…2 кГц без выброса на резонансе. Думаю, сгодятся 2ГД-36 и 4ГД-56, но устанавливать их неудобно, поэтому я не стал ими пользоваться. Поставил Philips AD0142 с резонансом 1300 Гц, результат оказался неплох.


Это промежуточный вариант и до настройки ФИ. Понимаю, что мало у кого есть эти Филипсы, да и ставить их сюда не хотелось т. к. для них есть хорошие комплектные низкочастотники Филипс.

Китайские твитеры Alphard TW-302

Для данного бюджетного проекта не хотелось использовать пищалки у которых стоимость одной штуки была выше пары колонок, да и размеры играли важную роль. Поэтому я купил данные дешевые (но не самые дешевые) пищалки.


Интересно было послушать эти «шёлковые» купольники. «Шёлк» тут явно синтетический, нити арматуры реденькие, но материал очень мягкий упругий, резко отличается от пластиковых мембран.
Корпус пластмассовый, а это погано – царапается, нет жесткости.

Заявленные параметры 8 Ом и 95 дБ оказались «китайскими» - сопротивление 4 Ома (импеданс во всей полосе частот, не просто измерено тестером), а чувствительность… Точно измерить не могу, да и не надо, по моим прикидкам 88 дБ. Есть разница с 95 дБ?..
Тем не менее, резонанс 900 Гц и 1200 Гц, звук неплохой, мембраны легко можно заменить. В общем, «третий сорт – не брак».

Доработка корпуса 15АС-109


Подробно останавливаться не буду, т. к. описано много раз, остановлюсь на самом важном. Это тщательная герметизация, заливка всех стыков и щелей снаружи и изнутри. Желательна проверка с помощью программы LIMP – щели очень хорошо видны.

Желательно стамеской удалить потеки эпоксидки на лицевой панели, выровнять неровности.

Установить внутри туго распорку между передней и задней панелями. Я поставил брусок сечением 20×40 мм. Распорку ставить между отверстиями под динамики.

Под пищалки Alphard TW-302 пришлось сделать дополнительную панель с отверстием под магнитную систему, она внутри. Шурупы через отверстия в пищалке ввинчиваются в эту панель, и она притягивает головку к лицевой панели.

Под динамики вырезаны прокладки из искусственной замши. Шурупы рекомендую заменить на более современные.

Отверстия под акустические провода залить клеем, установить сзади пружинные зажимы, к сожалению, нормальные терминалы с винтовыми зажимами установить не удалось из-за недостатка места.

При желании корпус снаружи можно покрыть лаком или облагородить иным образом. Внутри корпус обязательно плотно заполнить распушенным синтепоном, но оставить проход между отверстием трубы ФИ и НЧ динамиком.

Вместо поганой штатной пластмассовой панели я сделал рамку из тонкого ламината и натянул на неё ткань типа «канва». Крепление рамки к корпусу через «липучку» - просто и не надо сверлить отверстия. По неопытности я поставил слишком длинные отрезки липучки и снять рамку оказалось ох как непросто!

Правильные фильтры АС

Часто приходится видеть, как самодельщики считают, что фильтры – это что-то третьестепенное, достаточно по аудиофильским меркам поставить один конденсатор и одну катушку максимум.

По моему глубокому убеждению, всё совсем наоборот – фильтры важнейший элемент АС, неправильные фильтры способны испортить звук любых динамиков. Фильтры первого порядка могут работать с хорошо подобранными по характеристикам парами динамиков, имеющих естественный спад на частотах раздела без горбов и выбросов. В абсолютном большинстве случаев нам трудно найти такие пары.

И еще я убежден, что быстро и правильно отладить фильтры без акустических измерений, невозможно.
Пользы от любых калькуляторов – с гулькин нос, поскольку они в качестве моделей используют резисторы, хотя динамики – это непростые электромеханические системы с резонансами и другими особенностями.

Исключение – LSP CAD и только в том случае, если скормить ему результаты опять-таки микрофонных измерений.

Удалось добиться очень простой схемы фильтров, с минимумом стандартных номиналов (на это был особый упор).

Конденсаторы К73-16, все детали для удобства размещены на фанерке старого фильтра. Монтаж сделан акустическим кабелем сечением 1,5 квадрата.

Вот что получилось в LSP CAD


А вот результат измерений с микрофоном. Сравните.



Вот график импеданса, он нигде не опускается ниже 4 Ом, поэтому АС будут нормально работать с любым 4-х омным усилителем.


А вот что показал LIMP в ящике, где вроде бы не было явных щелей…

Ниже 300 Гц в обычной комнате из-за отражений измерения сделать трудно, поэтому они сделаны в упор.


Замер в упор доработанного динамика 25ГДН-3-4, порт ФИ заткнут. Видно, что по уровню -3 дБ нижняя частота 45 Гц. Частоту по -15 дБ, как принято измерять у промышленных колонок, найдите по графику сами. После включения и настройки ФИ удалось понизить частоту, но привести график измерений затруднительно из-за удаленности отверстия ФИ от динамика.

Повторяю, несмотря на низкую воспроизводимую частоту, не надо ждать такого же баса, как от S-90 из-за крошечного размера диффузора, но для тонального баланса этого хватает. С моей точки зрения, тональный баланс крайне важен.

Прослушивание обновлённых 15АС-109

Колонки сделаны были ещё летом. Конечно, на «хиенд» они не претендуют. Сравнивались с моим самодельным трехполосным трехкорпусным вариантом на 25ГДН-3-4 с модными последовательными фильтрами, и с Tandberg 2510 (кто-то сегодня помнит эту фирму – Hi-End 70-х годов?).

Естественно, они уступают обоим. Тем не менее, после переделки колонки явно стали лучше . Уверен, что они лучше любых заводских 15АС, S-20, S-30, всяких там кубиков и т. п. Звук ясный, чистый, по сравнению с трехполосным вариантом есть небольшая окраска, что неудивительно т. к. пищалка работает примерно от 2,5 кГц, а ниже – низкочастотник.

Обязательное условие – работа на подставке, хотя бы на табуретке. Если басы записаны на диске, они есть и в колонке, если в записи басов нет, то и колонки их не воспроизводят. Для нормального уровня громкости в комнате достаточно мощности до 4 Вт на канал. «Сибилянты не раздражают.»

В целом колонки играют достаточно ярко, но не назойливо. Тональный баланс по сравнению с вышеуказанными колонками смещен несколько вверх.

Малый размер позволяет их ставить даже на компьютерный стол. Колонки весьма тяжелые, что является скорее достоинством.

Итого

К моему удивлению, результат оказался лучше ожиданий. Теперь осталось передать колонки в добрые руки кого-то из моих друзей, на новое ПМЖ.

Спасибо за внимание!

Читательское голосование

Статью одобрили 124 читателя.

Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.

Привет друзья.

Несмотря на такой почтенный, для колонок возраст, сохранились они в замечательном состоянии - как будто только вчера куплены в магазине Мелодия.
Полировка без царапин и потёртостей. Пластик тоже целый и ровный.
Всё это видно на фото - нажимайте на картинку для увеличения.

Маркировка была ещё старо-гостовской не 15АС - 404, а просто 15АС-4

Начинка так же порадовала.
На винтах стояли заводские пломбы и все внутренние компоненты дошли до нашего времени не тронутыми.

Динамики и фильтры своим видом как будто говорили -
" Дааа.. таких как мы сейчас найти трудно!"


Переделывать акустику в таком прекрасном состоянии всегда приятно.
Хочется, чтобы звучание соответствовало состоянию.
И я принялся за работу.

Не хотелось делать ничего сверхъестественного, как известно лучшее - враг хорошего.
Целью было избавиться от всех слабых мест и посмотреть что из этого получится в итоге.

Слабые места в подобной бытовой советской акустике следующие:

  • недостаточный объём корпусов
  • отсутствие фильтра на НЧ динамике
  • плохая герметичность
  • внешний вид (не у всех, но у этих явно требует доработки)
Вот их я и решил максимально устранить, и дать этим колонкам вторую жизнь

Первое, что я сделал - это установил динамики снаружи корпуса и проклеил внутренность слоем технической ваты (хлопком).


Для этих целей использовал клей ПВА.
Вата, идёт в комплекте с акустикой - родные "маты" которые лежали в колонках отлично расслаиваются и можно отделить куски необходимой толщины. Я делал толщиной примерно в сантиметр.


Итак с объемам я сделал всё, что мог в формате данных корпусов.

Пришло время заняться акустическими фильтрами.

У этих колонок фильтр установлен только на высокочастотном звене.
Его функцию выполняет динамик 3ГД-31 (более современная маркировка 5ГДВ-1-8).
Он применялся и во многих других акустических системах, самая известная из них, это пожалуй КОМЕТА 25АС-225 (она же 15АС-225).

Кто то ругает этот динамик, кто то его хвалит. Тут на вкус фломастеры у всех разные.

Мне он нравится и когда я собирал себе напольную трёхполосную акустику (о ней подробно напишу в другой раз), то эти динамики заняли в ней почетное место ВЧ звена.

ВЧ фильтр второго порядка в виде конденсатора и катушки у них присутствовал.

У низкочастотного звена фильтра нету вообще. Динамики 25ГД-26-30 (дедушка динамика 35гдн-1-4) выполняющие здесь роль низкочастотников, подключены напрямую.

Кстати очень похожи на данную акустику колонки ВЕГА 10МАС-1М.
Собственно 10МАС-1М - это стероидный клон наших 15АС-404 - разница только в размерах корпуса, у 10МАС они в полтора раза больше и в сопротивлении - в 10МАС установлены 8 Омные 10ГД-30.

К слову сказать на основе этих корпусов я построил себе замечательные полочники, о них тоже как нибудь напишу, материал есть - фотки храняться где-то в закромах жесткого диска.


Вот как я поступил с фильтрами: из ВЧ фильтра второго порядка удалил катушку и добавив к ней современный конденсатор получил НЧ фильтр второго порядка.

Остатки же ВЧ фильтра в виде резистора и конденсатора так же заменил современный кондёр, сделав тем самым ВЧ фильтр первого порядка - его будет достаточно, чтобы не подпустить низкие частоты на пушечный выстрел.

Отсечь высокие частоты на НЧ звене было просто необходимо, дабы не мешать высокочастотным вибрациям воспроизводить бархатистые и сочные басы, на которые способен динамик 25ГД-26-30.

Вот и со вторым недугом разобрался, теперь пора заняться герметичностью.

Внутренние швы в этой акустике промазаны каким - то советским столярным клеем.
Не знаю что это за клей, но сохранился он великолепно. Мои попытки отковырять кусок не увенчались успехом - тверд и прочен как камень. Значит пусть остаётся.

А вот прокладка из поролона, которая герметизирует заднюю крышку превратилась от времени в желеподобную тёмно-рыжую субстанцию - её надо заменить.

Если Вы когда-нибудь разбирали советскую акустику, особенно колонки Радиотехники (S30,S50, S70 или S90), то видели, что часто герметизация проводилась липучкой (на подобии той, что закладывали в межпанельные швы советских хрущёвок) или пластилином.

В этом вопросе я не стал далеко отходить от истоков, так как метод весьма практичный.
Ведь если садить, к примеру, на герметик, то при необходимости вскрыть и поремонтировать - затратишь не мало сил.

К сожалению запасов липучки со школьной поры у меня не сохранилось, а обычный пластилин использовать не хотелось - он мог оставить после себя жирные пятна.
Поэтому я выбрал оптимальный вариант - оконную замазку. Она очень пластична - как пластилин, только размягчается в руках гораздо быстрее и не оставляет жирных следов.
Ей я и воспользовался при запечатывании корпусов.

Остался последний пункт в меню - внешний вид.

Рамы динамиков и лицевая панель были окрашены аэрозольной матовой краской и стали выглядеть очень массивно и симпатично.
Но вот к окрашиванию динамиков такой подход категорически недопустим - аэрозольная краска сильно отразится на качестве их звучания не в лучшую сторону.
В интернете предлагают различные варианты того, как покрасить сами диффузоры динамика, но у каждого есть свои недостатки:
  • специальная краска для динамиков - очень дорого
  • натёртым грифелем простого карандаша - мажется и со временем осыпается
  • сердечником от черного маркера - на любителя, цвет будет с коричневатым отливом
  • краской от струйного принтера - не прокрашивает места замазанные клеем
Я тоже задумался чем покрасить динамики.
И путём некоторых логических размышлений сделал предположение о идеальном варианте краски и оказался прав.
С удовольствием делюсь им с Вами: краска на водной основе, безопасна для пропитки динамиков, прокрашивает все места с клеем, а после высыхания даёт благородный матовый цвет.
После высыхания цвет идеально совпадает по тону с родным цветом подвесов.
Это штемпельная краска! Та самая которую заливают в подушечки для печати.

На случай того что этих красок много разных, выкладываю фото той, которой пользуюсь я.
Красил ватным тампоном в один слой.

Ну вот и почти всё.
Остался последний штрих - замена древних проводов на нормальные клеммы.
Ну с этим проблем нет - можно купить в каждом радиомагазине любые на свой вкус, я выбрал вот такие:

Акустическими системами 15АС-408 Бердского радиозавода, ПО "Вега" комплектовались некоторые радиолы, проигрыватели, электрофоны, так же они бывали и в свободной продаже отдельно.15АС-408 это двухполосная акустическая система с пассивным излучателем, относящаяся к категории "полочных АС" (хотя никто не запрещает их ставить на пол или вешать на стенку). Размеры каждой колонки: высота - 340 мм, ширина - 210 мм, глубина - 110 мм. Колонки состоят из фанерного корпуса и передней пластмассовой панели.

На передней панели заодно выполнены защитные решетки для динамических головок и пассивного излучателя. На пластмассовой вставке белой краской обозначено: 15 АС-408 Акустическая система. На задней стороне АС мы видим: в нижней части отверстие, через которое проходит соединительный шнур (стандартный советский провод, с хорошими и толстыми медными проводами, скрученными в жгут, такой же провод использовался для сети 220 вольт). Длина провода примерно два метра, на конце разъем ОНЦ-ВН-1-2/16-В (точка-тире или западное наименование DIN 41529). В нем широкий контакт - это "минус", а круглый штырек - это "плюс".

Ближе к верхнему краю АС по краям каждой колонки идут две петли для навески их на стену, они притянуты к корпусу шурупами. Также на задней панели наклеен бумажный шильдик, или этикетка, на ней сказано следующее: логотип БРЗ - Бердского радиозавода, Акустическая система 15АС-408, ГОСТ 23262-78, затем идет серийный номер изделия (прописывают от руки). Технические характеристики: рабочий диапазон частот 63-20000 Гц, номинальное электрическое сопротивление 4 Ом. Цена 75 руб. 00 коп. Дата изготовления (у меня не прописана, но и без этого известно, 1984 год).

Шильдик АС

Место где внутрь АС входит соединительный провод - уплотнено кембриком из полихлорвинила

Так реализованы стыки в корпусе 15АС-408 с пластмассовыми вставками

Теперь приступаем к разборке акустической системы 15АС-408. На передней пластмассовой панели мы видим шесть круглых заглушек, извлекаем их чуть поддев отверткой. Под ними шесть шурупов - выкручиваем их. Снимаем переднюю панель. Она сделана из весьма прочной и толстой пластмассы.

Под крышкой углубление на 11 мм, там расположены две динамические головки и пассивный излучатель. Также приклеен кусочек поролона - несмотря на возраст, поролон на удивление не сгнил.

Этапы разборки 15АС-408

Выкручиваем четыре шурупа и снимаем пассивный излучатель. Изнутри, между его корпусом и корпусом АС герметизирующая прокладка из поролона. Сам пассивный излучатель представляет собой, грубо говоря, тот же динамик, только без магнитной системы и без звуковой катушки. В данном случае это прямоугольная стальная корзина шириной 180 мм, высотой 80 мм и глубиной 40 мм. Корзина штампованная из стали толщиной 1 мм. Прямоугольный диффузор сделан из пластмассы, он подвешен на резиновый подвес выпуклой форма, снаружи подвес имеет прямоугольную же рамку из микропористой резины. Изнутри нижняя часть диффузора имеет своеобразную гофрированную центрирующую шайбу... Сверху на излучатель также приклеен кусок поролона. Никаких маркировок на пассивном излучателе нет, кроме штампа ОТК под поролоном...

Откручиваем шурупы, которые держат динамические головки - четыре на каждый динамик. Не дергаем слишком динамики - они соединены с разделительным фильтром, а провода короткие... маркируем провода (какой идет куда) и отпаиваем их. Извлекаем динамические головки. Выкрутив еще четыре шурупа извлекаем и сам разделительный фильтр.

Пассивный излучатель в акустической системе 15АС-408

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Осмотрим пока корпус. Он целиком изготовлен из листов фанеры. Верх, низ и боковые стенки толщиной 12 мм, передняя стенка - 12,7 мм, задняя стенка толщиной 10 мм. Верх и низ приклеены к боковушкам через пластмассовые вставки. Также под переднюю и задние стенки в боковых, верхней и нижней стенках профрезерованы пазы, куда они вставляются и проклеиваются. Внутри корпуса нет никакого демпфирующего или заполняющего материала.

Снаружи боковые стенки, верх и низ отделаны шпоном под ценные породы дерева и покрыты лаком.

В акустической системе 15АС-408 используются две динамические головки: низкочастотная 15ГД-14 и высокочастотная 3ГД-31 (описание каждой смотрите по ссылке на нашем сайте). Оба динамика изготовлены на Бердском радиозаводе. К корпусу АС прижимаются через герметизирующие резиновые прокладки.

Разделительный фильтр очень просто и включает в себя один резистор, один конденсатор и катушку индуктивности. Так как документации на 15АС-408 у меня нет, то привожу идентичную схему от Вега 15АС-404, только эти АС компрессионного типа, и ставился низкочастотный динамик 25ГД-26Б.

Разделительный фильтр акустической системы 15АС-408

Схема разделительного фильтра

По схеме, в 15АС-408, конденсатор стоит МБГО-2, 2 мкФ ±10% 160В. Резистор ПЭВ-7,5 8,2 Ом ±5%. Значения катушки индуктивности неизвестны, так как маркировка на ней отсутствует (LC-метра у меня нет, и в мультиметре этой функции тоже). Разделительный фильтр смонтирован на прямоугольном отрезке тонкого ДВП.

Оценить звучание акустической системы 15АС-408 в полной мере я не смог, так как мне досталась всего одна колонка, хотя и в отличном состоянии. Поэтому сказать "Мне не понравилось" - было бы ложным, к тому же на данный момент у меня нет ни одного приличного усилителя...

Но сказать по качеству сборки могу - сделаны основательно. Крепко. Хотя швы изнутри можно было промазать и получше... Внешняя отделка соответствует своему времени и своей стране, одним словом - нормально, согласно ГОСТу... Они, безусловно, на порядок лучше всяких там акустических поделок, заполонивших нынешний рынок, всяких там Микролабов и прочие шараги...

Известная статья "Доработка 15АС-408" (к сожалению ссылка уже нерабочая) - мое мнение, на сегодняшнее время серьезная доработка или модернизация этих АС не имеет смысла. Если динамические головки в этой АС в хорошем состоянии, а как показывает практика они весьма живучие, то, как было уже сказано, достаточно намешать густую смесь ПВА с опилками и промазать ею швы изнутри. Кому делать нечего, может вырезать на задней стенке дырку и вставить клеммник (обязательно позолоченный)))... Ну а еще, особо претенциозные меломаны, могут пропитать диффузоры динамиков специальной "настойкой из тараканов" - говорят хитин творит чудеса:)

Михаил Дмитриенко, Алма-Ата, 2014 г.

Изготовитель: ПО «Вега», г. Бердск.

Назначение и область применения: для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях (категория исполнения УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150-69).
Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя 20...25 Вт. Предпочтительный вариант установки - полочный.

Технические условия: ИС3.843.096 ТУ.

Технические характеристики:

Технические характеристики Значения
Диапазон, воспроизводимых частот в условиях свободного поля, Гц 50...20000
Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления -8
Неравномерность АЧХ звукового давления, дБ, в диапазоне частот 100...8000 Гц относительно уровня среднего звукового давления ±4
Уровень характеристической чувствительности (характеристическая чувствительность), дБ 84 (0,317)
Характеристика направленности АС, дБ, определяемая по отклонению АЧХ звукового давления, измеренных под углами 25+5° в горизонтальной плоскости и 7+3° в вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС (0°):
в вертикальной плоскости ±6
в горизонтальной плоскости ±5
Гармонические искажения АС, %, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник, при уровне среднего звукового давления 90 дБ, на частотах, Гц, не более:
250...1000 2
1000...2000 1,5
2000...6300 1,0
Номинальное электрическое сопротивление (номинальное значение полного электрического сопротивления), Ом:
4
8
Минимальное значение полного электрического сопротивления, Ом:
3,2
6,4
Предельная шумовая (паспортная) мощность, Вт 25
Предельная кратковременная мощность, Вт 50
Вид низкочастотного акустического оформления фазоинвертор
Масса, кг 6,8
Габариты, мм 360x220x190

Особенности конструкции:

  1. Корпус АС выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика, фанерованного шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель закрыта декоративной пластмассовой накладкой, служащей одновременно декоративным обрамлением для головок НЧ и ВЧ громкоговорителя.
  2. В акустической системе использован набор головок: в - , ; в - , (головки выпускаются ПО «Вега», г. Бердск).
  3. Головки установлены на лицевой панели АС вдоль центральной вертикальной оси симметрии. Все головки закрыты защитными сетками. В верхней части лицевой панели крепится декоративный шильдик с названием АС; под шильдиком имеется отверстие - выход фазоинвертора, закрытое декоративной решеткой. Размеры фазоинвертора: диаметр 42 мм, длина 190 мм. Частота настройки 45 Гц. Клеммы для подключения соединительного шнура находятся на задней стенке корпуса.
  4. Внутренний объем АС 8,5 дм3. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем.
  5. Внутри корпуса на плате смонтированы электрические фильтры, обеспечивающие электрическое разделение низко- и высокочастотных полос АС. Частоты разделения обеспечиваются фильтрами со стороны НЧ второго порядка, со стороны ВЧ третьего порядка. Частота разделения 5000 Гц.

Модернизация громкоговорителя 15АС-404. Пример хорошей работы Московских авторов М. Варлакова, М. Жагирновского, В. Шорова.

В этой статье вниманию радиолюбителей предложено описание модернизации широко распространённого громкоговорителя 15АС-404. Доработка позволяет существенно улучшить его звучание. Рассмотрены два варианта доработки громкоговорителя: переделка его в трёхполосную систему фазоинверсного типа и сохранение двухполосного варианта, но с переделкой закрытого ящика в фазоинвертор. Модернизация в обоих вариантах, прежде всего, касается замены используемой в громкоговорителе 15АС-404 высокочастотной головки 3ГД-31 широкополосной головкой 3ГД-42. В трёхполосном громкоговорителе она выполняет функции среднечастотной, а в двухполосном – средне-высокочастотной. Необходимость указанной замены вызвана недостаточной чувствительностью головки ЗГД 31 и связанной с ней невозможностью реализации номинальной мощности установленной в 15АС-404 низкочастотной головки 25ГД-26. Номинальная мощность головки 3ГД-42 такая же, как и у 3ГД-31, однако благодаря более высокой чувствительности её можно использовать с головкой 25ГД-26, не опасаясь перегрузки. АЧХ головки 3ГД-42 на средних частотах более равномерна, чем у 25ГД-26, поэтому, понизив частоту разделения фильтра громкоговорителя до 800…900 Гц и сдемпфировав основной резонанс головки 3ГД-42 установкой её в закрытый, заполненный звукопоглощающим материалом бокс, удаётся улучшить равномерность АЧХ громкоговорителя на средних частотах.

Для трёхполосного варианта громкоговорителя необходимо также приобрести высокочастотную головку 3ГД-2. Принципиальная схема включения головок и элементов разделительных фильтров показана для этого варианта на рис. 1. Поскольку объем громкоговорителя весьма мал (всего 12 л), важно не занимать много места элементами фильтров. С этой целью среднечастотная головка 3ГД-42 подключена к низкочастотной 25ГД-26 не через делитель из двух резисторов, а через добавочный резистор R2. Это позволило несколько уменьшить ёмкость разделительного конденсатора C2 и сократить число элементов фильтра. Дроссель L1 препятствует прохождению средне- и высокочастотных составляющих на низкочастотную головку. Цепь R1C1 уменьшает зависимость входного сопротивления головки от частоты и таким образом, повышает эффективность заграждающего действия дросселя.

В разделительном фильтре рекомендуется использовать проволочные остеклованные резисторы с мощностью рассеивания не менее 5 Вт и малогабаритные конденсаторы К76П-1 па номинальное напряжение 63 В. При отсутствии таких конденсаторов можно установить обычные бумажные на напряжение 160 В.

Поскольку индуктивность дросселя L1 относительно велика (2,8 мГ), для уменьшения его габаритов и, что более важно, активного сопротивления, рекомендуется намотать его на Ш-образном магнитопроводе сечением 3…4 см2. Пластины следует собрать встык с зазором около 1,5 мм, а для обмотки взять провод диаметром не менее 0,8 мм. При использовании магнитопровода из пластин Ш14 сечением 3 см2 обмотка дросселя должна содержать 100 витков провода ПЭЛ 1,0. В этом случае его активное сопротивление будет равно 0,26 Ом. Дроссель L2 можно изготовить из имеющейся в фильтре громкоговорителя 15AC-404 катушки, отмотав от её обмотки 95 витков.

Разбирать громкоговоритель следует после изготовления фильтра. Вначале нужно снять заднюю стенку, затем удалить вату, освободить головки и снять переднюю панель и пластмассовую раму. При изготовлении трёхполосного громкоговорителя необходимо изготовить новую переднюю панель (рис. 2). Её выпиливают из фанеры толщиной 12 мм. Низкочастотную головку, как и прежде, крепят изнутри, а чтобы диффузородержатель не упирался в приклеенную к нижней стенке корпуса деревянную рейку и пластмассовую раму, их необходимо подрезать.

Среднечастотную головку 3ГД-42 устанавливают с наружной стороны панели. Её диффузородержатель должен быть заподлицо с наружной поверхностью передней панели. Для этого под него нужно вырезать углубление (выборку) на 5 мм. Под высокочастотную головку 3ГД-2 также следует сделать углубление, но с внутренней стороны панели, с тем, чтобы излучающий рупор головки располагался заподлицо с наружной поверхностью панели. Высокочастотную головку размешают на передней панели между отверстиями под туннели фазоинвертора. Применение не одного, а двух туннелей позволило при сохранении необходимой площади сечения и частоты настройки фазоинвертора значительно уменьшить длину туннелей, что весьма важно для малогабаритных громкоговорителей. Внешний диаметр туннелей фазоинвертора - 32, внутренний - 28, длина - I20 мм.

Декоративную ткань напротив туннелей следует аккуратно удалить, а для обрамления торцов труб изготовить из пластмассы или другого подходящего материала декоративные втулки (рис. 3). После сборки громкоговорителя их плотно вставляют в туннели 4 с наружной стороны. Головку 3ГД-42 необходимо закрыть изнутри герметичным боксом с внешними размерами 180x100x65 мм, заполненным ватой. Его изготавливают из фанеры или оргалита толщиной 4 мм. Выводы от звуковой катушки головки пропускают через отверстие в одной из стенок бокса, которое затем, как и все стыки бокса, герметизируют пластилином. Закрепляют заглушающий бокс также с помощью пластилина, тщательно промазав стыки его стенок с передней панелью.

Весьма важно обеспечить герметичность и всего корпуса громкоговорителя. С этой целью при установке головок под их диффузородержатели необходимо подложить поролоновые прокладки. Такие же прокладки рекомендуется использовать и при соединении друг с другом стенок корпуса. Фазоинвертор, в отличие от закрытого ящика, требует равномерного распределения звукопоглощающего материала на стенках корпуса. Проще всего эго сделать, закрепив на них изготовленные из ваты и марли маты толщиной 20…30 мм. Не следует размещать маты вблизи торцов фазоинверторных труб: здесь, как и в средней части корпуса, должен остаться свободный объем воздуха.

В двухполосном варианте громкоговорителя можно использовать старую переднюю панель, нужно только под отверстием для низкочастотной головки выпилить два отверстия под туннели фазоинвертора и увеличить диаметр отверстия для головки 3ГД-31 с тем, чтобы в нем с внутренней стороны передней панели можно было установить головку 3ГД-42. Размеры туннелей фазоинвертора такие же, как в трёхполосном варианте. Разделительный фильтр, естественно. Упрощается: из него исключаются дроссель L2 и конденсатор СЗ. При сборке громкоговорителя могут возникнуть трудности с закреплением на передней панели декоративной ткани. Эта работа значительно облегчается при использовании автоматического сшивателя для бумаг, металлические скрепки-скобы которого легко входят в торец фанеры и закрепляют ткань.

Чтобы убедиться в эффективности предложенной модернизации, вначале рекомендуется переделать один громкоговоритель и провести его сравнительные испытания с заводским образцом в монофоническом режиме. Выигрыш в звучании, полученный в этом режиме, в стереофоническом варианте ещё более усилится.

Авторами статьи при сравнительных испытаниях были сняты характеристики заводского (рис 4) и модернизированного громкоговорителей 15АС-404 (рис. 5). Кривая а на рис. 4 - АЧХ заводского громкоговорителя 15АС-404 по звуковому давлению, кривая б - частотная характеристика модуля его полного сопротивления. Сплошная кривая а, на рис. 5 - АЧХ трехполосного варианта громкоговорителя с фазоинвертором. Штриховая кривая слева характеризует снижение эффективности воспроизведения низких звуковых частот при отсутствии фазоинвертора, справа - то же, в области высоких частот двухполосного громкоговорителя. Кривая б - частотная характеристика модуля полного сопротивления трёхполосного громкоговорителя.

Сравнение характеристик показывает, что в результате модернизации нижняя граница диапазона воспроизводимых частот сместилась с 80 до 63 Гц, а неравномерность АЧХ уменьшилась с 15 до 11 дБ. Особенно снизились её перепады на средних частотах.

Увеличение модуля полного сопротивления на средних звуковых частотах (рис. 5, кривая б) вызвано применением в разделительном фильтре добавочного резистора R2, о назначении которого говорилось в начале статьи. По материалам статьи уважаемых авторов М. Варлакова, М. Жагирновского, В. Шорова.

Евгений Бортник, Красноярск, Россия, июнь 2016