Домой / Онлайн сервис / Блог «Летопись русской усадьбы. Районный Дом культуры им. Я.С. Потапова На выставке представлены принт-копии живописных и графических произведения конца XVIII – начала XX века из усадеб Тверского края: Сахарово, Домотканово, Аниково и других из собрания Т

Блог «Летопись русской усадьбы. Районный Дом культуры им. Я.С. Потапова На выставке представлены принт-копии живописных и графических произведения конца XVIII – начала XX века из усадеб Тверского края: Сахарово, Домотканово, Аниково и других из собрания Т

Ещё Усадьба Киясово, Московская область, Ступинский район
Летопись русской усадьбы

Усадьба была основана в начале XVIII века стольником В.С. Наумовым. После него какое-то время имение принадлежало его сыну Ф.В. Наумову, после которого перешло к дочери, в замужестве А.Ф. Белосельской-Белозерской. В 1774 году, Киясово было продано внучкой первого владельца Екатерине II. По легенде, императрица, проезжая мимо села, мучилась от болей в ногах от долгой дороги, она омыла ноги в водах святых источников возле Киясово, и ее ноги прошли. По теме: Экономисты милостью Божьей: Андрей Болотов | | /

Управляющим после покупки имения императрицей был назначен Андрей Тимофеевич Болотов, который оставил богатые описания не только о Киясово, но и о множестве усадеб в своей книге “Жизнь и приключения Андрея Болотова”. В имении Болотов с 1774 по 1776 года проводил первые опыты по устройству затейливого усадебного парка, описал регулярный парк и убранство главного дома. В Киясово А.Т. Болотов написал труд "О разделении полей", который стал первым руководством по введению севооборотов. В середине XIX века Киясово перешло губернскому предводителю дворянства князю Л.Н. Гагарину. Владельцы усадьбы : нач. XVIII в. - сер. XVIII в. - Наумовы, сер. XVIII в. - 1774 г. - А.Ф. Белосельская-Белозерская (в дев. Наумова), 1774 г. - сер. XIX в. - Дворцовое ведомство, сер. XIX в. - 1917 г. - Гагарины. Усадьбу посещали: Екатерина II. Сохранность усадьбы: На территории бывшей усадьбы сохранились Казанская церковь 1710 года, церковная ограда и две сторожки XIX века. Главный дом первой половины XVIII века утрачен. Адрес усадьбы: с. Киясово Ступинского р-на, ст. Михнево Павелецкой ж.д., далее автобусом на Ступино 10 км. Дата фотографий: 2015 год, 13 июня.


2.

Две сторожки XIX века на территории храма

Первое упоминание об этой местности относится к 1461 году, и в летописях упоминается как селение Ядрово. В 1701 (по некоторым данным в 1710) году на территории села была возведена церковь Иконы Божией Матери Казанская. В 1709 году село упоминается уже как "мирское прозвание Киясовка", по имени одного из владельцев - князя Василия Кияса Дмитриевича Мещерского.


3.

Казанская церковь с колокольней


4.

Фото до 1975 года. Казанская церковь с колокольней

Основание усадьбы Киясово относится к началу XVIII века, и связано со стольником В.С. Наумовым. От него имение перешло к его сыну кригс-комиссару Ф.В. Наумову, а далее его дочери княгине Анны Федоровне Белосельской-Белозерской.

Мужем Анны Федоровны был князь Андрей Михайлович Белосельский-Белозерский (ум. в 1779), который являлся камергером и посланником в Дрездене. Замуж Анна Федоровна была выдана еще в молодости, но брак не сложился. Пока отец был жив, она жила еще с своим мужем, с которым, однако, и тогда была уже в несогласии. А после смерти отца, супруги разошлись окончательно и оба жили отдельно. Муж находился в Европе, а она княгиня находилась на своей воле в Москве и владела всем великим, доставшимся ей после отца имением. В середине XVIII века Анна Федоровна решила продать село.


5.

Колокольня храма типична для XVII века. Два верхних восьмерика с угловыми колонками на кронштейнах


6.

План Казанской церкви в Киясово


7.

Старые дома в Киясово

Киясово служило центром волости, в которую входили села Малино, Спасское, Покровское с деревнями, и всю волость купила императрица Екатерина II. Так имение стало дворцовым ведомством. История села гласит , что однажды, когда императрица следовала из Петербурга в Москву, она не смогла продолжать путешествие из-за невыносимых болей в ногах. Пришлось остановиться в Киясове. Местные жители посоветовали порфироносной гостье омыть ноги в водах святых источников, которые издавна славились своими целебными свойствами. Помолившись, Екатерина погрузила ступни в кясовскую воду и вскоре почувствовала облегчение. Удивление ее было настолько сильным, что этот случай запомнился ей надолго. Через некоторое время последовало Высочайшее указание украсить храм и дополнить его пристройками.

С 1774 по 1776 года управляющим волости был Андрей Тимофеевич Болотов, офицер, участник Семилетней войны, писатель и ученый, один из основателей русской агрономической науки. В усадьбе Киясово в течение трех лет им проводились первые опыты по устройству затейливого усадебного парка.


8.

Церковная ограда

Из книги “Жизнь и приключения Андрея Болотова”, письмо 171-е, мы можем узнать, как Андрей Тимофеевич стал управляющим волости.

- Ба! - воскликнул я, поразившись удивлением. - Это, конечно, от князя Сергия Васильевича Гагарина?»
- Точно от него, - сказал господин Шебашев, - и я имею честь быть его секретарем. Его сиятельство приказал вам кланяться и убедительнейше вас о том просит, о чем он к вам в этом письме писать изволил.

Сие натурально увеличило еще мое удивление. Я усугубил мою просьбу о том, чтоб он сел, и, севши сам подле его, спешил читать сию бумагу. Но какою приятною неожидаемостью поразился вдруг я, когда, читая, увидел, что князь уведомлял меня, что он торгует и хочет купить для государыни недалеко от меня лежащую и тысячах в четырех душ состоящую Киясовскую волость, и ласковейшим образом просил меня, чтоб я взял на себя труд и со вручителем сего письма, его секретарем, котораго он нарочно ко мне для сего отправил, съездил, осмотрел и, описав сию волость, к нему бы в Москву приехал, и что если волость сия мне понравится и он ее купит, то желал бы он, чтоб я согласился принять на себя управление оною, в котором случае предлагал мне 400 рублей жалованья, казенных лошадей для езды и приличное количества хлеба для моего содержания.

И, пересказав сие, оканчивал тем, что как волость сия лежит от жительства моего недалеко и я зависеть буду единственно от него, а не от кого другого, то и льстится он надеждою, что я не отрекусь желание и просьбу его выполнить”.

Наружное убранство храма сочетается в архитектуре памятника с декоративными приемами московского барокко

Из книги “Жизнь и приключения Андрея Болотова”, письмо 172-е, мы можем узнать, как Андрей Тимофеевич принимал волость в управление.

По учинении сего отправились мы обратно в Малино и оттуда проехали уже в самую Киясовку. Тут расположился князь в самых тех же комнатах в нижнем этаже дома, где квартировали мы до того с г. Шебашевым. И как князь не сомневался уже нимало, что волость сия продается, и почитал ее почти уже купленною, то, пользуясь свободным временем до приезда межевщикова, и пошли мы тотчас с ним осматривать все и все, и говорить и советовать между собою о том, где бы что вперед сделать и какие бы с чем произвесть перемены. Мы прежде всего принялись за осмотрение самаго дома и исходили все комнаты, не оставляя ни одного уголка и закоулка без осмотра. Князю он, несмотря на всю свою огромность, не полюбился, а особливо не нравилось ему самое глупое и дурное расположение покоев как в нижнем каменном, так и в верхнем деревянном этаже, казавшемся сколько-нибудь лучшим и веселейшим. Он не мог довольно надивиться старику господину Наумову, отцу княгини Белосельской, которому сия волость прежде принадлежала и село сие было настоящим его жилищем, как он мог сгородить такой вздорный и глупый для себя дом и как мог жить и располагаться в оном. Пуще всего дивились мы тому, что во всем верхнем и лучшем этаже не было ни одной печи, а везде усматривали мы одни только камины, а печи находились только в нижних комнатах.

Оттуда пошли мы в старинный регулярный сад подле дома, позади его находившийся, и нашли его в совершенном запущении. Он подал нам, как обоим любителям садов, безчисленные поводы к разговорам. И как сей случай был наиудобнейшим к изъявлению князю всех моих приобретенных во время деревенской жизни моей садовых практических знаний и особенной моей к садам охоте, то сие было князю в особливости приятно и довело его до того, что он мне сказал:

О! когда ты, мой друг, до садов такой охотник, и так много все касающееся до них знаешь, то я с сей стороны останусь обезпеченным, предав все здешние сады в полное ваше распоряжение и волю. Делайте с ними что хотите: поправляйте и располагайте все как вам заблагоразсудится и пользуйтесь не только сколько хотите плодами, но и самыми плодовитыми деревьями. Я вижу, здесь великое множество наделано отводков, также тьма всякого рода плодовитых кустарников и деревцов; так ежели для самих вас в сады ваши понадобятся какие из них, то можете брать сколько хотите отсюда. Пожалуйте, пожалуй берите! Это я вам предварительно дозволяю. - А за то, - сказал я, поблагодарив его и за сие дозволение, - доставлю я из своих садов сюда то, чего здесь нет.


11.

Храм состоит из пятиглавого перекрытого сомкнутым сводом четверика, трапезной, северного придела и четырехъярусной колокольни


12.


Из книги “Жизнь и приключения Андрея Болотова”, письмо 175-е, мы можем узнать, как Андрей Тимофеевич привез в Киясово свою семью:

Пред самым вечером было уже то, как мы со множеством наших повозок, составлявших изрядной обозец, въехали в село Киясовку, а потом на обширной и просторной двор господскаго дома. Спутницы мои, сидевшия со мною в одной карете, крестились, по набожности своей, въезжая на двор, и увидев дом, от удивления воскликнули: «Э, э, э! какая домина, да в этом и Бог знает сколько людей поместить можно». - «Ну не так-то слишком радуйтесь, - сказал я им, - величине его, а посмотрите наперед его внутренность, и тогда верно заговорите вы иное; не таков-то он покоен и поместителен внутри, каков велик и хорош кажется снаружи.


13.

Главный дом. Рисунок 1809 года. Из книги А. Болотова "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанная им самим для своих потомков"

Труд А.Т. Болотова "О разделении полей" стал первым руководством по введению севооборотов. В Киясово крестьяне были отпущены на оброк, а на казенных же землях Болотов ввел семипольный севооборот. Результатов опыта он не дождался, так как через два года был переведен управляющим в Богородицкую волость Тульской губернии.

С участием Н.И.Новикова А.Т.Болотов издавал журналы "Сельский житель" и "Экономический магазин", но наибольшую известность получили его автобиографические записки "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков". В этом труде автор рассказывает о том, чему был свидетелем с 1738 по 1793 года.


16.

В архитектуре старого памятника сочетаются традиционные для приходских храмов XVII века композиция и характер внешнего убранства с декоративными приемами московского барокко

В середине XIX века Киясово перешло губернскому предводителю дворянства князю Л.Н. Гагарину.


17.

Киясовская сельская библиотека

В летописи сохранились сведения о том, что 9 декабря 1909 года церковь Казанской иконы Божией Матери освещалась после ремонта, который был проведен стараниями тогдашнего настоятеля Храма - священника о. Сергия Сахарова на средства благотворителя П.Г. Савина; стены храма вновь были расписаны А. Титовым.


18.


Не известно, оставались ли Гагарины владельцами вплоть до 1917 года, или были еще какие-то хозяева. Также не известно, когда пришел в запустение барский дом. До наших дней сохранилась только Казанская церковь.

В советское время храм был закрыт, это произошло в 1962 году, был сброшен колокол, уничтожены иконостасы, роспись стен, иконы и книги сожжены. Вновь храм был открыт в 1990 году.


19.

Памятник погибшим воинам в годы Великой отечественной войны 1941-1945 г. от жителей Киясова Мурзина и Березни

Старые фотографии


22.

Андрей Агафонов


23.

Фото 1989 г. Церковь Казанской иконы Божией матери. Автор фото: Андрей Агафонов


24.

Фото 1982 г. Церковь Казанской иконы Божией матери. Автор фото: Андрей Агафонов

В лицах


25.

Княгиня Анна Федоровна Белосельская-Белозерская (в девичестве Наумова)

Последние 20 лет потомок владельцев усадьбы Артемьево, расположенной в Мышкинском районе Ярославской области, занимался её восстановлением. Но в начале декабря частично сгорела, и теперь хозяева усадьбы просят всех небезразличных о посильной помощи. Усадьбовед Вадим Разумов успел побывать в Артемьеве этом летом.

Автор снял фабричный комплекс, а также основные виды на посёлок, включая больничный комплекс 1900-1910 годов, здание фабрики, жилые дома управляющего и административного персонала, общежития, бани, котельную.

Ни одна книга про шатровое зодчество не обходит стороной архитектуру храма в Городне, что в Ступинском районе Московской области. Первые упоминания о каменной Воскресенской церкви относятся к 1578 году. Усадьбовед Вадим Разумов рассказывает, как искажался памятник с XVI по XXI век.

«О нашумевшей игре Pokemon Gо, за месяц набравшей невиданное количество фанатов, не слышали, пожалуй, только самые ленивые. Вы спросите, почему эта тема так сильно интересует меня? Ответ очень прост: по замыслу разработчиков предельная «концентрация» покемонов, которых нужно поймать, содержится в исторических центрах крупных городов, известных музеях и вокруг самых значимых достопримечательностей».

deadokey . Калязинская колокольня с квадрокоптера // Блог «Летопись русской усадьбы», 07.06.2016

От Николаевского собора, возведенного на месте некогда существовавшего в ХII-ХIII вв. монастыря "Никола на Жабне", построенного новгородцами, осталась только колокольня. При создании Угличского водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления и собор разобрали к 1939 году, а колокольню оставили в качестве маяка.

deadokey . Усадьба Знаменское-Раёк. Интерьеры главного дома // Блог «Летопись русской усадьбы», 20.02.2016

Усадьбовед Вадим Разумов публикует фотографии интерьера усадьбы Знаменское-Раёк - ветшающего памятника архитектуры федерального значения. Реставрационные работы здесь прекратились ещё два года назад, а не так давно усадьба лишилась своего арендатора.

deadokey . Фабричный комплекс Шорыгиных // Блог «Летопись русской усадьбы», 06.12.2015

В поселке Октябрьский Люберецкого района сохранился большой фабричный комплекс «Товарищества Старогоркинской мануфактуры Шорыгиных», созданного промышленником и фабрикантом Шорыгиным в 1896-1915 гг. Два дня назад застройщики приступили к сносу двухэтажных кирпичных жилых домов по улице Новая. Автор подготовил фотографии всех сохранившихся построек: больничного комплекса, здания фабрики, жилых домов, общежития, бани, котельной. В общей сложности - около 20 зданий, теперь одним меньше.

deadokey . Палаты Гурьевых, дом Золотаревых-Кокоревых-Абрикосовых в Потаповском переулке д.6 // Блог «Летопись русской усадьбы», 26.11.2015

Репортаж посвящен трагической судьбе палат Гурьевых. Дом, в основе которого сохранились палаты конца XVII века, в 2009 году после пожара был исключен из перечня памятников выявленных объектов культурного наследия для полного сноса. Силами градозащитников в 2012 году палатам восстановили охранный статус. Однако восстановительные работы до сих пор не начались и здание находится в аварийном состоянии.

deadokey . Усадьба Ростопчина // Блог «Летопись русской усадьбы», 15.10.2015

Автор публикует фотографии дома на Большой Лубянке, 14, который четыреста лет назад принадлежал князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, во времена войны с Наполеоном им владел граф Растопчин. Здесь жил Карамзин, сюда же привезли с Бородинского поля раненого генерала Багратиона. И вот уже 20 лет каменные палаты стоят без использования и без реставрации.

deadokey . Пожар на бывшей фабрике графа Ягужинского в Павловской слободе. Часть 1 // Блог «Летопись русской усадьбы», 17.08.2015

Автор рассказывает о судьбе фабрики с момента ее появления до наших дней. Последнее время здесь регулярно случаются пожары: постройки горят примерно раз в месяц. Последний пожар был зафиксирован 10 августа 2015 года. December 24th, 2013 , 07:39 pm

Император Павел I подарил Введенское своей фаворитке Лопухиной, при которой оно и стало застраиваться. Здесь он посещал ее инкогнито, появляясь в сопровождении конной свиты в полумасках. Введенское было спроектировано знаменитым архитектором Н. А. Львовым зимой 1798-99 гг., это его единственная сохранившаяся работа в Подмосковье. После Лопухиных усадьбой владели Якунчиковы, в гостях у них бывали И. Левитан, В. Борисов-Мусатов, А. Чехов, П. Чайковский. Усадьбу очень любила и подолгу в ней жила дочь хозяина усадьбы Мария Васильевна, сохранилась картина «Из окна старого дома», написанной в Введенском в 1897г. После Якунчиковых Введенским владел граф С. Д. Шереметев, отец которого был сыном знаменитой крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Режиссер Сергей Бондарчук именно ее выбрал в качестве имения старого князя Болконского для кинофильма «Война и мир»…

22 декабря 2013 г.

Усадьба
ВВЕДЕНСКОЕ

Часть 1.
Главный дом и Введенская церковь, история усадьбы .

Пожарские, Милославские, Головины, Лопухины,
Якунчиковы, Шереметевы, Гудовичи

М О С К О В С К А Я о б л а с т ь...
... р а й о н О Д И Н Ц О В С К И Й


Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 1. Главный дом и Введенская церковь, история усадьбы.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 2. Архитектор Николай Львов и усадьба Введенское.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 3. Старые фотографии, карты и картины Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова.
(

6 февраля в доме купца Филиппова открылась выставка из собрания Тверской областной картинной галереи «Живописная летопись русской усадьбы». И первыми посетителями стали руководители учреждений культуры, библиотекари, клубные работники, преподаватели дополнительного образования Старицкого района.

Вашему вниманию представлена выставка, посвященная различным аспектам и особенностям культуры русской усадьбы конца XVIII – начала XX столетий. Основу выставки составили предметы изобразительного искусства из собрания Тверской областной картинной галереи

Собрание галереи сформировалось из живописных и графических произведений, бытовавших главным образом в усадьбах Тверского края и отразивших особенности усадебного искусства и быта «Золотого века» и «Серебряного века». Местоположение Тверского края по пути из Москвы в Петербург, а также красота его природы, способствовали тому, что здесь издавна обосновались самые именитые дворянские фамилии. Представители древнейших родов возводили свои усадьбы с особым дворцовым размахом и представительностью, наполняли их колоссальными художественными ценностями, многие из которых находятся в стадии изучения. Проект является одним из важных этапов в деле дальнейшего освоения и изучения артефактов из усадебных собраний.

Цель выставки - показать русскую усадьбу на примере мемориального материала из поместий Тверского края как особую культурно-художественную среду, в которой наглядно осуществлялись идеи преемственности поколений и связи времен.


На выставке представлены принт-копии живописных и графических произведения конца XVIII – начала XX века из усадеб Тверского края: Сахарово, Домотканово, Аниково и других из собрания Тверской областной картинной галереи.

В рамках выставки экспонируются портреты из великолепного собрания, принадлежащего герою русско-турецкой войны генерал-фельдмаршалу И.В. Гурко. Это, прежде всего, портреты представителей нескольких поколений семьи Гурко, оставившей заметный след в истории России. А также пейзажные виды старинной усадьбы Тверского края Домотканово, сделавшейся в XIX столетии любимым местопребыванием художников «Серебряного века».

Другой, не менее интересный раздел выставки - русская пейзажная и жанровая живопись XIX-XX веков, также в значительной степени связан с тверскими усадьбами (причем, некоторые произведения создавались непосредственно в их окрестностях). Важную часть в нем составили пейзажи художников М.В Дервиз-Фаворской, Л.В Туржанского, Н.Я. Симонович-Ефимовой и др.


Выставка в достаточной степени отражает все нюансы усадебной жизни и развлечений рубежа XIX –XX веков. Произведения, представленные вашему вниманию, принимали участие в масштабном проекте музея-заповедника «Люблино» – «Живописная летопись русской усадьбы» и экспонировались во Дворце Н.А Дурасова.