Домой / Скайп / Электроника 35ас 015 как они работают

Электроника 35ас 015 как они работают

В этой небольшой статье речь пойдет о преображении внешнего вида добротной советской АС —

Электроника 35АС-015

Изначально знакомство с миром «больших» колонок началось у меня с, известной многим, “Radiotehnika S-90” производства советско-рижских инженеров.

Статейка по их покраске.

Решение поменять аппаратуру для звуковоспроизведения, возникло от неудовлетворенности моей тогдашней активной АС, фирмы Microlab (пластмассовый звук, вместо НЧ какой то гул). Плюс ко всему, читал форумы, на которых сидят, исключительно, «спецы» по звукотехнике. И прочитанное там окончательно убедило меня, что слушать музыку на аппаратуре, которая у меня была в то время — это просто безобразие, полнейшее! И вот я уже на Авито, в надежде найти, что нибудь «трушное». К моему счастью и радости, нашлись и S-90, и УЗЧ Одиссей У-010 (АС пассивные же).

…так, после всяких «МИКРОЛАБОВ», и прочей китайской ширпотребщины, Ы-90 зазвучали ну просто каким-то вошебным звуком. Как оказалось «низы», это не просто когда сабвуфер громко «бумкает и гудит», но, и,то, что в диапазоне НЧ тоже есть своя музыка! Но не только басы, а и «верхи» проявили себя… вот ведь какая штука). Конечно в восприятии всех прелестей этой акустики сыграл не последнюю роль усилитель. Все же Одиссей не самый плохой советский УМ.

Вроде бы теперь со звуком, все хорошо и замечательно. Но спокойствие мое нарушалось чтением все тех же форумов любителей качественного звука. На одном из которых я вычитал, что Электроника 35АС-015, при схожей схемотехнике, уделывает S-90, но при этом стоит на б\у рынке примерно столько же. Во как!.. И снова Авито, и снова поиски, и снова, к счастью, очень быстро нашлось требуемое… колонки были не в идеальном состоянии, но зато исправные и некопаные (стояли пломбы).

Послушав «Электронику», очень был впечатлен диапазоном НЧ. По сравнению с 90-ми, у 35АС-015, НЧ более плотные и четкие, что меня как любителя рок-музыки несказанно обрадовало.

В общем радости полные штаны… но внешний вид уж больно сильно коробил взгляд: старомодная раскраска колонок, и общая потрепанность нехотели вписываться в интерьер, особенно рядом с новеньким ЖК-телевизором. Поэтому было принято решение: «Не навредить, но покрасить». Цвет для покраски выбрал «Черный Матовый», краска в аэрозольных баллончиках была куплена в ближайшем автомагазине. Но хочу отметить, что покупать краску в баллонах жутко невыгодно, и я бы советовал брать просто в банке. Баллонов ушло штук шесть.

Первое с чего я начал, это полная разборка колонок: снял решетки, открутил и отпаял динамики (советую помечать провода, например клеить малярный скотч и делать надписи, какой провод куда идет), открутил и вынул фильтры. Остались пустые короба с ватой, ее я отдирать не стал.



Затем металлическим шпателем, пришлось снять часть шпона, который из за неправильного хранения, и старости, вздулся и отслоился.


После шлифовки протер короба мокрой тяпкой, дабы смыть древесную пыль, и оставил их в покое до момента высыхания.

На следующий день, когда все это дело просохло, короба покрыл грунтовкой для дерева, в два слоя с промежутком в один час. И оставил высыхать на ночь.


Теперь дело дошло к покраски. А чтобы, краска не оседала внутри корпусов на дереве, и на звукопоглотителе, мной были вырезаны заглушки из гофрированного картона. Сделать их проще всего так: на картон кладется динамик «лицом» вниз, обводится карандашем, и затем вырезается ножницами. Такие шаблоны как раз закрывают отверстия от динамиков, и удобно крепятся теми же винтами от них. Кстати шаблоны эти я бы советовал сделать еще на стадии шлифовки, ибо много древесной пыли оседает внутри коробов, и потом приходиться пылесосом ее убирать.

Итак, заглушки на месте, можно приступать к пораске. Наносить краску лучше в несколько слоев с перерывами на сушку, так вы избежите потеков и к тому же цвет будет более равномерным.


В первый день была выполнена основная часть работы – покрашено все кроме дна. На второй день – покрасил дно и нанес контрольный слой краски на остальные стенки коробов.

Сутки на просушку, и можно начинать сборку.

А между делом, решил обновить и диффузоры динамиков. Самый распространенный способ, это покрасить их чернилами черного цвета, которыми заправляют струйные принтеры. И кстати, советую все действия с чернилами производить в перчатках — руки от чернил отмываются очень трудно, проверено.




Собираем в обратном порядке: Устанавливаем блок фильтров, прикручиваем его – тут без хитростей. А вот при установке динамиков, я бы советовал промазать места стыковки динамиков с корпусом, герметиком. У меня в запасах был прозрачный силиконовый, поэтому использовал его. Гермитик нужен для большей герметичности (как звучит J), поэтому при установке «стакана» СЧ динамика, также промазывается место и под стакан, и отверстие в стакане для проводов.

Отдельно скажу про звукопоглощающий материал в стакане СЧ динамика. В нашу АС на заводе туда положили поролон, что, который (я почти на 100% уверен) во всех старых системах превращается со временем в непонятную, слежавшуюся, липкую консистенцию. Вот этот поролон и необходимо убрать, заменив на новый. Лично я использовал войлок 3мм толщины.

И вот динамики плотно сидят на своих местах. Осталось прикрутить решетки (кстати их я тоже красил, это очень обновит их внешний вид), тут хитростей нет, но я решил заморочиться и дабы исключить возможное дребезжание, подложил по периметру «грилей» полоски резины.

Видео сборки Электроника 35АС-015:

Доработка Электроника 35АС-015: замена СЧ, ВЧ на Visaton
Этот проект закончен еще в прошлом году.

Началось всё с того, что наткнулся на сайт http://35ac-018.ucoz.ru , где люди меняли фильтр и динамики в Амфитонах (35АС-018) на Visaton. Тут их схема фильтра. Как известно, в линейке S-90, Амфитон, 35АС-015 использовались одинаковые динамики, но разное оформление ящиков и фильтры. Звук Электроники уже давно не устраивал: когда-то я сжег родные ВЧ и заменил их на творение ЗАО "Динамик" Т25-52Д. Вряд ли можно сказать, что они играли, скорее издавали звуки, да и сам купол похоже был у них из пластика. К СЧ тоже были вопросы, они были крикливы и не радовали деталями. В общем сложив ЗА (звук всё же должен улучшиться) и ПРОТИВ (при продаже не окупить затраты) я приступил к делу.
В Электронике 35АС-015 используется оформление с пассивным излучателем и свой, отличный от Амфитона, фильтр. Низкочастотную секцию я решил оставить без изменений, а СЧ и ВЧ использовать как в проекте с сайта. Симуляция в Визатоновской программе также не показала криминала.

Вот как выглядит модернизированный фильтр для 35АС-015:

В качестве СЧ используется Visaton SC13 , он идеально встает на место родного динамика.


В качестве ВЧ идет Visaton SC10N . Должен отметить, что за свои деньги он играет очень хорошо. К сожалению, установить его уже не так просто в родное отверстие.
Я вырезал кусок из фанеры с отверстием под магнит. И получается, что с одной стороны динамик упирается фланцем в корпус, а с другой поджимается фанерой с помощью винтов с гайками.

По поводу конденсаторов. Изначально в ВЧ фильтре у меня стояли К73-17. Позже я заменил их на MKP, да, звук стал чуть лучше и прозрачнее, но мне показалось, что именно чуть. Так что тут каждый решает для себя сам, что лучше.


Красота исполнения меня не волновала, главное звук, поэтому родных металлических решеток уж давно нет. Вот такой вот монстр.


Вывод: Колонки надо ставить на подставки, хотя бы на табуретки, чтобы ВЧ были на уровне ушей. В первое время казалось, что очень много высоких частот, но потом динамик приигрался и стало хорошо.

Не люблю описывать звук, но тут попробую. Он стал детальнее. Середина стала четче, в треке Another brick in the wall пропала крикливость у хора, голоса стали разборчивее. Появились высокие (в сравнении с Т25-52Д), я понял, что многого не слышал. Был заменен усилитель на TDA7294 на усилитель Никитина, что так же улучшило звук.

К сожалению недостатки есть, в первую очередь это горизонтальное расположение СЧ/ВЧ и то что обе колонки, как бы левые (или правые, кому как нравится). Детальность есть, а объема и глубины мало. В этом плане Амфитон с вертикальным расположением всех динамиков выигрывает.

Считаю, что затраты вполне оправданы, за эти деньги ничего заводского в любом случае не купить.

В журнале «Радио» неоднократно описывались различные способы улучшения звучания акустической системы . Однако доработанные АС при хорошей АЧХ обладают и весьма существенным недостатком - заметно ухудшенной характеристикой направленности из-за повышения частоты разделения среднечастотного и высокочастотного звеньев фильтров до 10 кГц. А именно этот параметр наряду с АЧХ акустической мощности считается наиболее информативным с точки зрения оценки качества звучания АС в реальных помещениях прослушивания. Характеристика направленности АС измеряется как зависимость развиваемого ею звукового давления на определенной частоте или в полосе частот в заглушенной камере от угла смещения измерительного микрофона относительно акустической оси АС в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Частотная характеристика акустической мощности представляет собой зависимость величины излучаемой акустической мощности от частоты сигнала. Неравномерность частотной характеристики акустической мощности принято считать одним из основных параметров при оценке качества звучания АС.

Так как осевая неравномерность АЧХ в современных АС не превышает ±2 дБ, то основной вклад в неравномерность частотной характеристики акустической мощности вносит изменение ширины характеристики направленности как функция частоты сигнала. Влияние характеристики направленности на качество звучания АС проявляется в смещении стереообра-за при изменении спектрального состава сигнала. При психофизиологических исследованиях качества звучания АС категории Hi-Fi отмечается, что АС с хорошей осевой АЧХ, но узкой характеристикой направленности (а также резкими изменениями ширины характеристики направленности при изменении частоты) звучат «жестко и утомительно».

Существенное влияние на качество звучания многополосных АС оказывают разделительные фильтры, роль которых до недавнего времени недооценивалась. В большинстве промышленных моделей АС применяются разделительные фильтры, состоящие из пассивных LC-звеньев типа «К», обычно не выше третьего порядка. В предлагаемой вниманию читателей доработанной АС применен так называемый лестничный фильтр все-пропускающего типа шестого порядка. Фильтры этого класса были предложены во второй половине 70-х годов. В отличие от других применяемых в АС разделительных фильтров, они удовлетворяют одновременно нескольким требованиям: обеспечивают плоскую суммарную АЧХ по напряжению, симметричные характеристики направленности АС в области частот разделения фильтров и малый уровень фазовых искажений. Кроме этого, они в наименьшей степени чувствительны к измерениям номиналов входящих в них элементов. Подобный фильтр, но четвертого порядка, используется в промышленной системе .

При доработке акустической системы низкочастотное звено разделительного фильтра (рис.1) оставлено без изменений. В среднечастотном звене изменены номиналы элементов для согласования с вновь установленной головкой (4 Ом), которая используется вместо . Как уже отмечалось в журнале, последняя не способна обеспечить приемлемого качества воспроизведения средних частот. Предварительно головку необходимо доработать, промазав диффузор с обеих сторон виб-ропоглощающей мастикой. Окна диффузородержателя можно не заклеивать синтетическим войлоком, а перед установкой головки в изолирующий бокс завернуть ее в поролон толщиной около 8 мм. Свободное пространство бокса необходимо заполнить небольшим количеством ваты.

Среднечастотное звено (L4, С5, L5, С6, L6, С7) и высокочастотное (С8, L7, С9, L8, С10, L9) представляют собой лестничный фильтр всепропус-кающего типа шестого порядка с частотой раздела 4500 Гц. Как показали многочисленные эксперименты, выбор такой частоты раздела для данной модели АС наиболее приемлем с точки зрения получения наилучшей характеристики направленности. Выбор относительно высокого порядка фильтра вызван желанием при использовании доступных динамических головок получить минимальные нелинейные искажения на средних и высоких частотах и устранить неприятную окраску звучания высокочастотной головки , отмечаемую многими владельцами . Известно, что в динамических громкоговорителях амплитуда смещения диффузора при понижении частоты подводимого к головке синусоидального сигнала постоянной амплитуды увеличивается с крутизной около 12 дБ/окт вплоть до резонансной частоты головки. При этом звуковое давление, создаваемое головкой на частотах испытательного сигнала, не увеличивается (а может даже падать), а нелинейные искажения заметно растут. При достижении резонансной частоты амплитуда смещения диффузора уже не зависит от понижаемой частоты. Высокочастотный фильтр первого порядка с крутизной спада АЧХ 6 дБ/окт не может в достаточной степени изменить (уменьшить) рост этой зависимости. Чтобы крутизна роста амплитуды смещения диффузора, начиная с частоты разделения фильтра и кончая резонансной частотой головки, приближалась к нулю, крутизна спада его АЧХ должна составлять не менее 12 дБ/окт. Крутизна спада АЧХ примененного высокочастотного фильтра шестого порядка превышает 30 дБ/на октаву. Это позволило в значительной мере снизить нелинейные искажения головки на частотах, близких к ее резонансной частоте. Существует мнение, что фильтры высоких порядков вносят большие переходные и фазовые искажения. Однако, подобные искажения, создаваемые фильтрами всепропускающего типа высоких порядков (вплоть до шестого), измеренные на многокомпонентных сигналах, лежат значительно ниже субъективных порогов слышимости.

Конструкция катушек индуктивности может быть произвольной. При их изготовлении автор использовал каркасы из органического стекла (можно из текстолита или эбонита), эскиз которых показан на рис.2. Катушки L4-L6 намотаны проводом ПЭВ-1 0,8 и содержат соответственно 118, 106 и 76 витков. Катушки L7-L9 и L3 намотаны проводом ПЭВ-1 0,5 и содержат 128, 170, 248 и 236 витков соответственно. Пользуясь подходящим измерителем индуктивности (автор использовал Е7-9), желательно подогнать индуктивность катушек (с точностью до третьего знака) до значений, указанных на принципиальной схеме АС. Конденсаторы фильтров - МБГО-1 и МБГП-1,2 с отклонением от номинальных значений ±5 и ±10 %. Нестандартные номиналы набраны параллельным соединением конденсаторов со стандартными значениями. Все детали фильтров закреплены на отдельной панели, установленной внутри корпуса АС под низкочастотной головкой.

Доработанные указанным способом АС эксплуатируются с УМЗЧ. В качестве предварительного усилителя использовался усилитель с пассивным регулятором тембра. При эксплуатации доработанных АС в составе звуковоспроизводящего комплекса с активным регулятором тембра, обеспечивающим глубину регулирования АЧХ выше ±15 дБ, на входах СЧ- и ВЧ-звеньев фильтра желательно включить гасящие резисторы ПЭВ-7,5 (на схеме обозначены штриховой линией). При оценке качества звучания переделанных АС все слушатели отмечали «легкость и прозрачность» звучания, его естественность, а также четкую локализацию источников звука в пространстве.

P.S. О паспортной мощности АС. Паспортная мощность переделанной АС с резисторами R2 и R3 (на рис. 1 в статье изображены штриховыми линиями) - примерно 35, без них - около 16 Вт.

Замена головки 10ГД-35

Вместо (новое обозначение ) можно применить головку . Сопротивление звуковой катушки и частота резонанса этого излучателя такие же, как и у , поэтому никакие изменения разделительного фильтра не требуются.

Технология доработки головки . Доработка головки заключается, как указано в статье, в пропитке диффузора вибро-поглощающей мастикой. Для приготовления ее автор использовал растворенный в бензине гермепласт (продается в магазинах, торгующих хозяйствен- ными товарами; в быту его применяют для герметизации соединений элементов сантехники). Консистенция должна быть такой, чтобы капли раствора свободно стекали с кисти, опущенной в него на короткое время. Гофр и воротник диффузора густо покрывают двумя слоями мастики с обеих сторон на 20 мм от края и оставляют сохнуть на трое суток. По истечении этого срока мастику полностью смывают с обеих сторон диффузора кистью, смоченной бензином. Еще через сутки на месте обработки с внешней стороны диффузора должна наблюдаться жирная полоса, а с противоположной стороны - слабый белый налет остатков мастики. Перед установкой в бокс головку рекомендуется завернуть в полосу пенополиуретана (поролона), он улучшит ее АЧХ вблизи частоты раздела СЧ и ВЧ звеньев фильтра.

Литература:

  1. Жагирновский М., Шоров В. Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций.- Радио, 1987, № 8, с. 29-30.
  2. Алдошина И., Войшвилло А. Высококачественные акустические системы и излучатели.- М.: Радио и связь, 1985, с. 168.
  3. Агеев А. УМЗЧ с малыми нелинейными искажениями.- Радио, 1987, № 2, с. 26-29.
  4. Солнцев К). Высококачественный предварительный усилитель.- Радио, 1985, № 4, с. 32- 35.
  5. РАДИО, № 4, 11, 1990 г.

Из-за ограниченности бюджета выбрал Pioneer VSX-421-K . В Хабаровсе, через интернет магазин приобрел за 7,5 тыс. руб.

Отличный ресивер под мои запросы – 130 вт на канал будет достаточно для квартиры, возможность подключить все многообразие аппаратуры. На останавливаться не буду, можете посмотреть более подробный обзор, отмечу только некоторые особенности: нет видеопреобразователя - если источник подключаете через HDMI, то такой же кабель нужен для подключения к телевизору.

В верхней части корпуса много вентиляционных отверстий – а это много пыли в корпус. Пульт ДУ заявлен как универсальный, но способен, оказывается, работать только с телевизором Pioneer.
Может стерео звук преобразовывать в объемный.

Приобретение акустики пока откладывалось, решил подключить старые, трех полосные колонки «электроника», стоящие на улице уже лет пять. Эти колонки один знакомый хотел выкинуть на помойку – его жене они портили интерьер. Я их забрал, хотя усилителя у меня и не было, подключал их к музыкальному центру, звук был громкий, но не качественный. Для музыкального сопровождения огородных работ самое то.

Подключив колонки к ресиверу я был поражен, насколько лучше они стали звучать. Четкий детальный звук и его мощность меня порадовала. Но не долго, на одной колонке перестал работать низкочастотный динамик. Вскрыл, неполадку нашел быстро: плохой контакт провода к диффузору, немного работы паяльником и звук появился! При вскрытии обнаружил на динамике год изготовления – 1987, и мощность 70вт.
Отреставрировав за 2 дня внешний вид колонок при помощи наждачки, лака и акриловой краски, установил их дома.

Характеристики ""Электроника 35АС-015"":

Рекомендуемая мощность высококачественного усилителя работающего совместно с акустической системой от 20 до 130 Вт.
Диапазон звуковых частот эффективно воспроизводимых акустической системой не уже 25...25000 Гц. Неравномерность АЧХ 5%. Входное сопротивление - 4 Ома. Номинальная подводимая мощность - 25 Вт. Долговременная подводимая мощность 130 Вт. Габариты одной АС - 355х685х305. Вес одной АС - 27 кг.

Подключение звука через coaxial к мультимедийному плееру еще улучшило звуковую картину, как при просмотре кино, так и при прослушивании музыки. До этого были подключены бюджетные 5.1 колонки SVEN SPS 860. Разница в звуке очень ощутима.

Хорошо слышно работу разделительных фильтров. Четкие, не «бубнящие» низкие частоты, не урезанные высокие частоты дают «лёгкость и прозрачность» звучания, его естественность, а также чёткую локализацию источников звука в пространстве. И это не только мое субъективное мнение, супруге звук то же очень понравился, и она не стала возражать против размещения дома этих огромных колонок, хотя её не устроили басы, поэтому планируем докупить сабвуфер. Но в первую очередь пора менять телевизор, на плазму приличных размеров.

Итого; при наличии хорошего усилителя даже старые, советские колонки могут выдавать хороший звук, на уровне колонок китайского производства до 10 тыс. руб. Более дорогую акустику я не слушал, поэтому сравнивать не могу. Ресивер оказался очень удобен в использовании. Подключил к нему мультимедийный плеер, тв ресивер от спутниковой тарелки и DVD (хотя им давно не пользовался), еще вывел шнур для подключения звука с нетбука, к стати, аналоговый вывод звука с нетбука ощутимо отличается по качеству от звука выводимого по цифре с плеера. Управление с пульта интуитивно понятно.

Еще один вывод в качестве пожелания сети ДНС – раз уж торгуете телевизорами, то пора в ассортимент добавить ресиверы и пассивные колонки, для организации домашних кинотеатров. Не всех удовлетворяет звучание имеющихся в продаже акустических систем.