Домой / Социальные сети / Правило безопасного общения с компьютером. Правила общения ребёнка с компьютером Правила общения с компьютером

Правило безопасного общения с компьютером. Правила общения ребёнка с компьютером Правила общения с компьютером

В наш век компьютерных технологий тяжело себе представить мир, в котором полностью отсутствуют мобильные телефоны, компьютер и Всемирная паутина. Дети практически с младенчества оказываются за монитором – и убедить их оторваться от компьютера - задача не из легких.

А стоит ли объявлять компьютер врагом и полностью лишать своего ребенка права общения с ним? Нужно четко понимать, что компьютер является неотъемлемой частью современного мира, поэтому важно только одно – научить ребенка правильно взаимодействовать с ним.

Правила организации рабочего места

Начало взаимодействия детей и компьютера – правильная организация рабочего места за монитором. Опасения медиков и родителей, связанные с ухудшением осанки и зрения у детей, работающих за компьютером, имеют реальную основу. При неправильной организации рабочего места все эти проблемы действительно могут появиться.

Чтобы общение детей с компьютером было только позитивным, уделите внимание правильной организации рабочего места.

Стул с регулировкой высоты;

Клавиатура, расположенная на выдвижной панели;

Расстояние от глаз до экрана – не менее 50 см;

Компьютер должен находиться рядом с окном, а в пасмурный день добавляйте дополнительное освещение слева;

Ежемесячно меняйте местоположение компьютерной мыши (лево-право).

Эти меры помогут Вашему ребенку не потерять зрение и не ухудшить осанку. Смена положения компьютерной мыши поможет Вашему ребенку тренировать правую и левую руки – и, как следствие, правое и левое полушарие мозга.

В качестве дополнительной меры безопасности при взаимодействии ребенка и компьютера обязательно засекайте время, проведенное за монитором.

Для ребенка 3-5 лет это 10 минут; для ребенка 5-6 лет – 10-12 минут; для ребенка 7-8 лет – 12-15 минут; для ребенка 9-11 лет – 20-25 минут с 3 перерывами; для ребенка 12-14 лет – 30-40 минут с 3 перерывами; для ребенка 15-17 лет – 45-50 минут с 3 перерывами. Во время перерывов полезно походить, размяться и выполнить зарядку для глаз. Кстати, сейчас есть возможность скачивания на компьютер специальной программы с упражнениями для глаз, которая через определенное время прерывает занятия ребенка, предлагая ему интересные упражнения для глаз. Ну и, наверное, не стоит говорить, что при наличии проблем со зрением дети и компьютер должны взаимодействовать только при наличии очков.

Обязательно следите, чтобы ребенок сохранял правильную осанку на протяжении всего времени работы за компьютером. Для этого следите, чтобы кисти рук ребенка всегда находились на уровне локтей, а запястья на опорной планке. Кроме того, следите, чтобы спина у ребенка, сидящего за компьютером, была ровной. Часто из-за слишком низкого расположения стола или монитора у детей развивается шейный остеохондроз и нарушается кровообращение в шейном отделе и мозге. Это может привести к неприятным последствиям.

Снижение нагрузки на психику

Взаимодействие детей и компьютера приводит к огромному напряжению детской психики. Это напряжение по силе можно сравнить с вождением автомобиля. Как же снизить нагрузку на психику малыша при работе с компьютером?

Первым способом являются вышеупомянутые перерывы в работе. Дополнительно нужно знать, какие именно формы работы оказывают наибольшую нагрузку. Яркие игры со звуками и динамичным движением оказывают максимальную нагрузку. Если же малыш смотрит картинки, читает текст или смотрит какой-то познавательный фильм – нагрузка на его психику минимальна.

В связи с этим, тщательно дозируйте время, отводимое на компьютерные игры, и поощряйте другие познавательные занятия.

Самый известный миф противников взаимодействия детей и компьютера опирается на убеждение в том, что дети садятся за компьютер только с желанием поиграть в «бесполезные стрелялки». Во-первых, ребенок сядет за компьютер с той целью, к которой Вы сами его подтолкнете. Во-вторых, компьютерные игры далеко не всегда несут в себе зло и разрушение. И мы объясним почему.

Дело в том, что компьютерные игры делятся на несколько категорий :

1. Адвентурные (приключенческие)

Интерфейс таких игр напоминает мультфильм, но отличие состоит в том что в этот «мультфильм» Ваш ребенок может вмешиваться, решая те или иные поставленные задачи и помогая главного герою пройти все испытания. Такие игры требуют от ребенка логического мышления, сообразительности, внимательности.

2. Стратегии

Эти игры обычно направлены на управление войсками, энергией, полезными ископаемыми, осуществление планирования и контроль за ситуацией. Это достаточно сложные игры, предназначенные для детей постарше. Как раз такие игры тренируют у Вашего ребенка очень полезные навыки: усидчивость, способность спрогнозировать тот или иной результат, умение планировать свои действия, в также, тренируют мышление.

3. Аркадные

Такие компьютерные игры – слепок к игр в игровых автоматах. Ребенку предлагается многоуровневая игра, в которой необходимо пройти один уровень, чтобы перейти к следующему. В процессе прохождения уровня можно заработать очки, бонусы и получить награды. Такие компьютерные игры тренируют скорость реакции, глазомер, внимание.

4. Ролевые

В таких играх у ребенка обычно имеется в распоряжении несколько персонажей – команда, каждый член которой должен выполнить определенные функции, чтобы достичь общего результата. Обычно путь к цели преграждают некие препятствия и разнообразные враги, которых нужно победить. С помощью таких игр ребенок тренирует командный дух, учится использовать разных персонажей в разное время и в нужных местах для достижения результата.

5. Логические

Такая игра представляет собой некую задачу или набор головоломок, которые надо решить. Это могут быть задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучение счету и т.д. Дети обычно интересуются такими компьютерными играми, развивающими навыки логического мышления и смекалку.

6. Симуляторы

Игра-симулятор – это игра, по сути, предоставляющая возможность Вашему ребенку управлять чем-либо. Это может быть авиа-симулятор, авто-симулятор, симулятор управления парусным кораблем и т.д. Разработчики таких игр придают большое значение реализму, поэтому Ваш ребенок сможет почувствовать себя настоящим летчиком, автомобилистом или капитаном корабля.

7. 3D-Action

Эту категорию игр большинство родителей категорически не одобряет, так это именно те «стрелялки» в привычном понимании, которые родители называют жестокими, кровавыми и бессмысленными. В этих играх повышена степень виртуальности, имеются трехмерная графика и спецэффекты. Такие игры развивают исключительно моторные функции, поэтому их необходимо давать детям дозированно.

Чтобы сделать компьютерные игры своими союзниками, необходимо правильно выбирать их для своего ребенка. Главным критерием выбора той или иной игры для Вас должно быть соответствие данной игры темпераменту и возрасту ребенка. Если Ваш ребенок спокойный – ему подойдут логические и другие спокойные типы игр. Если же Ваш малыш неисправимый холерик – подберите ему игру, где он будет выплескивать свою энергию. Возраст, для которого предназначена та или иная игра, обычно написан на коробке.

Естественно, необходимо дозировать время, потраченное на ту или иную игру. Если игра развивает познавательные способности, полезные навыки и не способствует излишнему напряжению – пусть малыш играет в нее больше. Если же игра несет в себе сильную нагрузку на психику и не является очень полезной – играть в нее ребенку нужно поменьше.

Даже если Вам кажется, что ребенок уже слишком долго играет, не выключайте компьютер и не прерывайте игру на незавершенном этапе. Взаимодействие детей и компьютера должно быть завершенным. А для того, чтобы ребенок мог самостоятельно дозировать количество компьютера в своей жизни и не забывал о других делах, приучайте его к самоорганизации с самого детства. Он должен понимать, что есть игры, а есть жизненно важные вещи – еда, сон, прогулки, учеба и т.д.

Если ребенка невозможно оторвать от компьютера, это всегда показатель неправильной политики взрослых по отношению к нему. Есть несколько способов помочь ребенку оторваться от компьютера:

Последовательность в запретах и разрешениях.

Если Вы сказали, что взаимодействие ребенка с компьютером будет ограничиваться получасов в день – Вы не должны отступать от своего правила, что бы ни случилось. Если Вы не уверены в своих силах или боитесь забыть – существуют специальные программы, которые можно установить в компьютер, чтобы он отключился через определенное время.

Достаточное количество внимания для ребенка.

Часто дети, особенно, подростки, уходят в виртуальный мир из-за одиночества. Это могут быть проблемы со сверстниками или проблемы в семье. Ребенок должен знать и чувствовать, что он нужен, что его любят и всегда поддержат. Если этого нет – компьютер становится ему другом.

Чтобы не допустить такого исхода, интересуйтесь жизнью ребенка, организуйте интересный досуг, переключите его внимание на другие занятия.

Честность в отношениях.

Если Вы не хотите излишнего взаимодействия ребенка с компьютером – честно объясните ему, почему Вы этого не хотите. Расскажите обо всех рисках, связанных с излишне долгим сидением перед монитором, предложите достойную альтернативу.

Дети и компьютер: зло или добро?

Конечно, любое – даже самое непререкаемое – благо можно использовать во вред. Поэтому не стоит бояться того, что однажды Ваш ребенок сядет за монитор. В конце концов, изначально компьютер придумали для того, чтобы облегчить жизнь людям. И было бы глупо сейчас объявлять его вселенским злом. При разумном подходе, компьютер не только не принесет вреда, но и поможет Вам и Вашему ребенку.

С помощью компьютера можно не только играть в игры (как мы уже выяснили, зачастую полезные), но и обучаться чему-то новому с помощью развивающих программ. С помощью компьютера можно искать друзей в Интернете, скачивать книги и фильмы и обогащать свои знания о жизни.

Взаимодействие детей и компьютера поможет им научиться устанавливать программы, разбираться в его устройстве и принципах работы. Вполне возможно, что впоследствии это станет чьей-то профессией. И если мы не можем остановить научно-технический прогресс, надо направить его в свою пользу.

Дети и компьютер – неразделимые понятия. Мы и сами проводим большую часть времени перед монитором на работе. Но в Ваших руках дозировать информацию, отслеживать, какие сайты посещает Ваш ребенок, и предлагать ему те компьютерные игры, которые Вы сами считаете нужными.

Правила безопасного общения детей с компьютером.

Компьютер прочно вошел в социальную и личную жизнь людей, а также детей, начиная с самого раннего возраста. Конечно, он предоставляет огромные возможности для поиска нужной информации. Однако длительное общение с компьютером имеет ряд факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье детей.

Первое - это возрастание зрительной нагрузки, так называемый «компьютерный зрительный синдром».Он характеризуется такими симптомами, как жжение и боли в области глаз, чувства « песка» под веками, затуманивание зрения…

Второе – при определенных условиях работа на компьютере становится стрессогенной, так как от ребенка в этот момент требуется быстрая ответная реакция, концентрация нервных процессов. Сама статистическая поза тоже очень утомительна для детей. Под ее влиянием могут происходить нарушения осанки и других функций организма. Работа с «мышкой» для детей еще более сложна, поскольку тонкая зрительно-двигательная координация у них еще не развита.

В 5-6 лет дети вступают в критический период своего развития, когда активизируется созревание основных физиологических систем (ЦНС, сердечно-сосудистой, зрительной, двигательной), и дети становятся уязвимыми к воздействию неблагополучных факторов внешней среды. А ее воздействие многофакторно:

При работе компьютера возникают электромагнитное, тепловое, ионизирующее излучение, шум;

Изменяется качество окружающей среды, а именно повышается температура воздуха, его сухость, возникают электростатические заряды на окружающих предметах;

Видеотерминал обладает резкой яркостью, контрастностью, пульсацией и возникновением бликов на экране.

Поэтому родителям важно знать ряд правил, соблюдение которых позволит ребенку сохранить свое здоровье. Вот некоторые из них:

Ребенка нужно научить правильно сидеть: линия его взора должна быть перпендикулярна экрану и приходится в центр монитора, расстояние до экрана не должно быть менее 50см - такая поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела;

Спина ребенка должна иметь опору, обязательна опора и для ног в виде подставки;

Свет на экран должен падать слева, важно исключить прямой солнечный свет;

Самым приемлемым для дошкольников считается голубовато-серый или зеленовато-желтый фон экрана;

Оконные проемы должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами (жалюзи, шторы);

Необходимо систематически проветривать комнату, чтобы предотвратить ухудшение параметров ее микроклимата (сухости воздуха, адсорбирования частиц пыли, загрязнения воздуха выделениями из полимерных и синтетических материалов, используемых для отделки помещений и изготовления мебели).

Время общения с компьютером для дошкольников ограничено. Так, при исследованиях выяснилось, что 20 мин. непрерывной работы на компьютере вызывали у 6-летних детей неблагоприятные изменения в работе ЦНС. Поэтому длительность работы для 6-летних детей составляет15 мин в день; для 5-летних детей 10 мин; в день . Существует ряд заболеваний, при которых детям противопоказана работа с компьютером: при миопии, ассигматизме, нарушении поля зрения и светоощущения.

Помните: ребенку можно предлагать только те игры и компьютерные программы, которые по содержанию и форме соответствуют их возрасту. Психологи предупреждают о наркотизирующем, затягивающем влиянии игр, в которых присутствуют агрессивные персонажи. Они могут стать причиной безжалостного поведения ребенка к окружающими, повышенной возбудимости, капризности. Игры, в которых преобладает ЭКШН (жанр компьютерных игр, в которых успех в большей степени зависит от скорости реакции и способности быстро принимать решения) ведут к утрате внутренней речи. Мозг ребенка не успевает перерабатывать то, что он видит в короткие промежутки времени на экране. Быстрая смена картинок является так же причиной того, что у детей реальная жизнь как бы замедляется и становится для них скучной.

Помните: после занятий с компьютером нужно провести с ребенком гимнастику для снятия общего и зрительного утомления.

Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение цилиарной мышцы глаза, активизируются процессы аккомодационного аппарата глаз. Ее длительность составляет 1 минуту. Для снятия статистического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров»…).

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере.

Упражнение со зрительными метками.

Высоко в центре стены и в ее углах подвешиваются яркие зрительные метки. Ребенок должен встать у компьютера и, не поворачивая головы, переводить взгляд с одной метки на другую под счет 1-4.Переводить взор надо настолько медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.

Ребенок выполняет сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Рекомендуется несколько вариантов упражнений:

1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив его мышцы, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

3.Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

4.Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх- налево вниз, потом вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль 1-6.

5. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.

6. Не поворачивая головы медленно делать круговые движения глазами и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.

7. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, затем аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.

8. На оконном стекле на уровне глаз ребенка поместите красную метку диаметром 35 мм. Ребенок фиксирует взгляд на метке 10 сек., переводит его на отдаленный предмет за окном на 10 сек., затем возвращает взгляд на метку и т.д. Время проведения упражнения 1,5 мин.


Еще не так давно, буквально 10 лет назад, такой массовой проблемы, как искривление позвоночника или тотальное ухудшение зрения, попросту не существовало.

Сегодня же подобные проблемы со здоровьем довольно популярны, и врач сразу же задает вопрос: «вы много сидите за компьютером?».

Памятка для ребенка

Дети сидят за компьютером гораздо дольше взрослых, а ведь именно детский организм менее устойчив к нагрузкам подобного рода.

Можно, разумеется, спустить эту проблем на самотек, но нужно ли вам водить ребенка месяцами на платный массаж или делать ему лазерную коррекцию зрения?

Итак, прежде всего, необходимо ограничить время игр ребенка за компьютером.

Самым правильным вариантом будет вообще его туда не сажать, но что делать, если ребенку уж очень хочется поиграть.

Это не говорит о том, что вы не можете показывать ему мультфильмы, когда сам он будет лежать на диване и смотреть их, нет, речь идет именно об играх.

Самым правильным расположением в ситуации «уголка школьника» — это установка компьютера в углу комнаты, сам компьютер устанавливаем тыльной стороной к стене.

Мебель подбираем под рост ребенка, не нужно, чтобы он тянулся вверх или наклонялся вниз. Под ноги ставим подставку, если ребенок спокойно достает до пола, то этого можно не делать.

Монитор должен располагаться не менее чем полуметра от ребенка, но чем дальше находится монитор, тем лучше для его глаз.

Также создайте в комнате ребенка идеальное освещение, чтобы работа за компьютером не испортила ему зрение, когда тот сидит в темноте.

И, пожалуй, самый главный совет – контролируйте ребенка.

Заставляйте его держать спину прямо, постоянно следите за его осанкой, приучайте ребенка самостоятельно следить за своей спиной.

Что касается зрения, вы должны буквально заставить ребенка каждый 20-30 минут делать различные упражнения для глаз, о которых мы поговорим далее, следите за выполнением этих упражнений.

Офисная работа за компьютером

Проблемы с шеей, усталость глаз, искривления позвоночника, постоянные боли в спине и суставах – это далеко не полный перечень жалоб от тех людей, которые постоянно трудятся в офисе.

И действительно, работа в офисе – это довольно серьезный удар по организму, человек мало двигается, по 8 часов в день сидит в неудобных позах, и в итоге все это оборачивается таким пучком проблем, что всю зарплату человек потратит на дорогостоящие лекарства для глаз или на платный медицинский массаж.

1 совет – сидите на правильном стуле.

Даже если вы купите шикарный кожаное кресло под два метра в высоту, в плане здоровья этого ничего не улучшит.

Стул должен быть вам в пору, нужно выбрать кресло или стул по вашему росту, а для здоровья, что двухметровый трон, что хлипкая табуретка – разницы никакой.

Идеально приобрести кресло, в котором отлично регулируется спинка, длина сидения соответствует длине бедер, а само сидение выполнено из ортопедического материала.

2 совет – правильно расположите компьютер.

Правила работы за компьютером, как и в случае с детьми, обязывают нас удалять монитор на полметра от глаз (просто вытяните руки и отодвиньте монитор на это расстояние), во время работы ваш живот должен упираться в стол (чтобы не было отклонений), поэтому важно, чтобы вся мебель также подходила вам по росту.

Важно не только расстояния от глаз до монитора, но и высота: смотреть на монитор сверху вниз вредно, но и снизу-вверх тоже. Расположите монитор так, чтобы он был слегка ниже уровня вашего лба.

Также важен свет: он должен падать под перпендикулярным углом и не должен создавать блики на экране – это помешает вашей комфортной работе.

3 совет – делайте правильную разминку.

Если просидеть неподвижно 8 часов, то проблемы у вас начнутся сразу же, как встанете изо стола, поэтому крайне важно делать небольшую разминку: и для глаз, и для спины.

Самый простой способ разминки для глаз – это зажмуривание или быстрое моргание, 5 минут такой разминки не только снимут усталость глаз, но и позволят им отдохнуть.

Что касается спины, то потягивание во весь рост, наклоны и скручивания спасут вашу спину от искривления позвоночника.

Также крайне важно употреблять жидкость во время работы, так как позвоночные диски нуждаются в частой подпитке водой.

Поработали час – встали, немного прогулялись, дошли до кулера, сделали по пути небольшую разминку и все, отдохнувшие мышцы вновь готовы к работе за компьютером.

4 совет – обратите внимание на незначительные детали.

Есть ряд способов улучшить комфортность вашей работы. Например, если ваша цель – постоянная работа с клавиатурой, то приобретите подставку, она позволит вам работать гораздо удобнее.

Если часто хватаетесь за папки, то переложите их из нижних ящиков в верхние, дабы снизить уровень нагрузки на позвоночник.

По клавиатуре не долбите сильно пальцами, а нажимайте легко, плюс, работайте на клавиатуре не только кистью, а всей нижней частью – это облегчит работу и снизит нагрузку.

Правильная работа за компьютером дома

Казалось бы, дома работать за ПК гораздо легче, расселся поудобнее, да работай.

Однако человек, заняв комфортную позицию, зачастую, не знает, что она очень сильно вредит здоровью, к тому же ряд деталей дополняет этот самый ущерб.

Поэтому дома правила работы за компьютером никто не отменял!

  1. Не работайте лежа. Это настолько же сильный удар по зрению, насколько работа за компьютером в темноте.
  2. Правильно располагайте ноги. Класть ногу на ногу или вытягивать их – это неправильно. Идеальное расположение ног происходит тогда, когда они расположены вместе и твердо стоят на полу, в этом аспекте нужно покупать либо хорошую подставку, либо кресло с регулируемой высотой.
  3. Работа на диване. Когда вы работаете за ноутбуком, сидя на диване, вы должны плотно прижаться к спинке дивана, нельзя располагать позвоночник в свободном состоянии, так вы даже не заметите, что вскоре сидите, скрючившись в вопросительный знак. Бросьте под спину подушку и можете спокойно работать дальше.
  4. Правильная постановка рук. Руки должны быть расположены над клавиатурой, а не параллельно ей. Вы сами часто замечали, как руки ужасно устают, все дело в правильно расположении.
  5. Работайте только с ЖК-мониторами. ЭЛТ мониторы крайне быстро садят ваше зрение, поэтому даже если на работе у вас стоит такой монитор, лучше купите ЖК, благо они сейчас сильно распространены, да и стоят не очень дорого.

Также крайне важно обратиться на дополнительные меры защиты для глаз. Если вы носите очки, то купить специальные линзы, они снизят нагрузку на ваши глаза, можно дополнительно купить капли для питания глаз, посоветуйтесь с окулистом насчет правильного выбора.

Вышеупомянутые советы избавят вас от проблем со спиной, шеей, суставами и зрением, обязательно следите за выполнением этих действий, только тогда вам обеспечена продолжительная работа за компьютером без вреда для здоровья.

Чтобы компьютер стал настоящим другом и помощником вашему ребенку, необходимо разумно подойти к следующим вопросам: правильно организовать рабочее место, тщательно подойти к подбору рода занятий, распределению времени, а так же использовать несложные упражнения для снятия утомления и напряжения мышц глаз и тела.

Основные вредные факторы:

По мнению врачей, педагогов и психологов это:

- стеснённая поза
- развитие остеохондроза
- заболевания суставов кистей рук
- затрудненное дыхание
- наличие излучения от монитора

- компьютерная зависимость
Рассмотрим их подробнее:

При длительной работе за компьютером могут возникнуть: головная боль, головокружение, а так же зрительное переутомление, которое ведет к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за компьютером).
Стеснённая поза
Когда человек сидит у монитора, он вынужден принять определенную позу (для работы мышью, клавиатурой, джойстиком) и не менять ее до конца работы. Это вызывает следующие нарушения:
Заболевания суставов кистей рук
Рука человека, работающего за компьютером, вынуждена совершать много мелких движений, что ведет к утомляемости и последующему развитию хронических заболеваний кистей рук.
Затруднённое дыхание
Выставленные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке.
Остеохондроз

При долгом нахождении у монитора с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда и искривление позвоночника.

Излучение
Современные жидко-кристаллические мониторы практически не излучают радиации (гамма-лучи и нейроны). Но потенциал, который создается между лицом человека и экраном монитора, разгоняет частички пыли до огромных скоростей и человек вынужден это вдыхать.
Психическая нагрузка и стресс при потере информации
Если вдруг происходит сбой в работе компьютера и важная информация не сохраняется, это может вызвать стресс, состояние нервозности, беспомощности и ухудшение сна.
Компьютерная зависимость
Иногда случается, что компьютер начинает заменять ребенку общение с окружающими реальными людьми. Ребенок все больше времени проводит за монитором, увлекаясь компьютерными играми и Интернетом и получая при этом гораздо больше эмоций, чем от живого общения.В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства.

5 основных правил по организации рабочего пространства:
1.Компьютер лучше поставить в углу или, чтобы задняя поверхность компьютера была повернута к стене.
2.В комнате, где расположен компьютер, рекомендуется ежедневная влажная уборка.
3.Перед тем как работать на компьютере, протирайте экран тряпочкой.
4.В комнате, где стоит компьютер, лучше поставить комнатные растения, а у монитора - кактус.
5.Почаще проветривайте комнату, где стоит компьютер, и следите за влажностью.
Защита зрения
Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут - для детей 6 лет.
После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.
Правильное расстояние до монитора — около 45-60 см, желательно на уровне глаз, правильное освещение — естественный свет, падающий слева, но не сам экран монитора, чтобы избежать бликов, осложняющих работу.

Опорно-двигательный аппарат и осанка
Ребенку следует сидеть при работе за компьютером свободно, не напряженно, без перегибов корпуса вперед или назад. Голову следует держать прямо, не сгибая шейных позвонков. Плечи должны сохранять естественное положение и не приподниматься. Опираться на спинку обычного стула не следует, но сидеть нужно на всем сиденье так, чтобы в момент отдыха удобно было откинуться на спинку стула, не делая специального пересаживания. Локоть, предплечье, кисть должны находиться на уровне клавиатуры. Ноги должны быть согнуты в колене, стоять на полу ровно. Совершенно недопустимо сидеть в положении «нога на ногу».Ноги должны доставать до пола.
Так же рекомендуется проводить небольшую зарядку после работы за компьютером.
Эмоциональная сфера
Занятия и игры на компьютере требуют огромной сосредоточенности и напряжения. А это вредно сказывается на еще формирующемся организме дошкольника. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы.
Если ребенок очень увлечен компьютерными играми, то взрослым нужно стараться отвлечь его, найдя другое интересное занятие.
Хочется обратить особое внимание на то, что в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в реальной жизни). Между взрослым и ребенком должно быть больше "живого", искреннего общения. Нужно обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.
Контроль
Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.

Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны - творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБЩЕНИЯ С КОМПЬЮТЕРОМ

Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в веке, очевидна.

Однако компьютеризация образования и досуговой деятельности детей имеет и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Работа, занятия или игра на компьютере сопряжена с воздействием на пользователя, будь он ребенок или взрослый, целого комплекса факторов. Первое, на что обратили внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Отечественные и зарубежные исследования, которые имеют уже довольно продолжительную историю, показывают, что более 90 % пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других характерных недомоганий с недавнего времени получил название "компьютерный зрительный синдром". Предельно допустимый уровень зрительной нагрузки в значительной степени зависит от возраста пользователя, состояния его зрения, а также от интенсивости работы с монитором и организации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уdеренности можно говорить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В тоже время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости .

До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере аналогична просмотру телепередач. Однако, это не так. Исследования показали, что рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек - пикселей. Утомление глаз, кроме того, вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения. Подтверждением этому служат и данные о большей утомительности занятий детей с использованием компьютеров по сравнению с традиционными.

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и 5-6-летние дети, процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использованием компьютера соответствовало возрастным возможностям всех категорий пользователей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру. В комплексе с рабочим местом он должен соответствовать всем требованиям безопасности .

Специальные многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность непрерывных занятий для детей разного возраста. Так, для детей 5-6 лет это время составляет 10-15 минут. Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий у них появляются признаки зрительного и общего утомления. Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности: несовпадение субъективной и объективной оценок состояния организма и индивидуальный характер проявления утомления. Важное значение мы придаем внешним признакам утомления. У детей дошкольного возраста оно может проявляться в склонении головы на бок, в опоре на спинку стула, задирании ног с упором в край стола, в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Утомительность занятий во многом зависит от их содержания, навыков общения, увлеченности ребенка, его самочувствия и др. Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление. Но наши наблюдения показали, что нередко дети, особенно дошкольники, не могут объективно оценить свое самочувствие. Так, например, в ходе наших исследованиях только 20 % детей отмечали утомление после занятий с компьютером, в то время как объективно таких детей было гораздо больше. С осторожностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для дошкольников, имеющих невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. По мнению офтальмологов , детям с начальной (до 2,0 диоптрий) близорукостью очки для занятий, как правило, не нужны.

Общение с компьютером для ребенка весьма привлекательно. Тяга детей к этой "умной игрушке" уже стала темой для анекдотов . На вопрос судьи во время бракоразводного процесса: "С кем бы ты хотел остаться жить - с мамой или с папой?", ребенок отвечает: "Это зависит от того, у кого останется компьютер!"

Длительное завороженное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Несомненно, что утомление во многом зависит не только от продолжительности занятий, но и от их характера. Как ни странно, но наиболее утомительны для детей аркадные или военизированные остросюжетные игры, получившие название "стрелялки", "догонялки", "убивалки" и "бродилки" . В мире сегодня существует мощная индустрия по производству компьютерных игр. Огромное количество фирм борются между собой за место под солнцем, создавая красивые и увлекательные, хитрые и замысловатые, агрессивные и кровожадные игрушки для мальчиков и девочек. Дети с удовольствием отдают им свое время. Но психика их неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может явиться причиной тяжелых последствий - развивается повышенная возбудимость, ребенок становится капризным, перестает интересоваться чем-либо, кроме компьютера.

В отличие от взрослых, которые воспринимают эти игры как безобидное развлечение, позволяющее забыть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Они дают им возможность почувствовать себя участниками острых коллизий . Многие дети одержимые желанием победить компьютер. Однако, психологи предупреждают о "наркотизирующем", затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. В Японии в Англии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались компьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Это состояние проявляется головными болями, длительными спазмами мускулатуры лица, нарушениями зрения. Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость. Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием.

Очень важна правильная организация рабочего места. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к светопроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

Следует заметить, что наиболее оптимальной является ориентация компьютерно-игровых комплексов на северные румбы горизонта. Главное здесь - исключение прямого солнечного света, что способствует более равномерному освещению помещения. Это позволяет решить проблему засветки и бликования экранов дисплея, а также перегрева помещения. Однако известно, что ориентация на север не снижает необходимости светорегулирования, так как яркость облачного неба уступает яркости ясного.

Оконные проемы в помещениях, где используются компьютеры, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков. Занавеси лучше сделать из однотонной плотной ткани, гармонирующей с окраской стен. Их ширина должна быть в два раза больше ширины окна. Внутренняя отделка помещений оказывает большое влияние на условия освещения. За счет отраженной составляющей освещение в отдельных зонах помещения может быть увеличено до 20 %.

В качестве источников общего искусственного освещения лучше использовать осветительные приборы, которые создают равномерную освещенность путем рассеянного или отраженного света (свет падает на потолок, благодаря чему исключаются блики на экране монитора и клавиатуре).

Для освещения помещений следует применять преимущественно люминесцентные лампы. Их располагают в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии видеомониторов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников размещают локализовано над рабочим местом ближе к переднему краю, обращенному к пользователю. Не следует применять светильники без рассеивателей и экранирующих решеток.

Хочу заметить, что существуют специальные люминесцентные лампы, например фирмы "Виталайт Р", которые излучают свет различного качества, имитируя полный спектр естественного солнечного света. Эти лампы раздражают меньше, чем другие лампы искусственного света. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.

Грамотная организация освещения способна повысить производительность труда при зрительной работе средней трудности на 5-6 %, а при очень трудной - на 15 %.

Необходимо позаботится о том, чтобы изображение на экране было четким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Для создания оптимальных условий для зрительной работы предпочтение следует отдавать позитивному изображению на экране: черные символы на белом фоне.

Удачным является расположение рабочего места, когда у пользователя компьютера есть возможность переводить взгляд на дальние расстояния - это один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы. Следует избегать расположения рабочего места в углах комнаты или лицом к стене (расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м), экраном к окну, а также лицом к окну, поскольку свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза во время занятий на компьютере. Если компьютер все же размещен в углу комнаты, или помещение имеет весьма ограниченное пространство, американские специалисты советуют установить на столе большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, расположенные за спиной.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Стол и стул (обязательно со спинкой) должны соответствовать росту ребенка. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего за компьютером должна быть следующей: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперед. Уровень глаз на см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90 . Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко все м частям тела. При наличии высокого стола и стула, необходимо обязательно позаботится о регулируемой по высоте подставке для ног.

В помещениях, где используются компьютеры, происходит формирование специфических условий окружающей среды. Нерегулярное проветривание и отсутствие систем кондиционирования воздуха приводит к значительному ухудшению качества воздушной среды и параметров микроклимата. По данным центров госсанэпиднадзора, где проводился анализ микроклимата школьных кабинетов информатики, показано, что во все сезоны года температура воздуха в 70 % случаев превышала оптимальные уровни и составляла 22-23?С. При южной ориентации кабинетов информатики температура воздуха в весенний период резко увеличивается, достигая 25?С. Относительная влажность воздуха в 60 % случаев находилась на уровне нижней границы нормы (30 %).

Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений, в которых размещены компьютеры. При низких значениях влажности велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным адсорбировать частицы пыли, обладающие аллергезирующими свойствами. Кроме того, существует опасность загрязнения воздуха выделениями из полимерным, синтетических и лакокрасочных материалов, которые используются для внутренней отделки помещений. Нередко полы покрыты линолеумом или ворсанитом, стены покрашены масляной краской, мебель отделана полимерными материалами. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими веществами, особенно при повышенной температуре воздуха и изменении его влажности, обусловленных работой компьютеров. Зачастую к концу занятий концентрация углекислого газа в два раза превышает предельно допустимую, а количество нетоксичной пыли увеличивается в два - четыре раза сверх допустимого уровня.

Другой, не менее серьезной проблемой является обеспечение электромагнитной безопасности занимающихся в компьютерно-игровом комплексе детей. Работающий компьютер создает вокруг себя поле с широким частотным спектром, который представлен:

Электростатическим полем;

Переменным низкочастотным электрическим полем;

Переменным низкочастотным магнитным полем.

Потенциально возможными вредными факторами могут быть также:

Рентгеновское и ультрафиолетовое излучение электронно-лучевой трубки дисплея компьютера;

Электромагнитное излучение радиочастотного диапазона;

Электромагнитный фон (электромагнитные поля, создаваемые посторонними источниками на рабочем месте ребенка).

Рентгеновское и ультрафиолетовое излучения экранов видеодисплейных терминалов можно назвать лишь потенциально существующими вредными факторами. Дело в том, что экраны современных дисплеев делают из стекла, непрозрачного для рентгеновского излучения, возникающего в трубке, а ультрафиолетовое излучение при испытании не обнаруживается даже в самых старых моделях дисплеев. Излучения радиочастотного диапазона от электронных узлов компьютерной техники также ниже предельно допустимых уровней, регламентируемых санитарными нормами .

Электростатическое поле возникает за счет наличия электрического потенциала на экране дисплея. При этом появляется разность потенциалов между экраном дисплея и пользователем. Наличие электростатического поля в пространстве вокруг компьютера приводит к тому, что пыль из воздуха оседает на клавиатуре и экране дисплея. Однако, как показывает опыт, на практике обеспечить нормальную электромагнитную обстановку в компьютерно-игровом комплексе удается далеко не всегда. При общей неверной планировке помещения, неоптимальной разводке питающей сети и устройстве контура заземления собственный электромагнитный фон помещения может оказаться настолько сильным, что обеспечить на рабочих местах пользователей ПК требования Санитарных правил не представляется возможным ни при каких ухищрениях в организации самого рабочего места и ни при каких, даже суперсовременных и экологически безопасных компьютерах. Более того, сами компьютеры, помещенные в сильные электромагнитные поля становятся неусточивыми в работе, появляется эффект дрожания изображения на экране мониторов, существенно ухудшаются их эргономические характеристики. Специалисты советуют принять во внимание следующее:

1. Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно быть удалено от посторонних источников электромагнитных излучений (электрощитов, трансформаторов, кабелей электропитания с мощными электропотребителями, радиопередающих устройств и тд.).

2. Если на окнах помещения имеются металлические решетки, то они должны быть заземлены. Как показывает опыт, несоблюдение данного правила может привести к резкому локальному повышению уровня полей в какой-либо точке помещения и сбоям в работе компьютера.

3. Компьютерно-игровые комплексы, характеризующиеся значительной скученностью компьютерной и другой оргтехники, желательно размещать на нижних этажах здания. Вследствие минимального значения сопротивления заземления именно на нижних этажах зданий существенно снижается общий электромагнитный фон на рабочих местах с компьютерной техникой.

Изучение возможных последствий воздействия электромагнитных излучений на организм человека только началось, однако, уже имеется довольно много убедительных доказательств как отечественных, так и зарубежных авторов об их опасности для здоровья. Каждое рабочее место создает электромагнитное поле, радиус которого может быть 1,5 м и более, причем излучение исходит не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Компьютеры последних лет выпуска, как правило, имеют встроенную систему защиты пользователя от излучений. На это указывает специальная маркировка - LR (Low Radiation - низкое излучение). Однако, настоящие гарантии могут дать лишь специальные измерения.

Как уже говорилось, в большинстве детских образовательных учреждений функционирует устаревшая техника, которая не способна обеспечить не только оптимальные условия зрительной работы, но и в массе своей характеризуется намного более высокими уровнями электромагнитных полей и электростатического потенциала экрана дисплея. Как показали исследования, уровни излучения в таких компьютерно-игровых комплексах и классах превышают нормативы от двух до двадцати раз. Нередко повышенные уровни излучения связаны с ненадежным заземлением.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места. Какая бы ни была расстановка компьютеров - периметральная, порядная, или центральная, рабочие места с компьютерами следует размещать так, чтобы расстояния между боковыми стенками дисплея соседних монитор было не менее 1,2 м, а расстояние между передней поверхностью монитора в направлении тыла соседнего монитора - не менее 2 м. Такая планировка рабочих мест способствует защите пользователя от электромагнитных излучений соседних компьютеров.

Защита работающего за компьютером может быть осуществлена с помощью специального фильтра. Однако большинство фильтров, которые используются в образовательных учреждениях, в лучшем случае способны улучшить условия зрительной работы за компьютером и практически не решают проблему снижения электромагнитных излучений. Поскольку стоимость фильтра, который обеспечит надежную защиту, сопоставима со стоимостью современного монитора, экономически выгоднее покупать не фильтр, а более современный дисплей.

Регламенты продолжительности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству компьютерных классов наряду с другими нормативами вошли в Санитарные нормы и правила (СанПиН) 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". Соблюдение изложенных в этом документе требований позволит создать безопасные и комфортные условия для работы детей и взрослых. Знакомство с ними будет полезно всем, кто профессионально работает с компьютером, в том числе воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений. Для них документ будет являться хорошим подспорьем в вопросах гигиенически грамотной организации занятий с детьми и охраны собственного здоровья.

Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, "рубка дров" и т. д.), игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 минута), но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего предмета на дальний, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле), предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.

Зрительная гимнастика проводится в середине занятия с компьютером (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей), а также в заключительной его части или после всего развивающего занятия с использованием компьютером.

Длительность зрительной гимнастики, как во время, так и после занятия составляет 1 минуту. Воспитатель выбирает одно упражнение для проведения во время занятий с компьютером и одно-два упражнения для проведения гимнастики после заключительной части занятия. Через 2-4 занятия упражнения рекомендуется менять.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ

(Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)

Упражнение со зрительными метками N 1

В компьютерно-игровом комплексе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.

Методика проведения упражнения:

1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места.

2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде воспитателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т. д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы дети не поворачивали головы.

3. Воспитатель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.

4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.

5. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз.

6. Продолжительность упражнения - 1 минута.

7. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.

Упражнение со зрительными метками и поворотами головы N 2

Выполняется так же, как предыдущее, но с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.

Методика выполнения упражнения:

1. Воспитатель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к нему.

2. Объясняется задача: "Вот елочка (она стоит на столе или ее большое изображение висит на стене), ее нужно нарядить".

3. Воспитатель просит соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их".

4. Темп выполнения упражнения - произвольный.

5. Продолжительность - 1 минута.

Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости