Домой / Работа в Интернете / Лицензионный сбор - особенности, размер и требования. Лицензионные сборы Лицензионный сбор за вид деятельности

Лицензионный сбор - особенности, размер и требования. Лицензионные сборы Лицензионный сбор за вид деятельности

Некоторая деятельность на рынках товаров и услуг требует прохождения специальных процедур регистрации и учета на территории страны, где она осуществляется. К такой деятельности относятся:

  • Производство, хранение химических веществ и медикаментов.
  • Изготовление оружия и боеприпасов.
  • Операции шифровального характера.
  • и изготовление техники, отслеживающей данные.
  • Транспортировка физических лиц и грузов и многие другие.

Такие виды деятельности называются лицензируемыми. Для того чтобы заниматься ими легально, требуются не только оформление множества документов и их последующая тщательная проверка, но и внесение фиксированной платы.

Виды лицензионных сборов

  • Оплата за принятие и проверку документации, заявления.
  • Непосредственный сбор, который уплачивается за получение бумаги о разрешении осуществления конкретного вида деятельности.
  • Взносы за корректировку документов. Если юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию, меняет адрес, название фирмы, реквизиты, это необходимо зафиксировать.
  • Плата за получение информации. Данные о тех фирмах и индивидуальных предпринимателях, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, являются доступными для некоторых лиц. За определенную денежную сумму они могут потребовать информацию, содержащуюся в реестре.

Зачем нужны лицензионные сборы?

Самая важная функция этого вида платы – ведение учета и контроля за предпринимателями и -субъектами. Зачастую лицензируемая деятельность подразумевает изготовление опасных товаров, потому органам власти необходимо следить за ней.

Вторая и не менее важная функция – восполнение затрат и убытков, которые может понести государство, ведь нередко с его стороны требуется финансовая поддержка отдельных видов производства.

После проведения сборов полученные денежные средства могут идти на покрытие дефицита бюджетов разного уровня, поддержание социальных программ, проводимых властными органами, финансирование деятельности аппарата управления.

Сборы являются составной частью доходов бюджетов. В том случае, если лицензиат не оплачивает процедуры оформления, получения и продления права на ведение деятельности, соответствующие органы могут не выдать разрешение на ее дальнейшее осуществление или вовсе прекратить его действие.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ дается определение сбора. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными организациями, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Плательщик (юридическое и физическое лицо) платит взнос, который является лишь одним из условий совершения юридически значимых действий, а с точки зрения чиновника юридически значимым действием является любое его действие, независимо от результата. Таким образом, этот взнос взимается государственным органом или его представителем «по праву сильного», без экономического обоснования.

Первоначально устанавливаются общие положения (принципы), на основе которых определяются налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые базы и ставки федеральных, региональных и местных лицензионных сборов.

Конкретный порядок и условия уплаты для федеральных лицензионных сборов определяются законодательством Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами. Для региональных сборов конкретный порядок и условия уплаты определяются законом, принимаемым законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации. Для местных лицензионных сборов порядок уплаты на территории местного самоуправления устанавливается решением представительного органа местного самоуправления.

Налогоплательщиками федеральных лицензионных сборов признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в уполномоченных федеральных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации, на ведение на территории Российской Федерации лицензируемых видов деятельности или на осуществление определенных прав.

Налогоплательщиками региональных лицензионных сборов признаются организации, приобретающие в уполномоченных региональных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации, на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых видов деятельности.

Налогоплательщиками местных лицензионных сборов признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в органах местного самоуправления специальное разрешение (лицензию) на право ведения на территории местного самоуправления отдельных видов деятельности.

Перечень видов деятельности, лицензии на которые имеют право выдавать уполномоченные федеральные органы и органы местного самоуправления, устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о лицензировании.

Налоговая база для установления федерального, регионального и местного лицензионного сбора определяется исходя из конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию, и установленного федеральным законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Объектом налогообложения и налоговой базой признается приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, на территории города, района лицензируемых видов деятельности или определенных прав.

Внесение изменений в лицензию при уплате регионального и местного лицензионного сбора приравнивается к выдаче новой лицензии.

За выдачу федеральных, региональных и местных лицензий на осуществление установленных законодательством о лицензировании видов деятельности взимается лицензионный сбор в размере, не превышающем 10-кратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Конкретный размер лицензионного сбора для региональных сборов устанавливается органом власти субъекта Российской Федерации, а для местных лицензионных сборов - решением представительного органа местного самоуправления. За выдачу дубликата лицензии налогоплательщик уплачивает 50% суммы федерального и регионального лицензионного сбора, подлежащей уплате.

Все лицензионные сборы уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно до получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности, налогоплательщики уплачивают все (федеральные, региональные и местные) лицензионные сборы отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в лицензии, и в тот бюджет, за счет которого содержится уполномоченный на выдачу такой лицензии орган. Уплаченный лицензионный сбор возврату нс подлежит.

Типовая форма налоговой декларации и порядок ее заполнения устанавливаются налоговой службой по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Контрольные вопросы

  • 1. Что понимается под сбором?
  • 2. Кто является плательщиком сборов?
  • 3. Как определяется налоговая база?

По прежнему “Закону об основах налоговой системы РФ” к общеобязатель-ным региональным налогам относились: налог на имущество предприятий, лесной доход и плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Также был еще региональный сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц (он не был общеобязательным).

По Налоговому кодексу законодательно расширяется база доходов региональных бюджетов. Им перечисляется значительная часть налога на прибыль предприятий (по ставке 22%, в федеральный бюджет направляется только 13%) и подоходного налога с физических лиц (по ставке 10%, в федеральный - 2%).

^ Налог на имущество предприятий

Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.

^ Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия и представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия . За отчетный период она определяется путем деления на 12 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1-е января отчетного года и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, и суммы стоимости имущества предприятия на каждое 1-е число остальных месяцев отчетного периода.

льготы по налогу на имущество юридических лиц , которые подразделяются в зависимости от категории налогоплательщиков и типа имущества.

Так, освобождаются от уплаты налога на имущество юридических лиц бюджетные учреждения и организации, социальные фонды, профессиональные аварийно-спасательные формирования, религиозные, национально-культурные организации; ЖСК, гаражные кооперативы, садовые товарищества и дачно-строительные кооперативы, общественные организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности; научно-исследовательские организации Российской Академии наук и других научных академий; Центробанк и его учреждения; предприятия по переработке, выращиванию и хранению сельско-хозяйственной и рыбопродукции с выручкой от этих видов деятельности не менее 70% общей выручки от реализации; специализированные протезно-ортопедические предприятия и предприятия по производству эпидемиоло-гических препаратов; организации инвалидов, где инвалиды составляют более 50% численности, и ряд других.

Из суммы имущества, подлежащего налогообложению, вычитается стои-мость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) имущества, используемого для нужд образования и культуры, отдыха и оздоровления детей в возрасте до 18 лет; объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; имущества, используемого для переработки, выращивания и хранения сельскохозяйственной и рыбопродукции; мобили-зационного резерва и мобилизационных мощностей, эталонного и стендового оборудования органов по стандартизации, метрологии и сертификации; продуктопроводов, путей сообщения, линий связи и энергопередачи, спут-ников связи; спецсудов, используемых не более 3 месяцев в году, и др. Ряд этих льгот в соответствии с новым Налоговым кодексом действует только до конца 2000 г.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать по новому Налоговому кодексу 2,5% от налогооблагаемой базы (было 2%). Конкретные размеры ставок устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

^ Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквар-тально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества. Из начисленной суммы вычитаются авансовые платежи налога, внесенные за предыдущие отчетные периоды текущего года.

^ Сумма авансового платежа по результатам отчетного периода опреде-ляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля накопленной по результатам отчетного периода средней стоимости имущества, взятая с коэффициентом, равным отношению числа прошедших с начала налогового периода кварталов к общему числу кварталов в налоговом периоде. Авансовые платежи выплачиваются ежеквартально, а по итогам финансового года - разница между окончательной итоговой суммой и суммой уплаченных платежей.

Суммы налога на имущество предприятий по законодательству 1992-1997гг. относятся на финансовые результаты (т.е. уплачиваются из прибыли). По Налоговому кодексу - включаются в расходы на производство и реализацию продукции.

^ Начисление налога на имущество юридических лиц осуществляется по дебету счета 80 и кредиту счета 68, субсчет 6. Перечисление налога в бюджет - дебет счета 68, субсчет 6 и кредит счета 51.

^ Сроки уплаты налога - не позднее 5 дней после сдачи квартального отчета и 10 дней после сдачи годового бухгалтерского балансового отчета.

Лесной налог

Налогоплательщиками лесного налога признаются предприятия, организации и физические лица, осуществляющие виды пользования лесным фондом Российской Федерации на основании специальных разрешительных документов.

^ Объектом налогообложения является пользование лесным фондом для: заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материа-лов; побочного лесного пользования (сенокошения, пастьбы скота, заготовки в предпринима-тельских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещения ульев или пасек и пр.); для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздоровительных, туристических или спортивных целей.

^ Налоговая база определяется как объем лесосырьевых ресурсов, который фактически изъят или безусловно должен быть изъят налогоплатель-щиком, либо как площадь предоставленного в пользование налогоплательщика участка лесного фонда, указанного в специальном разрешительном документе. При аренде участков лесного фонда налоговая база определяется как ожидаемый годовой объем лесосырьевых ресурсов, который может быть изъят при использовании арендуемого участка лесного фонда в соответствии с условиями, установленными договором аренды.

^ Налоговые ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса или за гектар участка лесного фонда. Порядок установления налоговых ставок и их минимальные размеры за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются правительством. Конкретные размеры налоговых ставок за древесину, отпускаемую на корню, и размеры налоговых ставок за другие виды лесопользования устанавливаются региональными органами законодательной власти или определяются по результатам лесных аукционов.

^ Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется государственными органами управления лесным хозяйством исходя из налоговой базы и налоговых ставок и указывается в специальных разрешительных документах на право пользования лесным фондом. Сроки уплаты налога устанавливаются правительством.

Налогоплательщик, которому выделен лесосечный фонд, по истечении того отчетного года, на который ему выделен этот фонд, обязан представить в налоговый орган по месту лесопользования налоговую декларацию. Указанная налоговая декларация представляется не позднее 1-го апреля года, следующего за отчетным. Государственные органы управления лесным хозяйством обязаны не позднее 20-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о разрешенных объемах лесопользования и суммах налога, подлежащих уплате.

^ Транспортный налог

Налогоплательщиками транспортного налога в соответствии с Налоговым кодексом признаются предприятия, организации и физические лица, имеющие в собственности транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы) и (или) другие самоходные машины или механизмы на пневмоходу, которые находятся на территории соответствующего региона и подлежат регистрации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (за исключением специально оборудованных транспортных средств в собственности инвалидов). Раньше этот налог назывался налогом на владельцев транспортных средств.

^ Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству в собственности налогоплательщика. За ее основу принимают мощность двигателя транспортного средства.

^ Базовые налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств и мощности двигателя определяются в процентах от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на единицу мощности двигателя в лошадиных силах или киловаттах - от 1% (мотоциклы) до 15% (грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с.).

Для отдельных категорий граждан (Героев Советского Союза и РФ, кавалеров ордена Славы, лиц, подвергшихся радиационному воздействию и др.) применяется налоговая ставка в размере 0 процентов (т.е. они освобожда-ются от налога). Причем если они являются собственниками нескольких транспортных средств, такая налоговая ставка применяется только к одному из них (по выбору налогоплательщика).

^ Уплата налога производится налогоплательщиком ежегодно до прохождения государственного технического осмотра транспортных средств либо до регистрации (перерегистрации) транспортных средств.

По законодательству 1994-1997гг. под транспортным налогом понимался совсем другой платеж. Это был один из федеральных налогов, зачисляемых в региональные бюджеты для финансовой поддержки городского пассажирского и пригородного железнодорожного транспорта. Он взимался с юридических лиц (кроме бюджетных предприятий), осуществляющих предпринимательскую деятельность в РФ, в размере 1% от фонда оплаты труда по всем основаниям и вносился в бюджет ежемесячно. Кроме того, дорожные фонды пополнялись за счет акцизов с продаж легковых автомобилей в личное пользование граждан (включен в закон об акцизах), налогов на пользователей автомобильных дорог и на приобретение автотранспортных средств (включен в налог с розничных продаж), налога на реализацию ГСМ (заменен на акциз).

^ Налог, связанный с использованием инфраструктуры региона

Налогоплательщиками налога, связанного с использованием инфраструктуры региона , признаются юридические и физические лица, использующие инфраструктуру региона (кроме бюджетных организаций).

^ Налоговая база - фонд оплаты труда для юридических лиц, а для предпринимателей - сумма получаемых доходов. Ставка регионального налога - 6% налоговой базы.

Аналогичный местный налог взимается по ставке 1% от той же налоговой базы, для предпринимателей - 0,5%.

^ Региональные лицензионные сборы

Налогоплательщиками региональных лицензионных сборов признаются предприятия, организации и физические лица, приобретающие в уполномоченных региональных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации или региональ-ным законодательством, на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых видов деятельности.

^ признается приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых в соответствии с региональным законодательством видов деятельности.

Региональный лицензионный сбор налогоплательщик уплачивает самостоятельно до получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности, налогоплательщик уплачивает региональный лицензионный сбор отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в лицензии.

Сумма сбора уплачивается в тот бюджет, за счет которого содержится уполномоченный на выдачу такой лицензии орган.

^ Суммы уплаченных налогоплательщиком региональных лицензионных сборов относят на затраты

Налог на использование региональной символики

Налог на использование региональной символики аналогичен налогу на использование государственной симво-лики по плательщикам, налоговой базе, срокам уплаты. Только под регио-нальной символикой подразумевается изображение государственного герба, официально утвержденного герба или иного символа субъекта Российской Федерации либо отдельных существенных элементов, мотивов, сюжетов такого герба (символа); государственного или иного официально утвержденного флага субъекта Российской Федерации, цветов такого флага в установленной для него последовательности и (или) символов (изображений) на нем.

Максимальный размер налоговой ставки не может превышать 3%. Конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются региональными органами законодательной власти. Допускаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков, товаров и (или) их покупателей.

^ ГЛАВА 4. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

Совокупность местных налогов всегда была наиболее подвижной. Местные органы власти имели право вводить свои собственные налоги и сборы при появлении потребности в дополнительных финансовых ресурсах. Однако многие из них требовали значительных затрат на обеспечение сбора и контроль за уплатой, зачастую превышающих суммы поступающих платежей, поэтому в новом Налоговом кодексе перечень местных налогов существенно сокращен, а установление дополнительных налогов, не предусмотренных кодексом, не допускается.

В 1996-1997гг. в перечень местных налогов входили: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сборы за выдачу ордера на квартиру, за парковку автотранспорта, за право использования местной символики, за участие в бегах на ипподромах, за выигрыш на бегах, с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор за право проведения киносъемок, за уборку территорий населенных пунктов, за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Все их можно подразделить в зависимости от объекта обложения и определения налогооблагаемой базы на налоги и сборы, взимаемые в определенном проценте от установленной законом минимальной месячной оплаты труда; налоги и сборы, определяемые в процентах от фонда оплаты труда для юридических лиц; налоги и сборы, устанавливаемые в процентах от стоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) или суммы сделок.

Ниже представлена характеристика местных налогов, вошедших в новый Налоговый кодекс.

^ Плата за землю

Использование земли в РФ является платным. Формами платы за землю являются земельный налог (для собственников земли, землевладель-цев и землепользователей), арендная плата (для арендаторов), нормативная цена земли (для покупки и выкупа земельных участков и для получения кредита под залог земли).

^ Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.

^ Объектами обложения являются земельные участки, находящиеся в собственности, владении или пользовании предприятий (организаций) и физических лиц.

Не признаются объектами налогообложения: 1) земельные полосы, проходящие непосредственно вдоль линии государственной границы РФ; 2) земли, отведенные под заповедники, национальные или дендрологические парки, ботанические сады; 3) земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, железными дорогами, аэродромами, а также занятые государственными предприятиями водных путей и гидросооружений; 4) земли общего пользования населенных пунктов, земли кладбищ; 5) земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации; 6) земли, находящиеся в собственности, владении или пользовании религиозных объединений и используемые ими для ведения своей уставной деятельности.

Льготы по земельному налогу устанавливаются местными органами власти в каждом регионе. Например, в настоящий момент граждане, впервые организующие фермерские хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Но если земля используется не по назначению (т.е. не для сельскохозяйст-венного производства), то данная льгота не применяется. Действуют льготы в отношении пенсионеров и инвалидов.

Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и уплачивается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете за год.

^ Налоговые ставки по отдельным категориям земель и группам налогоплательщиков устанавливаются уполномоченными органами местного самоуправления в размере от 0,1 до 2,0% кадастровой стоимости (в рублях на 1 га пашни или на 1 м 2 для городских земель).

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1-е июня.

Уплата земельного налога предусмотрена равными долями в два срока: не позднее 15-го сентября и 15-го ноября.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель сельскохозяйственного назначения ее величина не должна превышать суммы земельного налога с арендуемых участков. Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (строения, сооружения и пр.), но с обязательным перечислением арендной платы за землю в доход местных бюджетов. Если юридическим лицам или гражданам передаются в аренду части жилых и нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти строения, полностью взимается с арендодателя, а не с арендатора.

^ Учет расчетов юридических лиц с бюджетом по земельному налогу и арендной плате за землю ведется на счете 68 “Расчеты с бюджетом” на отдельном субсчете “Расчеты по земельному налогу”. Сумма налога ежемесяч-но отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции. Перечисленные в бюджет суммы налога (арендной платы) отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 “Расчетный счет”.

^ Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Она введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога в рублях на единицу площади земель соответствующего целевого назначения.

При определении нормативной цены земли за основу принимаются ставки земельного налога с учетом соответствующих повышающих коэффициентов, использованных при установлении налога. Льготы, предоставленные по земельному налогу, при расчете нормативной цены земли не учитываются.

^ Плательщиками налога на рекламу являются российские и иностран-ные предприятия, физические лица, занимающиеся предпринима-тельской деятельностью.

^ Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг) без НДС.

^ Ставка налога на рекламу - до 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг, выполненных рекламным агентством по заказу предприятий, организаций и предпринимателей.

^ Порядок уплаты налога на рекламу . В соответствии с новым Налоговым кодексом он изменен. Если ранее он уплачивался предприятием-заказчиком ежеквартально (а отдельными предпринимателями - ежегодно), теперь перечисляет его в бюджет рекламное агентство, выполнившее рекламные работы, не позднее чем через 10 дней после первого распространения рекламной продукции. А счет на сумму этого налога агентство выставляет одновременно с суммой НДС заказчику, обязанному оплатить его и перечислить деньги на расчетный счет рекламного агентства.

^

Налоги на имущество физических лиц являются обязательными и взимаются на всей территории России в едином порядке. Они играют существенную роль в доходах бюджетов местного самоуправления. Под имуществом здесь понимаются находящиеся в собственности граждан жилые дома, квартиры,дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты и другие средства водно-воздушного транспорта, за исключением весельных лодок. Эти налоги уплачиваются независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.

^ Плательщиками налогов на имущество физических лиц выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество.

Налоги исчисляются налоговыми органами по месту нахождения объектов налогообложения, при этом выписывается платежное извещение и вручается плательщику налога.

^ Налог на строения, помещения и сооружения , находящиеся в собственности физических лиц, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% инвентаризационной стоимости объектов, а в случае, если таковая не определялась, - от их стоимости, исчисляемой по обязательному страхованию исходя из оценки по состоянию на 1-е января каждого года. Данные, необходимые для расчета налога, представляются налоговым органам бесплатно в согласованные сроки коммунальными, страховыми, нотариаль-ными и другими органами.

За вновь возведенные строения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением. В случае уничтожения, разрушения взимание налога прекращается с того месяца, в котором они были уничтожены или разрушены.

За строения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких граждан, налог уплачивается каждым собственником в зависимости от причитающейся ему доли. Если строение находится в совместной собственности, то налог на имущество уплачивается каждым в равных долях.
^ Налог на средства водно-воздушного транспорта взимается в зависимости от мощности двигателя (в л.с. или кВт мощности) в процентах от минимального размера оплаты труда, действующего на дату начисления налога. Так, для вертолетов, самолетов, теплоходов - 10% ММОТ с каждой л.с. или 13,6% - с каждого кВт мощности, для яхт и катеров - соответственно 5 или 6,8%, для мотосаней, моторных лодок - 3 или 4,1%.

Налог на транспортные средства исчисляется ежегодно по состоянию на 1-е января на основании сведений, представляемых в налоговые органы инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляю-щими регистрацию транспортных средств. За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.
Законодательством установлены льготы по налогам на имущество физических лиц . От уплаты налогов на все виды имущества освобождаются Герои Советского Союза и РФ, кавалеры ордена Славы, инвалиды, участники войны, лица, подвергшиеся воздействию радиации, военнослужащие и др. Налог на строения не уплачивается пенсионерами, гражданами, выполнявшими интернациональный долг в странах, где велись боевые действия; родителями и супругами военнослужащих и госслужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; деятелями культуры и искусства - на строения, используемые исключительно в качества творческих мастерских. От уплаты налога на транспортные средства освобождаются граждане, имеющие моторные лодки с мощностью двигателя не более 10 л.с. или 7,4 кВт. Граждане, имеющие право на льготы, должны подтвердить это право необходимыми документами.

^ Уплата налогов предусмотрена равными долями в два срока - не позднее 15-го сентября и 15-го ноября. Для граждан, своевременно не привлеченных к уплате налогов, налоги должны быть исчислены не более чем за три предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. За просрочку гражданами платежей налогов начисляется пеня в размере 0,7% с суммы недоимки за каждый день просрочки.

^ Налог на недвижимость

Проектом Налогового кодекса предусмотрена постепенная замена земельного налога, налогов на имущество предприятий и на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость , ставки, льготы и порядок уплаты которого будут определяться местными органами представительной власти.

^ Объектом обложения данным налогом являются рассматриваемые как единый имущественный комплекс земельные участки с находящимися на них зданиями, строениями, сооружениями (в том числе подземными), жилыми и нежилыми помещениями (в том числе и объекты незавершенного строительства), а также доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой собственности.

^ Льготы по налогу на недвижимость установлены для органов власти, Центробанка, бюджетных организаций, не преследующих в своей деятельности извлечения прибыли; религиозных организаций, иностранных представительств и международных организаций, физических лиц в пределах социальной нормы жилья.

Ставки его пока не установлены. Уплата предполагается в два срока равными долями до 31-го мая и 30-го ноября.

^ Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, был введен с 1992г. как один из федеральных налогов, поступления от которого полностью зачисляются в местные бюджеты. В соответствии с проектом нового Налогового кодекса он отнесен к числу местных налогов.

Плательщиками этого налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним в порядке наследования (по закону или по завещанию) и дарения.

^ Объектами наследования и дарения являются: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах; автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий; паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизаци-онных счетах физических лиц; земельные участки, стоимость имущественных и земельных долей (паев); валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налог взимается при условии выдачи нотариусами свидетельства о праве на наследство или удостоверения ими договора дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает:

На день открытия наследства по проекту Налогового кодекса 1000-кратный установленный законом размер ММОТ, в 1996-1997 г. был 850-кратный размер;

На день удостоверения договора дарения 100-кратный размер ММОТ (был 80-кратный размер).

При этом налог берется с наследников независимо от государственной пошлины, уплачиваемой за нотариальное оформление наследования и дарения.

^ Ставки налога на имущество, переходящее в порядке наследова-ния , в 1996-1997 гг. исчислялась в следующих размерах:

Ставки налога на имущество, переходящее в порядке дарения , в 1996-1997 гг. были установлены в следующих размерах:

В новом Налоговом кодексе даны только общие рекомендации:

“Не допускается устанавливать налоговые ставки при наследовании выше: 10 процентов - для детей, супругов, родителей; 20 процентов - для дедушек, бабушек, братьев, сестер и внуков, а также других наследников по завещанию; 30 процентов - для других наследников.

Не допускается устанавливать налоговые ставки при дарении выше: 10 процентов - для детей или родителей дарителя; 30 процентов - для других налогоплательщиков.

Допускается установление прогрессивных налоговых ставок.”
^ Льготы по налогу . Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, не взимается со стоимости имущества, переходящего другому супругу; со стоимости жилых домов (квартир) с наследников, если они проживали совместно с наследователем или дарителем; со стоимости имущества, переходящего от лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей; со стоимости имущества, переходящего инвалидам I и II групп; со стоимости транспортных средств, переходящих в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Не являются плательщиками по данному закону сотрудники дипломатических и консульских представительств и других международных организаций.
^ Исчисление налога физическим лицам, проживающим на территории РФ, и вручение им платежных извещений производятся налоговыми органами в 15-дневный срок со дня получения соответствующих документов от нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия; налог ими уплачивается в трехмесячной срок после получения извещения. Исчисление налога физическим лицам, проживающим за пределами РФ, и его уплата осуществляются до получения этими лицами документа о праве собственности на имущество.

Налог исчисляется со стоимости имущества, переходящего от каждого конкретного наследователя в собственность наследнику в зависимости от причитающейся ему доли.

При получении физическим лицом в дар имущества, принадлежащего на праве совместной собственности нескольким физическим лицам, а также при дарении физическим лицом имущества в совместную собственность нескольким физическим лицам налог исчисляется со стоимости имущества, соответствующей доле, причитающейся каждому одаряемому от каждого из дарителей, по ставке, определяемой в зависимости от степени родства дарителя и одаряемого и стоимости этого имущества.

Если физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственность имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.

В случае необходимости налоговые органы могут на основании письменного заявления плательщика предоставить рассрочку или отсрочку уплаты налога на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, но не более чем на два года с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сбербанке РФ.

^ Налог с розничных продаж

Налог с розничных продаж является новым для России, впервые разработан в рамках нового Налогового кодекса РФ.

Его плательщиками являются предприятия, организации и предприни-матели, реализующие населению в розничной (мелкооптовой) торговле на территории соответствующего города (района) товары, операции по реализации которых признаются объектом налогообложения. Из-под налогообложения выведены только хлеб, молоко, детское и диабетическое питание, детские товары и лекарства. Власти на местах, однако, могут расширять перечень социально значимых товаров и освобождать их от обложения налогом с продаж.

^ Налоговые ставки установлены в размере 10% от стоимости товаров для алкогольной продукции и предметов роскоши стоимостью свыше 15 млн.руб. и 5% - для всех остальных товаров. Ставки применяются к стоимости товаров, включающей НДС и акцизы . Сумма налога предъявляется к оплате покупателям сверх цены товара, указанной на ярлыке, и проставляется отдельной строкой на кассовом чеке.

Сумма налога, подлежащего уплате налогоплательщиком по итогам каждого отчетного или налогового периода, определяется как результат сложения всех сумм налога, предъявленных за этот период и полученных от покупателей при оплате ими приобретаемых у этого налогоплательщика товаров.

В целях контроля за правильностью уплаты налога налогоплательщики обязаны вести учет продажи товаров с помощью кассовых аппаратов.

^ Гостиничный налог

Гостиничный налог уплачивают гостиницы, пансионаты, мотели и прочие заведения, предоставляющие физическим лицам (клиентам) за плату помещения или места временного проживания. Он взимается в размере 5% от стоимости услуг без НДС. Льготы по налогу устанавливают местные органы власти (например, для отдельных категорий физических лиц или для ведомственных гостиниц).

^ Сумма налога предъявляется к оплате клиенту вместе с общей стоимостью оплаты услуг, но выделяется в расчетах отдельной строкой.

Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком по итогам каждого отчетного или налогового периода, определяется как результат сложения всех сумм налога, предъявленных за этот период и полученных от клиентов при оплате ими приобретаемых у этого налогоплательщика услуг.

^ Курортный сбор

Налогоплательщиками признаются физические лица, пребывающие в курортную местность, за исключением следующих лиц: не достигших 16-летнего возраста; являющихся пенсионерами по возрасту или за выслугу лет; являющихся инвалидами, а также физических лиц, сопровождающих инвалидов в курортную местность; прибывающих в курортную местность в служебную командировку, на учебу или для постоянного проживания; прибывающих в курортную местность по путевкам (курсовкам) в санаторий, дом отдыха, пансионат (городок, базу отдыха); следующих по плановым туристским маршрутам туристско-экскурсионных предприятий (организаций), а также совершающих путешествия по маршрутным книжкам.

^ Объектом налогообложения и налоговой базой признается прибытие физических лиц в курортную местность. Перечень курортных местностей определяется правительством.

^ Размер сбора устанавливается нормативным правовым актом о сборе, принимаемым представительным органом местного самоуправления, и не может превышать 50% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

^ Уплата сбора производится налогоплательщиком по месту его временного проживания (пребывания) в курортной местности в порядке и сроки, установленные нормативным актом о сборе, принимаемым представительным органом местного самоуправления. При этом при перемене места проживания (пребывания) в пределах одной курортной местности сбор повторно не уплачивается.

^ Местные лицензионные сборы

Налогоплательщиками местных лицензионных сборов являются предприятия и физические лица, приобретающие в уполномоченных местных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательст-вом Российской Федерации, на ведение на территории города, района лицензируемых видов деятельности. К таким видам деятельности относятся, например, торговая и предпринимательская, проведение лотерей, аукционов.

^ Объектом налогообложения и налоговой базой является приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории города, района такой деятельности.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере, не превышающем 100-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда. Конкретный размер лицензионного сбора устанавливается представительными органами местного самоуправления.

Местный лицензионный сбор уплачивается налогоплательщиком самостоятельно до получения лицензии на осуществление соответствующей деятельности. Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности, налогоплательщик уплачивает местный лицензионный сбор отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в лицензии.

^ Суммы местных лицензионных сборов поступают в доход бюджета за счет которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензиро-вания деятельности.

^ Суммы уплаченных налогоплательщиком местных лицензионных сборов относятся на затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг).

Налог на использование местной символики

Этот налог аналогичен соответствующим государственному и региональ-ному налогам. Под местной символикой подразумевается использование изображений памятников истории и (или) архитектуры, видов города или местности и иных подобных объектов, отдельных существенных элементов, мотивов или сюжетов герба города (района) или иного местного символа.

^ Максимальный размер налоговой ставки не может превышать 3% объема выручки от реализации товаров с использованием местной символики. Конкретные размеры налоговых ставок устанавливает представительный орган местного самоуправления. Допускаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков, товаров и (или) их покупателей.

Литература


  1. Налоги. Учеб. пособие / Под ред. Д.Г.Черника. Изд-е 3-е. М., 1997.

  2. Окунева Л.П. в России. Учеб. пособие. М., 1996.

  3. Волкова Н.Д. и др. Налоговая система в России. Учеб. пособие. М., 1996.

  4. Тимофеева О.Ф. Налоговая система России: настоящее и будущее. Налоговый кодекс. М., 1996.

  5. Юткина Т.Ф. Основы налогообложения. Сыктывкар, 1995.

  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. 1999.

  7. Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 (ред. от 27.12.95 г.) “О налоге на добавленную стоимость”

  8. Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 (ред. от 31.12.95 г.) “О налоге на прибыль предприятий и организаций”

  9. Закон РФ от 06.12.91 N 1993-1 (ред. от 07.03.96 г.) “Об акцизах”

  10. Закон РФ от 13.12.91 N 2030-1 (ред. от 22.08.95 г.) “О налоге на имущество предприятий”

  11. Закон РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 (ред. от 27.12.95 г.) “О плате за землю”

  12. Закон РСФСР от 17.12.91 N 1998-1 (ред. от 04.08.95 г.) “О подоходном налоге с физических лиц”

  13. Инструкция Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35 (ред. от 01.09.95 г.) “По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”

  14. Закон РФ от 09.12.91 N 2003-1 (ред. 27.01.95 г.) “О налогах на имущество физических лиц”

  15. Закон РФ от 12.12.91 N 2020-1 (ред. от 27.01.95 г.) “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”

Уплата лицензионных сборов связана с предоставлением лицензий на осуществление определенных видов деятельности. Лицензия - это разрешение, выдаваемое государственными или муниципальными органами власти юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, на осуществление конкретного вида деятельности. ГК РФ (ст. 23, 49) закрепляет, что граждане-предприниматели и коммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момента их государственной регистрации, но отдельными видами дея- 408

тельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). К лицензируемым видам деятельности относятся такие, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России.
Правовое регулирование лицензирования является комплексным правовым институтом, включающим нормы нескольких отраслей права. Так, лицензирование установлено нормами гражданского права. Поэтому перечень лицензируемых видов деятельности может быть определен только федеральным законом, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Основную часть этого института составляют нормы административного права (порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении лицензии, порядок контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, ведение реестра, порядок приостановления и возобновления действия лицензий, их аннулирования, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии и т.д.). Нормами финансового права регулируются отношения, складывающиеся по поводу уплаты соискателями лицензии (т.е. лицами, обратившимися с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности) лицензионных сборов и иных платежей. Внесение этих платежей является обязательным условием совершения в интересах плательщика действий по рассмотрению заявления о предоставлении лицензии, выдачи или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, и т.д. Финансовое право регулирует также порядок распределения поступлений от этих платежей в бюджетной системе как источников доходов бюджетов разных уровней. В отношениях по лицензированию участвуют:
лицензирующие органы. - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления, которым предоставлены полномочия по лицензированию определенных видов деятельности;
соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
§ 4. Лицензионные сборы
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется целым рядом нормативных актов. Основным среди них является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»1. Он закрепляет перечень лицензируемых видов деятельности, принципы лицензщю-вания на территории Российской Федерации, полномочия лицензирующих органов, а также виды и размеры лицензионных сборов и иных платежей, уплатой которых обусловливаются действия лицензирующих органов. Упомянутый закон закрепляет пять видов платежей:
Лицензионный сбор за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается в размере 300 руб. Он должен быть уплачен до подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии. Документ, подтверждающий факт уплаты, прилагается к документам, которые соискатель подает вместе с заявлением о предоставлении лицензии.
Лицензионный сбор за предоставление лицензии в размере 1000 руб. Он уплачивается после того, как лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии соискателю. В течение трех дней после представления документа, подтверждающего уплату этого сбора, выдается документ, подтверждающий наличие лицензии. Если этот лицензионный сбор не уплачен в течение трех месяцев, лицензия может быть аннулирована.
Если лицензирующий орган выявляет неоднократные нарушения или грубое нарушение требований и условий лицензионной деятельности, он имеет право приостановить действие лицензии на определенный срок (не более 6 месяцев), в течение которого нарушения должны быть устранены. За возобновление действия лицензии плата не взимается.
Плата за получение дубликатов документа, подтверждающего наличие лицензии. По желанию лицензиата ему может быть выдан дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, за что взимается отдельная плата в размере 10 руб.
Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий. Лицензирующий орган обязательно ведет реестр выдаваемых, приостанавливаемых или аннулированных лицензий. Информация, содержащаяся в таком реестре, является от-
1 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3430; 2002. № 11. Ст. 1020; № 12. Ст. 1093.
I
Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
крытой и может быть получена в течение трех дней любым заинтересованным лицом в виде выписки из реестра. Размер платы за получение указанной информации составляет 10 руб. Предоставление такой информации органам государственной власти, а также органам власти местного самоуправления осуществляется бесплатно.
Плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, а также в случае утери документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан в течение 15 дней подать заявление о переоформлении документа, свидетельствующего о наличии лицензии. Переоформление осуществляется в течение 10 дней, за что взимается плата в размере 100 руб. Особенность рассматриваемого закона заключается в том, что в нем непосредственно закрепляются размеры лицензионных сборов и плат в твердой денежной сумме. Ранее действующее законодательство определяло размер лицензионных сборов и платежей в предельном количестве минимальных размеров оплаты труда, устанавливая, что их конкретный размер должен определяться постановлениями Правительства РФ в положениях о порядке лицензирования конкретных видов деятельности1.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет общие
положения, касающиеся лицензирования перечисленных в нем видов деятельности. Одновременно устанавливается, что положения о лицензировании конкретных видов деятельности утверждаются Правительством РФ2.
Лицензирование закрепленных в данном Законе видов деятельности осуществляется либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ3.
См., например, ст. 10, 11, 15 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на 29 декабря 2000 г. // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. II). Ст. 21.
См. например, постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ» // СЗ РФ. 1999. №19. Ст. 2342.
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвердило Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.
§ 4. Лицензионные сборы
Лицензирование каких-либо видов деятельности муниципальными органами исполнительной власти указанным Законом не предусматривается. Однако органы исполнительной власти муници-пального образования могут в некоторых случаях осуществлять лицензирование, например, розничной продажи алкогольной продукции1, образовательной деятельности2 и т.д. В п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплен перечень видов деятельнос-| ти, на которые положения данного Закона не распространяются. К ним относятся: деятельность кредитных организаций;
деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции;
биржевая деятельность;
деятельность в области таможенного дела;
нотариальная деятельность;
страховая деятельность;
; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; образовательная деятельность и некоторые другие.
Порядок лицензирования этих видов деятельности, а также Азмеры и порядок уплаты лицензионных сборов и иных платежей регулируются специальными нормативными актами3. Например, лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Федеральным законом от 22 ноября
1 Статья 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» предусматривает, что полномочия субъекта РФ на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы органам местного самоуправления // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 221.
- Пункт 7 ст. 33 Федерального закона от 13 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348; Российская газета. 2002. 16 февр.
3 См., например, постановление ФКЦБ от 15 августа 2000 г. № 10 «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ» с изм. на 18 июля 2001 г. // БНА. 2000. № 42; 2001. № 35; Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС. 1993. № 10. Ст. 357.
Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»1, а также Федеральным законом от 8 января 1995 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»2.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. подразделяет виды деятельности в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции на те, которые лицензируются федеральными органами исполнительной власти (Министерством РФ по налогам и сборам и его территориальными органами), и лицензируемые органами власти субъектов Российской Федерации. Суммы сбора зачисляются в тот бюджет, за счет которого содержится лицензирующий орган.
Плательщиками сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются организации, подавшие заявления на получение лицензии. Размер сбора различается в зависимости от вида лицензируемой деятельности со спиртосодержащей продукцией. Например, розлив, хранение и реализация алкогольной продукции - 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); экспорт алкогольной продукции - 100 МРОТ; импорт и оптовая реализация алкогольной продукции - от 1 тыс. до 15 тыс. МРОТ.
Этот сбор уплачивается ежегодно: один раз за каждый прошедший год действия лицензии. Соискатель лицензии должен уплатить его до подачи заявления. Если лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии, сбор считается уплаченным за первый год действия лицензии. Если в выдаче лицензии отказывается, уплаченный сбор возвращается, за минусом расходов на рассмотрение заявления о выдаче лицензии (в размере 3 МРОТ). Соискатели лицензии, а также лицензиаты подлежат ежегодному обследованию на наличие условий для осуществления лицензируемого вида деятельности. За такое обследование взимается плата в размере, покрывающем затраты на него, но не более 50-кратного МРОТ. За переоформление лицензии, а также за выдачу новой взамен утраченной взимается плата в размере сбора за новую лицензию.
§ 4. Лицензионные сборы
В редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 245.
СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 221.
При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается. Рассмотрим иной пример - лицензирование образовательной Деятельности. Оно осуществляется Министерством образования; РФ, государственными органами управления образованием субъ-; ектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (если они наделены соответствующими полномочиями -аконодательством субъекта Федерации) в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности1. Указанное Положение, а также иные нормативные акты, закрепляющие правовое регулирование лицензирования образовательной деятельности, не предусматривают взимание лицензионных сборов и платежей, подобных тем, которые рассматривались в этом параграфе. Условием предоставления лицензии в данном случае является оплата соискателем лицензии расходов лицензирующего органа на проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии. Экспертиза проводится в целях установления соответствия предлагаемых соискателем лицензии условий образовательного процесса требованиям строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, укомплектованности штатов и т.д. Размер этих расходов определяется совокупностью затрат на оплату труда лиц, привлеченных к проведению экспертизы в составе экспертной комиссии, на их командировки в этой связи, на изготовление бланка лицензии и иных затрат и расходов, предусмотренных законодательством РФ2. Применительно ко всем лицензионным сборам и платежам можно отметить, что суммы поступлений от них зачисляются, как правило, в соответствующий бюджет в зависимости от того, каким органом исполнительной власти (федеральным, региональным или муниципальным) осуществляется лицензирование. Может быть предусмотрено и иное распределение средств, например, сбор за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности зачисляется в бюджет муниципального образования по месту См. постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // СЗ
См. приказ Минобразования России от 13 апреля 2001 г. № 1690 «Об утверждении Порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности» // Российская газета. 2001. 16 мая.
Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
работы нотариуса, хотя лицензирование этого вида деятельности осуществляется органами юстиции субъектов РФ1.
Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов. В заключение отметим, что природа лицензионных сборов законодательством отражена противоречиво. В соответствии с НК РФ (ст. 12-15) лицензионные сборы относятся к обязатель- ным платежам, составляющим систему налогов и сборов РФ, но указанные статьи Кодекса пока не вступили в действие. Действующее законодательство из всей совокупности лицензионных платежей в систему налогов и сборов РФ включает лишь несколько: лицензионный сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей2.
Следует подчеркнуть, что взимание лицензионных сборов и иных платежей возможно только в связи с лицензированием. Не могут быть установлены лицензионные сборы и платежи за получение разрешения на осуществление деятельности, не относящейся к лицензируемым видам. Поскольку Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предус-мотрено лицензирование проведения местных аукционов и лотерей, а также лицензирование торговли винно-водочными изделиями, то соответствующие лицензионные сборы должны быть исключены из числа местных налогов и сборов.

Официальное, законодательно закрепленное определение лицензии - это «разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю», а лицензирование - это «мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий» (ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998г.).

Лицензия является ненормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, дающего юридическому или физическому лицу право на осуществление определенной деятельности в течение конкретного срока, указанного в лицензии.

Лицензирование - одно из средств государственного регулирования экономической и социальной деятельности, осуществляемой юридическими и физическими лицами в сферах, затрагивающих государственные, общественные и частные интересы. В тех сферах, где действует система лицензирования, правомерной признается только разрешенная соответствующими лицензиями деятельность; нелицензированная деятельность незаконна уже в силу одного лишь факта отсутствия лицензий.

Лицензирование является комплексным правовым институтом.

В своей основе его образуют нормы административного права (процедура рассмотрения заявлений о выдаче лицензий, надзор за соблюдением законодательства, относящегося к соответствующему виду деятельности и т.д.). Далее, это нормы гражданского права (в частности, о праве лица заниматься лицензируемой деятельностью).

Нормы финансового права регулируют отношения по поводу внесения лицензиатами в бюджет установленных платежей, а также по планированию поступления и распределения лицензионных платежей как источников доходов бюджетной системы.

Перечень лицензируемых видов деятельности установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Названный закон уточнил правовые категории, относящиеся к лицензированию, процедуру лицензирования, юридические последствия соблюдения и несоблюдения требований и условий выдачи лицензий, финансовые аспекты лицензионной деятельности и т.д. Весьма существенно следующее обстоятельство. Закон упорядочил практику внедрения и осуществления института лицензирования, имея в виду, что до принятия Закона как федеральные исполнительные органы, так и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления произвольно вводили системы лицензирования, устанавливали лицензионные сборы, исходя из ведомственных или местнических соображений и т.д.


В дальнейшем перечень лицензируемых видов деятельности, установленный Федеральным законом от 25 сентября 1998г., может изменяться (расширяться или сужаться) также федеральными законами. До настоящего времени перечень лицензируемых видов деятельности постоянно расширяется. В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» названо 208 видов лицензируемой деятельности.

Каждый конкретный вид лицензируемой деятельности регулируется специальным положением, утверждаемым ПравительствомРФ.

В соответствии с законодательством в лицензионной практике имеется четыре вида платежей. Во-первых, это плата за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий.

Для получения лицензии соискатель лицензии в числе других документов представляет в лицензирующий орган документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение этим органом заявления соискателя.

Максимальный размер этой платы не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством. Конкретные размеры платы за рассмотрение заявления соискателя устанавливаются Правительством РФ.

Плата за рассмотрение заявления соискателя зачисляется в бюджет: федеральный, субъекта Федерации или местный - в зависимости от подчиненности органа, рассматривающего заявление. Во-вторых, это лицензионный сбор.

Лицензиат, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому выдана лицензия, обязан внести лицензионный сбор. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.

Размер лицензионного сбора устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, но максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Лицензионные сборы зачисляются в соответствующие бюджеты - федеральный, субъекта Федерации или местный - в зависимости от подчиненности лицензирующего органа.

В-третьих, это плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии и внесение в него изменений (в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения; изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя).

Размер названной платы устанавливается Правительством РФ. Он не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом. Суммы платы зачисляются в соответствующие бюджеты. В-четвертых, это плата, вносимая юридическими и физическими лицами за информацию, содержащуюся в реестрах лицензий. Такого рода информация является открытой для названных лиц. Заинтересованные юридические и физические лица вправе получить указанную информацию в виде выписок о конкретных лицензиатах. Органам государственной власти и местного самоуправления информация предоставляется безвозмездно. Плата за предоставление информации не может превышать затраты лицензирующего органа на подготовку соответствующей выписки. Порядок и размер платы за предоставление такого рода информации устанавливается Правительством РФ. Лицензионные платежи поступают в соответствующие бюджеты, а не на счета лицензирующих органов. Такая конструкция имеет своей целью исключить какую-либо имущественную выгоду лицензирующих органов от осуществляемой ими деятельности и предотвратить возможные злоупотребления с их стороны. В соответствии со ст.16 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» финансирование лицензирования проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.