Домой / Скайп / Поездки на машине в албанию. Самый опасный автомобильный маршрут албании. Автомобильные дороги в Албании, качество и особенности

Поездки на машине в албанию. Самый опасный автомобильный маршрут албании. Автомобильные дороги в Албании, качество и особенности

Каковы представления об Албании среднего российского гражданина? Я узнал об этом, когда делился планами посещения этой страны со своими знакомыми. От спокойного удивления до ужаса в глазах - С ума сошли? Там же разруха, нищета и криминал. Чего греха таить, когда года три назад мысли об Албании только начали посещать меня, похожее восприятие было присуще и мне.
Восемь лет назад, будучи на острове Корфу, глядел на албанский берег, уверенный, что никогда там не побываю.
Однако, углубившись в изучение материала, я основательно изменил мнение. В последние годы Албания активно развивается, изоляционизм оставлен в далеком прошлом, строятся дороги, множество отелей на побережье.
Береговая линия страны - одно из лучших ее достояний, наряду с климатическими условиями и расположенностью непосредственно в Европе. Если Хорватия и Черногория сделали на своих морских побережьях места массового туризма, то почему бы этого не сделать соседней Албании?
Основательно подтолкнула меня к решению также беседа с сербскими знакомыми в Греции, которые на собственном автомобиле ездят в Албанию и это им никак не вредит. Сербы! В Албанию!
И вот, наконец, решено, едем туда. Маршрут проработан лишь приблизительно, во многом полагаемся на собственное восприятие на месте - в случае чего меняем парадигму прямо на ходу, ведь а) мы едем на собственном автомобиле (российские номера) и б) не ограничены во времени. Изначально предполагаем пробыть там от двух до четырех недель. Выезжаем из Греции (Халкидики) ,нас двое - муж и жена. Время поездки - середина июля.
Выбрали будний день и утречком выезжаем. Первая остановка запланирована в Саранде, забронировали там апарт на 2 дня. Границу пересекаем в пункте Конисполь, это к северу от Игуменицы. Более короткий путь лежит через погранпереход Какавия, но мы решили по пути заехать в Ксамиль, он южнее Саранды.
Границу пересекли довольно быстро, машины есть, но их не очень много, нас не досматривали.
Сразу же обнаружили первый сюрприз - навигатор, в который я загрузил новейшие карты, по Албании показывал только основные дороги, из-за чего мы выехали на «верхнюю» трассу, отделенную от моря горным хребтом, Ксамиль остался в стороне. Забегая вперед - это и хорошо, т.к. на той дороге, что ведет в Ксамиль с юга, нам пришлось бы переправляться через небольшой пролив на архаичном пароме, что отняло бы немало времени.
Из этого первого сюрприза вытекало следствие - мы не можем в Саранде найти забронированный апарт, навигатор не показывает дома по номерам. Хорошо, что адрес оказался несложным, это одна из главных улиц города, доехали по наитию. По пути пытался выяснить маршрут у полицейского, дядька не понимал по-английски ни слова, зато открылся следующий сюрприз - многие тут знают греческий. Мы с женой его не знаем, но учим, на примитивном уровне можем изъясняться. Впоследствии это сильно помогло. В общем, худо-бедно, но нашли свой апарт. Расположен он так себе - на краю города, зато собственная парковка, неплохой вид, низкая цена, чисто и уютно. Хозяева говорят по-гречески, их школьница дочь хорошо знает английский. Проблем с общением практически нет.
Время вселения у нас получилось сравнительно раннее, можно не спеша передохнуть от дороги и отправиться в пешую прогулку по городу.
Саранда (фото 1) - это курорт. Пляж с зонтами-шезлонгами тянется непрерывно вдоль всего города, народу много, однако место при желании найти можно, все-таки забитость пляжей чуть ниже, чем в нашем греческом городке. Есть души, есть волнорезы, на некоторых из которых установлены вышки для прыжков в море. Вода довольно чистая, пляжи галечные. Но мы все равно такие пляжи не любим, в Греции отъезжаем из городка на несколько километров, чтоб устроиться на необорудованном берегу. Впрочем, сегодня прогулка все равно ознакомительная, купаться мы и не собирались.
2. Городской пляж


3.


Набережная в целом красива, в центре построено немало современных зданий в усредненном международном курортном стиле, много ресторанов, кафе, магазинов. В общем, всё как везде.
4.


Нам нужен интернет, надо купить симку, здесь следующий сюрприз, приятный - 4G интернет с безлимитным трафиком (но без возможностей телефона) на месяц стоит всего ~5.5 евро (в пересчете). Это после греческих 30 евро за 5 Гигов в месяц (Космотэ).
Примерно за 20 минут прошли всю набережную. Город невелик, располагается на склоне, везде наверху видны строящиеся объекты - растет вширь. Нам показалось, что южная часть городского берега более «элитна» (если можно тут применить это слово), здесь более осмысленно располагаются отели, т.к. набережная и проездная дорога отходят от берега, оставляя место для концепции отель-пляж, да и в целом тут как-то более благоустроенно.
5. Вид с южной части города на северную


Очень много машин с европейскими номерами, больше всего швейцарских, итальянских и польских. Но есть авто отовсюду: и праворульные англичане, и скандинавы, и соседи-греки. Здесь замечена и первая машина с российскими номерами.
Поскольку мы поселились не в отеле, а в апарте, то стоит проблема завтрашнего завтрака, надо что-то купить. Магазинов много, средний албанский магазин весьма хаотичен, обычно невелик, но все необходимое есть. Ближе к дому встретился Карефур, цены в нем чуть повыше, но персонал говорит по-английски, да и организовано все привычно. Товары как албанские, так и соседей, Греции и Италии. Есть и международные товары - алкоголь, бытовая химия и т.п.
Самый распространенный албанский сыр - кашкавал, привычный нам по Румынии и Сербии. Его тут десятки сортов, языковый барьер мешает понять тонкости различий. Покупаем чисто по внешнему виду.
А вот купить обычный черный чай - проблема. Полно каких угодно чаев, травяные, горный чай, фруктовые, но черного (зеленого тоже) нет. Найти можно, но не везде, придется поискать.
Жаль, черешня уже отошла, говорят, в Албании она особенно вкусна.
Отнесли покупки домой, немного повисели в интернетах, да и пошли ужинать в ресторан. Об албанской кухне я почитал немало, в целом, я сделал вывод - все усредненно-средиземноморское, мясо-рыба-овощи. Много пиццы, много гриля. Спросили перед выходом у хозяев - какой ресторан порекомендовали бы, они долго размышляли, выдали название, но, увы, мы не нашли его.
А нашли просто ресторан на набережной, выглядит неплохо, люди сидят, места есть.
Я занимаюсь подводной охотой, в Греции едим свежую рыбу чуть ли не каждый день, поэтому в ресторанах предпочитаю мясо. Заказал баранину с бамией.
Не буду углубляться в пищевые дела, просто поделюсь выводом, в дальнейшем подтвержденным не раз - в Албании надо к посещению ресторана относиться внимательно, а именно - всегда смотреть, что едят за соседними столиками, насколько велики порции, не заказывать блюда, выпадающих из мейнстрима, не идти в малозаполненные рестораны. Не знаю, возможно, на севере страны (Дуррес, Тирана, Шкодер) все обстоит по другому, но на юге, в курортных местах, порции бывают неожиданно маленькими, мясо может быть резиновым, а тесто в пицце напоминать хлеб. Это не распространяется на все заведения без исключений, но я как раз о том и толкую, надо выбирать тщательно.
Первое посещение ресторана на набережной оставило сложные чувства, порции были небольшими, мясо так себе, но попробовал у жены фаршированные перцы - очень вкусные. Цены, впрочем, низкие, усредненно с дальнейшими нашими ужинами, счет получается где-то в 20-25 евро за двоих, это включая пиво и чаевые.
Кстати, о пиве. Местные сорта лично мне не покатили, все обладают малой плотностью и неярким вкусом. Впрочем, такое пиво хорошо для дневного употребления, для утоления жажды.
Возвращались домой по ночному городу, надо сказать, ощущения опасности и какого-то дискомфорта нет.
Обычный город у моря.
Утром завтракаем купленными накануне продуктами, затем по плану у нас поездка к Голубому глазу, потом в Бутринт и Ксамиль.
Когда я только начинал подумывать о поездке в Албанию, интересовался страной, природой, у меня отложилось в памяти основное место, обязательное к посещению - Голубой глаз, он же Blue Eye, он же Syri I kalter.
Находится в каком-то получасе езды от Саранды. На повороте с дороги есть указатель. Въезд платный, что-то в районе 5 евро с машины, точнее не помню. После уплаты еще едем пару километров по плохой грунтовке вокруг озера, затем прибываем на место, там паркинг, места есть. Оставляем машину, дальше немного пешком.
Вокруг зелено, воздух чистейший, птички поют, и хоть народу много со всего света, это никак не мешает ощущению первозданной природы. Тропа через три минуты приводит к искомой точке, это источник, вытекающий из-под земли и дающий начало речке. Вода кристально чистая, холодная (+10 гр), глубина в самом эпицентре неизвестна, говорят, более 50 метров, на вид - метра 3-4.
6. Голубой глаз:


Над этой зоной установлена площадка, откуда можно прыгнуть прямо в источник. Несмотря на температуру воды, желающих это сделать много, стоит небольшая очередь. Я люблю подобные забавы (в Мексике нырял в сеноты диаметром 2 метра), жена заранее поглядывает с укоризной, однако 10 градусов для меня слишком холодно, увы.
7. Прыжки в Голубой глаз:


8.


9.


Речечка, берущая начало от источника, вскоре сливается с другой, дальше они вместе образуют небольшое озеро, после чего превращаются в реку со славянским названием Бистрица.
10.


11.


12.


13. В паре сотен метров от источника, над спокойным участком реки, устроено кафе в виде павильонов на сваях над водой.


14. Местная флора:


15. И фауна:


Заказали свежевыжатый апельсиновый сок, посидели немного среди журчания воды и стрекота цикад, да пошли к машине, на очереди Бутринт.
Факультативно - маленькое видео про Blue Eye.
16. Дорога в сторону моря лежит как раз вдоль реки Бистрица и сквозь одноименное село, оно тоже на снимке:

17. На горе вдали виден христианский монастырь (фото с сильным зумом) :


В отличие от Голубого глаза, о Бутринте до этого года я не слышал. Это античные развалины, с амфитеатром и акрополем, город когда-то был основан древними греками, потом стал римским, упоминался у Вергилия, с основанием колонии связано имя Юлия Цезаря. Находится южнее Саранды и Ксамиля, в непосредственной близости от греческой границы. Комплекс находится под защитой ЮНЕСКО.
Есть просторный паркинг, вход в сам комплекс платный (что то вроде 6 евро с человека). Город состоит из двух частей - нижняя и верхняя (акрополь). В нижней амфитеатр, бывший порт, развалины христианского периода, из которых самое значительное - остатки баптистерия. Наверху - бывшая крепость и современный небольшой музей.
Это, конечно, не развалины Помпеи или Эфеса, обойти весь комплекс не спеша можно за час, однако, местами довольно интересно.
18. Башня и колонна неподалеку от входа:


19. Бутринт, нижняя часть города:


20.


21.


22. Амфитеатр:


23. Бывшая баня:


24. Баптистерий с мозаикой на полу:


25. Вид из акрополя на нижний город:


Здесь видно тот проливчик, который пришлось бы пересекать на пароме, если бы из Греции мы поехали нижней дорогой.
26. Крепость на том берегу:


27. Скульптура во внутреннем дворике музея


Осмотр окончен, дальше едем в Ксамиль. Это даже не город, а совокупность пляжей и современных построек, в основном отели и апартаменты. Место везде описывается, как «шикарные песчаные пляжи с кристально чистой голубой водой». Что ж, посмотрим, у нас с собой все пляжные атрибуты, хотим искупаться и поваляться немного на пляже.
Первый негатив - запарковаться просто нереально. Покружив безрезультатно по переполненным улочкам у моря, вернулся ближе к трассе, где удалось приткнуться возле свежепостроенной мечети. Издалека видны пляжи, они переполнены. Оставили все пляжные вещи в машине, пошли просто прогуляться и посмотреть на знаменитые пляжи Ксамиля.
28. Мечеть в Ксамиле (одна из двух, что мы видели в Албании за 18 дней):


29. Пляжи Ксамиля:


30.


31.


Песок здесь насыпной, пляжи, возможно, хороши, но заполнены под завязку. Посмотрели с тоской на море, кишащее купальщиками, подышали выхлопом бесчисленных лодок и аквабайков, достаточно, пора валить.
Да, еще одна интересность. В Ксамиле много домов построены незаконно. В последнее время с подобной застройкой начали активно бороться, вплоть до того, что заваливают незаконно построенные дома.
32. Возможно, это один из таких:


Но искупаться где-то все-таки нужно. Неподалеку от Ксамиля издалека видно безлюдное место с подъездной дорогой, скалистый пологий берег, миниатюрные бухточки, прозрачная голубая вода, чуть поодаль - сосны.
Подъехали, мы не одни такие любители скальных уединенных берегов, машин мало, но есть.
Расположились, втиснув зонт в щель меж камнями, искупались. Еще одно открытие - вода холоднее, чем на Халкидиках градуса на два. Забегая вперед - это на всем побережье. Если просто приехать сюда и ничего не сравнивать, то вода покажется нормальной, но после Греции разница заметна.
После купания едем назад в Саранду. Близок вечер, но еще светло и солнечно. По пути время от времени тормозим, то перекусить, то отвлечься на виды.
33. Остров Корфу


34. Вид на Ксамиль:


Ближе к Саранде на горе есть монастырь св. Георгия, как не подняться? Жену оставил внизу, сам полез вверх наперегонки с пасущимися тут козами.
35. Монастырь Shën Gjergjit (св. Георгия):


Женский он или мужской? Поглядев вокруг, обнаружил волейбольную площадку, представить монахинь в их одеждах, играющих в волейбол, оказалось трудно. Значит, монастырь мужской. Хотя мужики в рясах... тоже не очень разыграешься, но все же.
36. Вид от монастыря на Саранду, внизу - т.н. монастырский пляж:


37. В горах позади лимана виден очаг пожара, горит трава и кустарник:


Решил проехать на северный край Саранды, посмотреть, что там. Неподалеку от нашего апарта есть небольшой залив, в нем порт, стоит пара судов. Подъехали ближе - там все огорожено и повсюду знаки, что снимать запрещено, что-то военное. Хоть вокруг никого и не видно, снимать таки не стал. Проехал еще дальше, дорога перешла в грунтовку, становясь все хуже и хуже. Проехали кладбище, возле него стоит отель с симпатичным пляжем:
38. Отель у кладбища:


39. Пляж этого отеля:


Проехал еще дальше, вокруг какие-то унылые постройки, пыльно, к морю подъезда нет. Вернулись к себе.
Вечером решили не идти ужинать на набережную, а посетить ресторан неподалеку от нас, в нем много посетителей, выглядит все хорошо. Увы, и здесь не обошлось без разочарований. Половины блюд из меню в реальности не оказалось, я взял дораду, запеченную на гриле, жена рыбный суп и что-то еще мелкое. Дорада моя была превосходна, а вот ее суп представлял собой просто воду с невыразительным запахом (я пошутил - при приготовлении этой ухи ни одна рыба не пострадала), есть ее жена не стала. Официант поинтересовался позже, что-то не так? Жена пояснила, мол, конечно не так, это ж просто вода. Официант задумчиво погрузил туда ложку, поводил ею, после чего унес. Справедливости ради, в счет этот суп не включили.
Что ж, Саранда изучена, как и местность вокруг нее. Можно ехать дальше.
С утра выезжаем в Химару. Забронировали там апарт с хорошими отзывами, посмотрим на Албанскую Ривьеру.
Конец 1-й части.
Вторая часть

Начну с хорошей новости. Все дороги в Албании бесплатны, плата за проезд не предусмотрена. Это очень круто, учитывая количество интересных мест в Албании и протяженность ее дорог – 18 тыс км. из которых 13 тыс. км. с твердым асфальтовым покрытием. Дороги постоянно строятся и на момент написания статьи количество асфальтовых дорог гарантировано выросло.

Заправки и стоимость бензина в Албании

Несмотря на декларируемую дешевизну Албании, стоимость бензина такая же, как в Черногории и немного дешевле, чем в Хорватии (1,40 Евро) и соседней Греции (1,50 Евро). Цена бензина А-95 составляет 270 ALL (албанский лек) или 1,29 Евро за литр.

Качество бензина НЕ на всех заправках хорошее. Выбирайте большие сетевые заправки - это совет от местных жителей. Впрочем, это правило работает и в Украине. Мы заправлялись дважды в Албании . Один раз на заправке сети Kastrati , второй раз на небольшой, но тоже сетевой заправке ELDA – в обоих случаях бензин был приличного качества, машина не кашляла и ехала довольно сносно, несмотря на горные серпантины, общий пробег и возраст.

Бензин в Албании мы увидели только одного вида - А95 unleaded, дизельное топливо представлено обычным дизелем и евро-дизель. Думаю, что если машина дизельная заправляться стоит топливом с пометкой евро.

Расчеты на заправке теоретически возможны платежной картой – значки VISA, Mastercard украшают большинство стендов заправочных станций. Но часто на этом ожидания расчета картой заканчиваются. Почти все заправки предпочитают кэш – рассчитаться можно как местной валютой так и Евро. При этом некоторые еще и пытаются нажиться на курсе местной валюты и на незнании его иностранцами. Ниже читайте про разводки на дорогах Албании.

Выезжая из Тираны , мы сделали примерно 10 остановок в надежде рассчитаться картой, в итоге все равно пришлось доставать наличные Евро. Картой удалось рассчитаться единственный раз на выезде из Зерми (Dhermi), думаю, просто повезло. Не считаю это большой проблемой – просто знайте, что лучше поменять Евро на леки (местная валюта - албанский Лек) – немного сэкономите на курсе или просто рассчитывайтесь наличными Евро.

Автомобильные дороги в Албании, качество и особенности

Дороги в Албании хорошие . Если брать за высшую отметку – 10, то в Албании дороги на твёрдую восьмерку. На юге Албании, там где большинство достопримечательностей, дороги лучше чем на севере. Дорога в горах на участке Влёра – Саранда оборудована вмонтированными в асфальт светоотражателями – ехать в вечернее время одно удовольствие, несмотря на серпантины.

Про серпантины. Албания – горная страна, горы на юге подступают вплотную к морю и чтобы проехать вдоль побережья придется преодолеть адский серпантин. Местами дорога петляет разворачиваясь практически на 360 градусов со множеством слепых поворотов. В Албании есть единственный небольшой туннель на горном участке по дороге ведущей из Тираны в Эльбасан .

Дорожное полотн о в 90 процентах случаев отличного качества. За дорогами, особенно в горах, следят. Видели несколько раз текущий ремонт на горных дорогах и масштабное строительство автобана возле Влёры .

При планировании путешествия на машине по Албании стоит учитывать, что расстояние в сотню километров придется ехать два или три часа, это касается горных дорог на юг от Тираны или вглубь страны.

В Албании видели единственный автобан (автомагистраль) – это участок дороги от Дурреса в сторону Шкодера , после серпантинов на юге страны кайфанул и практически отдыхал за рулем.

На полноценное видео не тянет – небольшая нарезка, снятая из окна автомобиля

Особенности вождения по-албански

Стиль вождения немного не тот, к которому вы возможно привыкли в Западной Европе. Местами он где-то похож на грузинский или киевский. Но в отличие от киевских водителей в Албании нет агрессии на дорогах. То есть остановиться посреди дороги перед тобой, не съезжая на обочину, чтобы поговорить со знакомым пешеходом – норма. Никаких показов поворотных огней при перестроении или повороте – это тоже норма для 90 процентов водителей Албании. Однако никакой агрессии друг к другу при этом нет – просто все терпеливо ждут когда человек поговорит со своим знакомым. Это ни разу не проявлением неуважения – это просто такая манера вождения, обычная норма.

Больше половины машин - подержанные БМВ, Ауди или Мерседесы, в Албании так же как и у нас это способ показать «статусность». По слухам, большая часть этих машин ворованы и перепроданы.

Полиция на дорогах Албании есть, при этом по пустякам не тревожит. Это означает что если весь поток идет с превышением скорости на 20-30 км. в час, то никого останавливать не будут. Но если появится авто-хам или ты развернешься через двойную осевую, с большой вероятностью получишь штраф. Из своего опыта, могу сказать что если будешь соблюдать ПДД и вести себя прилично, то вряд ли ты будешь интересен албанской полиции. Останавливать просто так тебя в Албании не будут – при остановке полицейский обязан назвать причину.

Машина с киевскими номерами ни разу не вызвала интереса у албанской полиции.

Парковки в Албании

Правила парковки совпадают с тем же, что мы видели в шенгенской Европе. Много подземных паркингов есть в Тиране , вдоль улиц маленьких городов и пляжных центров парковка бесплатна. Места пока хватает, на ночь однажды оставляли машину на улице в глубине двора рядом с другими албанскими машинами – никаких проблем, в багажнике оставалось даже большинство вещей. В Dhermi паркинг был на территории отеля, бесплатный.

Скоростной режим в Албании и другие особенности ПДД

В Албании существуют такие ограничения скорости:

  • в пределах населенного пункта - 40 км/ч
  • за пределами населенного пункта - 80 км/ч
  • на автомобильной дороге - 90 км/ч
  • на автомагистрали - 110 км/ч

Допустимая норма алкоголя в крови – 0,1 промиле, штраф от 2500 до 10000 лек. Просто так без нарушений вас не остановят, но лучше не испытавить судьбу на прочность.

Ближний свет фар обязателен только в вечернее и ночное время, днем фонари включать не обязательно, даже габариты.

Дети младше 12 лет и менее 150 см. ростом должны перевозиться в специальных автокреслах. Обязательны также ремни безопасности, как для передних так и для задних пассажиров. У меня был неприятный опыт в Словакии, когда задние пассажиры сидели непристегнутыми, тогда заплатил штраф.

Телефоном во время движения можно пользоваться только при наличии системы hands-free (свободные руки). За нарушение – штраф 250 лек.

Обычная норма штрафа за стандартные нарушения – 500 – 1000 лек, сюда входит нарушение рядности, пресечение сплошных линий и парковка в неположенном месте. Знания об этом у меня чисто теоретические – не сталкивался.

Дорожная инфраструктура в Албании

Под инфраструктурой мы понимаем дорожные знаки, разметка, количество заправок на дорогах, места, где можно поесть и переночевать, парковки вдоль дорог и смотровые площадки с красивыми видами.

В Албании со всем этим неплохо, учитывая, что страна не так давно начала развивать туризм. Заправок достаточно вблизи городов, на горных участках дорог их может не быть вообще даже сотню километров из-за особенностей рельефа и невысокого спроса. Общий совет, выезжать с места ночевки с полным баком либо как минимум, чтобы хватало бензина до следующего населенного пункта – Албания страна небольшая по расстояниям.

Все дороги в Албании , включая внутри населенных пунктов оборудованы тем количеством дорожных знаков, которого достаточно чтобы ездить по стране без навигатора, только с бумажной картой. Заблудиться невозможно, даже если вы, так же как и я, страдаете географическим кретинизмом. Это очень порадовало.

Придорожных кафе и ресторанов великое множество. Хотел написать что только в туристических местах, но на самом деле так по всей стране. С развитием капитализма, поднимает голову средний класс и иногда кажется что кафешка чуть ли не в каждом дворе. Добавьте сюда качество продуктов – в Албании еще не научились добавлять химию в еду и приятные цены.

Точно также очень много мини-отелей и постоялых дворов. Теоретически можно бронировать на месте особенно не в пик сезона (июль, август). Но при формате автопутешествия по нескольким странам, в котором лишнего времени не бывает лучше все-таки планировать заранее. На Букинге далеко не все варианты бронирования, поэтому HotelsCombined (RoomGuru)- Албания в помощь.

На горных перевалах периодически встречаются карманы для парковки и смотровые площадки, с этим также проблем нет, так же как и с видами на Ионическое и Адриатическое море. Еще бы убрать мусор и страшноватые размалеванные развалины!

Разводки на дорогах

Многие боятся ехать в Албанию из за страшилок про разводки на дорогах, пристающих цыган и преступности. Я, скорее всего, разочарую искателей приключений – в Албании уровень преступности гораздо ниже чем, например, в каталонской Барселоне . Люди добрые и отзывчивые, особенно это относится к владельцам небольших гест-хаусов, кафе, ресторанов. Часто общались с местными, включая пастухов в горах, заправщиков, мужиков пьющих утром чай в кафе и семьей, у которой мы жили в Дурресе. Непонятая вещь при общении - постоянное ощущение того, что ты не знаешь или не понимаешь, что у них на самом деле в голове, улыбаются редко что свойственно горцам.

Цыгане не приставали, но мы и не задерживались возле их стоянок. Насколько я понял из общения с местными, цыгане – общая проблема и для них тоже, но в туристических местах этой публики немного или почти нет. Мы встретили только два цыганских лагеря – сразу после границы с Грецией, в горах не доезжая до Жирокастры и в городе Шкодер, сразу возле пешеходного променада в центре. Ни в одном ни в другом месте проблем не было, в Шкодере останавливались ненадолго.

Теперь про разводки. Единственная встреча с желающими заполучить мои деньги произошла на автозаправочной станции. Я уже описывал ее, но продублирую.

Подъезжаем к заправке «Кастрати», спрашиваю - Credit card, Visa? Ответ паренька в спортивных штанах не удивил - онли кэш, Евро - ОК. Хорошо, даю 50 евро, предварительно посчитав, сколько мне должна бензоколонка отдать топлива - получалось около 40 литров.

Паренек заливает 22 (!!!) литра и добродушно так кивает головой, ОК мол? Нет, отвечаю, давай жми дальше на пистолет и не балуйся. По-английски, которого он не понимает или делает вид что не понимает. Тем не менее все-таки жмет на курок и доливает еще 10 литров, вытаскивая пистолет из бака. Спокойно говорю, еще примерно 10 литров и тогда будет ОК. Мне в ответ - отказ и легкая агрессия. Пришлось уже менее спокойно объяснить, что с ним случиться в случае продолжение развода и упомянуть слово полиция – подействовало. Это был единственный случай, слышал что сеть Кастрати этим часто грешит, поэтому советую объезжать их стороной.

Об этом месте не очень много информации в интернете, хотя с нашей точки зрения – это одно из самых интересных природных мест для автомобильного путешественника в Албании.
Полезная информация для водителей

Экстренные номера

  • Европейский экстренный номер – 112
  • Полиция – 129
  • Скорая помощь – 127
  • Пожарная служба – 128
  • Дорожная полиция - 126

Обязательное оборудование в машине

  • Знак аварийной остановки
  • Светоотражающий жилет

Сайты, которыми я пользуюсь для оптимизации расходов при планировании путешествий

Aviasales - бюджетные авиабилеты по всему миру

26 октября 2016 г. 15:21 Саранда, Бутринти — Албания Июль 2016

1

1. Что знает об Албании рядовой российский гражданин? Я составил представление об этом, когда делился планами посещения Албании со своими знакомыми. От спокойного удивления до ужаса в глазах — С ума сошли? Там же разруха, нищета и криминал. Чего греха таить, когда года три назад мысли об Албании меня только начали посещать, похожее восприятие было присуще и мне. Когда-то, будучи на острове Корфу, глядел на албанский берег, уверенный, что никогда там не побываю. Однако, углубившись в изучение материала, я основательно изменил мнение.

В последние годы Албания активно развивается, изоляционизм оставлен в далеком прошлом, строятся дороги, множество отелей на побережье. Береговая линия страны — одно из лучших ее достояний, наряду с климатическими условиями и расположенностью непосредственно в Европе. Если Хорватия и Черногория сделали на своих морских побережьях места массового туризма, то почему бы этого не сделать соседней Албании? Основательно подтолкнула меня к решению также беседа с сербскими знакомыми в Греции, которые на собственном автомобиле ездят в Албанию и это им никак не вредит. Сербы! В Албанию! И вот, наконец, решено, едем туда. Маршрут проработан лишь приблизительно, во многом полагаемся на собственное восприятие на месте — в случае чего меняем парадигму прямо на ходу, ведь, а) мы едем на собственном автомобиле (российские номера) и б) не ограничены во времени. Изначально предполагаем пробыть там от двух до четырех недель. Выезжаем из Греции (Халкидики), нас двое — муж и жена. Время поездки — вторая половина июля. Выбрали будний день и утречком выезжаем. Первая остановка запланирована в Саранде, забронировали там апарт на 2 дня. Границу пересекаем в пункте Конисполь, это к северу от Игуменицы. Более короткий путь лежит через погранпереход Какавия, но мы решили по пути заехать в Ксамиль, он южнее Саранды. Границу пересекли довольно быстро, машины есть, но их не очень много, нас не досматривали.

Сразу же обнаружили первый сюрприз — навигатор, в который я загрузил новейшие карты, по Албании показывал только основные дороги, из-за чего мы выехали на «верхнюю» трассу, отделенную от моря горным хребтом, Ксамиль остался в стороне. Забегая вперед — это и хорошо, т. к. на той дороге, что ведет в Ксамиль с юга, нам пришлось бы переправляться через небольшой пролив на архаичном пароме, что отняло бы немало времени. Из этого первого сюрприза вытекало следствие — мы не можем в Саранде найти забронированный апарт, навигатор не показывает дома по номерам. Хорошо, что адрес оказался несложным, это одна из главных улиц города, доехали по наитию. По пути пытался выяснить маршрут у полицейского, дядька не понимал по-английски ни слова, зато открылся следующий сюрприз — многие тут знают греческий. Мы с женой его не знаем, но учим, на примитивном уровне можем изъясняться. Впоследствии это сильно помогло. В общем, худо-бедно, но нашли свой апарт. Расположен он так себе — на краю города, зато собственная парковка, неплохой вид, низкая цена, чисто и уютно. Хозяева говорят по-гречески, их школьница дочь хорошо знает английский. Проблем с общением практически нет. Время вселения у нас получилось сравнительно раннее, можно не спеша передохнуть от дороги и отправиться в пешую прогулку по городу.

Саранда (фото 1) — это курорт. Пляж с зонтами-шезлонгами тянется непрерывно вдоль всего города, народу много, однако место при желании найти можно, все-таки забитость пляжей чуть ниже, чем в нашем греческом городке. Есть души, есть волнорезы, на некоторых из которых установлены вышки для прыжков в море. Вода довольно чистая, пляжи галечные. Но мы все равно такие пляжи не любим, в Греции отъезжаем из городка на несколько километров, чтоб устроиться на необорудованном берегу. Впрочем, сегодня прогулка все равно ознакомительная, купаться мы и не собирались.

2. Городской пляж



Набережная в целом красива, в центре построено немало современных зданий в усредненном международном курортном стиле, много ресторанов, кафе, магазинов. В общем, всё как везде.


Нам нужен интернет, надо купить симку, здесь следующий сюрприз, приятный — 4G интернет с безлимитным трафиком (но без возможностей телефона) на месяц стоит всего ~5.5 евро (в пересчете). Это после греческих 30 евро за 5 Гигов в месяц (Космотэ). Примерно за 20 минут прошли всю набережную. Город невелик, располагается на склоне, везде наверху видны строящиеся объекты — растет вширь. Нам показалось, что южная часть городского берега более «элитна» (если можно тут применить это слово), здесь более осмысленно располагаются отели, т. к. набережная и проездная дорога отходят от берега, оставляя место для концепции отель-пляж, да и в целом тут как-то более благоустроенно.

5. Вид с южной части города на северную


Очень много машин с европейскими номерами, больше всего швейцарских, итальянских и польских. Но есть авто отовсюду: и праворульные англичане, и скандинавы, и соседи-греки. Здесь замечена и первая машина с российскими номерами. Поскольку мы поселились не в отеле, а в апарте, то стоит проблема завтрашнего завтрака, надо что-то купить. Магазинов много, средний албанский магазин весьма хаотичен, обычно невелик, но все необходимое есть. Ближе к дому встретился Карефур, цены в нем чуть повыше, но персонал говорит по-английски, да и организовано все привычно. Товары как албанские, так и соседей, Греции и Италии. Есть и международные товары — алкоголь, бытовая химия и т. п. Самый распространенный албанский сыр — кашкавал, привычный нам по Румынии и Сербии. Его тут десятки сортов, языковый барьер мешает понять тонкости различий. Покупаем чисто по внешнему виду. А вот купить обычный черный чай — проблема. Полно каких угодно чаев, травяные, горный чай, фруктовые, но черного (зеленого тоже) нет. Найти можно, но не везде, придется поискать. Жаль, черешня уже отошла, говорят, в Албании она особенно вкусна. Отнесли покупки домой, немного повисели в интернетах, да и пошли ужинать в ресторан. Об албанской кухне я почитал немало, в целом, сделал вывод — все усредненно-средиземноморское, мясо-рыба-овощи. Много пиццы, много гриля. Спросили перед выходом у хозяев — какой ресторан порекомендовали бы, они долго размышляли, выдали название, но, увы, мы не нашли его. А нашли просто ресторан на набережной, выглядит неплохо, люди сидят, места есть. Я занимаюсь подводной охотой, в Греции едим свежую рыбу чуть ли не каждый день, поэтому в ресторанах предпочитаю мясо. Заказал баранину с бамией.

Не буду углубляться в пищевые дела, просто поделюсь выводом, в дальнейшем подтвержденным не раз — в Албании надо к посещению ресторана относиться внимательно, а именно — всегда смотреть, что едят за соседними столиками, насколько велики порции, не заказывать блюда, выпадающих из мейнстрима, не идти в малозаполненные рестораны. Не знаю, возможно, на севере страны (Дуррес, Тирана, Шкодер) все обстоит по другому, но на юге, в курортных местах, порции бывают неожиданно маленькими, мясо может быть резиновым, а тесто в пицце напоминать хлеб. Это не распространяется на все заведения без исключений, но я как раз о том и толкую, надо выбирать тщательно. Первое посещение ресторана на набережной оставило сложные чувства, порции были небольшими, мясо так себе, но попробовал у жены фаршированные перцы — очень вкусные. Цены, впрочем, низкие, усредненно с дальнейшими нашими ужинами, счет получается где-то в 20-25 евро за двоих, это включая пиво и чаевые. Кстати, о пиве. Местные сорта лично мне не покатили, все обладают малой плотностью и неярким вкусом. Впрочем, такое пиво хорошо для дневного употребления, для утоления жажды. Возвращались домой по ночному городу, надо сказать, ощущения опасности и какого-то дискомфорта нет. Обычный город у моря.

Утром завтракаем купленными накануне продуктами, затем по плану у нас поездка к Голубому глазу, потом в Бутринт и Ксамиль. Когда я только начинал подумывать о поездке в Албанию, интересовался страной, природой, у меня отложилось в памяти основное место, обязательное к посещению — Голубой глаз, он же Blue Eye, он же Syri I kalter. Находится в каком-то получасе езды от Саранды. На повороте с дороги есть указатель. Въезд платный, что-то в районе 5 евро с машины, точнее не помню. После уплаты еще едем пару километров по плохой грунтовке вокруг озера, затем прибываем на место, там паркинг, места есть. Оставляем машину, дальше немного пешком. Вокруг зелено, воздух чистейший, птички поют, и хоть народу много со всего света, это никак не мешает ощущению первозданной природы. Тропа через три минуты приводит к искомой точке, это источник, вытекающий из-под земли и дающий начало речке. Вода кристально чистая, холодная (+10 гр), глубина в самом эпицентре неизвестна, говорят, более 50 метров, на вид — метра 3-4.

6. Голубой глаз:

2


Над этой зоной установлена площадка, откуда можно прыгнуть прямо в источник. Несмотря на температуру воды, желающих это сделать много, стоит небольшая очередь. Я люблю подобные забавы (в Мексике нырял в сеноты диаметром 2 метра), жена заранее поглядывает с укоризной, однако 10 градусов для меня слишком холодно, увы.

7. Прыжки в Голубой глаз:




Речечка, берущая начало от источника, вскоре сливается с другой, дальше они вместе образуют небольшое озеро, после чего превращаются в реку со славянским названием Бистрица.

1


1


1


13. В паре сотен метров от источника, над спокойным участком реки, устроено кафе в виде павильонов на сваях над водой.


14. Местная флора:


15. И фауна:

1


Заказали свежевыжатый апельсиновый сок, посидели немного среди журчания воды и стрекота цикад, да пошли к машине, на очереди Бутринт.

16. Дорога в сторону моря лежит как раз вдоль реки Бистрица и сквозь одноименное село, оно тоже на снимке:


17. На горе вдали виден христианский монастырь (фото с сильным зумом) :


В отличие от Голубого глаза, о Бутринте до этого года я не слышал. Это античные развалины, с амфитеатром и акрополем, город когда-то был основан древними греками, потом стал римским, упоминался у Вергилия, с основанием колонии связано имя Юлия Цезаря. Находится южнее Саранды и Ксамиля, в непосредственной близости от греческой границы. Комплекс находится под защитой ЮНЕСКО. Есть просторный паркинг, вход в сам комплекс платный (что то вроде 6 евро с человека). Город состоит из двух частей — нижняя и верхняя (акрополь). В нижней амфитеатр, бывший порт, развалины христианского периода, из которых самое значительное — остатки баптистерия. Наверху — бывшая крепость и современный небольшой музей. Это, конечно, не развалины Помпеи или Эфеса, обойти весь комплекс не спеша можно за час, однако, местами довольно интересно.

18. Башня и колонна неподалеку от входа:


19. Бутринт, нижняя часть города:




22. Амфитеатр:


23. Бывшая баня:


24. Баптистерий с мозаикой на полу:


25. Вид из акрополя на нижний город:



27. Скульптура во внутреннем дворике музея


Осмотр окончен, дальше едем в Ксамиль. Это даже не город, а совокупность пляжей и современных построек, в основном отели и апартаменты. Место везде описывается, как «шикарные песчаные пляжи с кристально чистой голубой водой». Что ж, посмотрим, у нас с собой все пляжные атрибуты, хотим искупаться и поваляться немного на пляже. Первый негатив — запарковаться просто нереально. Покружив безрезультатно по переполненным улочкам у моря, вернулся ближе к трассе, где удалось приткнуться возле свежепостроенной мечети. Издалека видны пляжи, они переполнены. Оставили все пляжные вещи в машине, пошли просто прогуляться и посмотреть на знаменитые пляжи Ксамиля.

28. Мечеть в Ксамиле (одна из немногих, что мы видели в Албании за 18 дней):


29. Пляжи Ксамиля:

1


В Албанию приехали 24 сентября. Было уже прохладно. Первый день решили провести в Шкодере, посетить крепость Розафа и посмотреть город.

Одна из достопримечательностей Шкодера – памятник матери Терезе. Она родилась в Македонии в семье косовских албанцев. Она очень почитаема в Албании, можно даже сказать, что она является символом Албании наравне с флагом, изображенным на каждом углу.

Памятник Матери Терезе в Шкодере

В городе и как выяснилось позднее во всей Албании очень много велосипедистов и баров. Причем в барах можно только пить. Еда там не предусмотрена. Но местных мужчин это нисколько не смущает. Каждый вечер они собираются в барах (без женщин), пьют и глазеют на прохожих. На столе для каждого по 2 стакана бесцветной жидкости. Скорее всего, это раки и вода. Во многих барах транслируют футбольные матчи. Кстати говоря, баров гораздо больше, чем закусочных или ресторанов. Но при этом ни разу не видели пьяных людей на улице.

Меньше мужчин собираются на газонах возле дорог, в парках и вообще в любых местах и играют в настольные игры типа костей. Еще в Албании много, нет, очень много кондитерских, где продают разного вида сладости. Оооочень вкусные и очень дешевые. Как ни странно, полных местных жителей мы практически не видели. Как им это удается…

Еще на каждом углу барбершопы, хотя парикмахерских не так уж много. Видимо, привычка следить за своей внешностью, как и любовь к турецкой водке – раки, были позаимствованы во времена османской оккупации.

В центре города мои любимые широкие пешеходки, вымощенные камнем. Кстати, это встречается довольно часто в исторических частях городов


Центр Шкодера

Первое правило путешествий по Албании: если навигатор выводит вас на плохую дорогу, обязательно есть другая. Она может быть немного длиннее, но не по времени))))

Где мы только не ездили (или пытались), пока не поняли, что нельзя верить навигатору 100%. Так мы поехали в крепость Розафа по каким-то козьим тропам. Потом вернулись на трассу, по которой заезжали в город и там по указателям без проблем нашли въезд.


Крепость Розафа


Крепость Розафа


Крепость Розафа


Крепость Розафа


Крепость Розафа


Крепость Розафа


Крепость Розафа


Крепость Розафа


Вид с крепости Розафа


Крепость Розафа


Спуск из крепости Розафа


Спуск из крепости Розафа


Спуск из крепости Розафа

Вообще если вы любите старые крепости и замки, то Албания – ваше все)))) Их здесь очень-очень много!