Домой / Уроки по Windows / Лицензионный сбор за вид деятельности. Лицензионные сборы. Налог на использование местной символики

Лицензионный сбор за вид деятельности. Лицензионные сборы. Налог на использование местной символики

По прежнему “Закону об основах налоговой системы РФ” к общеобязатель-ным региональным налогам относились: налог на имущество предприятий, лесной доход и плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Также был еще региональный сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц (он не был общеобязательным).

По Налоговому кодексу законодательно расширяется база доходов региональных бюджетов. Им перечисляется значительная часть налога на прибыль предприятий (по ставке 22%, в федеральный бюджет направляется только 13%) и подоходного налога с физических лиц (по ставке 10%, в федеральный - 2%).

^ Налог на имущество предприятий

Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.

^ Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия и представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия . За отчетный период она определяется путем деления на 12 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1-е января отчетного года и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, и суммы стоимости имущества предприятия на каждое 1-е число остальных месяцев отчетного периода.

льготы по налогу на имущество юридических лиц , которые подразделяются в зависимости от категории налогоплательщиков и типа имущества.

Так, освобождаются от уплаты налога на имущество юридических лиц бюджетные учреждения и организации, социальные фонды, профессиональные аварийно-спасательные формирования, религиозные, национально-культурные организации; ЖСК, гаражные кооперативы, садовые товарищества и дачно-строительные кооперативы, общественные организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности; научно-исследовательские организации Российской Академии наук и других научных академий; Центробанк и его учреждения; предприятия по переработке, выращиванию и хранению сельско-хозяйственной и рыбопродукции с выручкой от этих видов деятельности не менее 70% общей выручки от реализации; специализированные протезно-ортопедические предприятия и предприятия по производству эпидемиоло-гических препаратов; организации инвалидов, где инвалиды составляют более 50% численности, и ряд других.

Из суммы имущества, подлежащего налогообложению, вычитается стои-мость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) имущества, используемого для нужд образования и культуры, отдыха и оздоровления детей в возрасте до 18 лет; объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; имущества, используемого для переработки, выращивания и хранения сельскохозяйственной и рыбопродукции; мобили-зационного резерва и мобилизационных мощностей, эталонного и стендового оборудования органов по стандартизации, метрологии и сертификации; продуктопроводов, путей сообщения, линий связи и энергопередачи, спут-ников связи; спецсудов, используемых не более 3 месяцев в году, и др. Ряд этих льгот в соответствии с новым Налоговым кодексом действует только до конца 2000 г.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать по новому Налоговому кодексу 2,5% от налогооблагаемой базы (было 2%). Конкретные размеры ставок устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

^ Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквар-тально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества. Из начисленной суммы вычитаются авансовые платежи налога, внесенные за предыдущие отчетные периоды текущего года.

^ Сумма авансового платежа по результатам отчетного периода опреде-ляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля накопленной по результатам отчетного периода средней стоимости имущества, взятая с коэффициентом, равным отношению числа прошедших с начала налогового периода кварталов к общему числу кварталов в налоговом периоде. Авансовые платежи выплачиваются ежеквартально, а по итогам финансового года - разница между окончательной итоговой суммой и суммой уплаченных платежей.

Суммы налога на имущество предприятий по законодательству 1992-1997гг. относятся на финансовые результаты (т.е. уплачиваются из прибыли). По Налоговому кодексу - включаются в расходы на производство и реализацию продукции.

^ Начисление налога на имущество юридических лиц осуществляется по дебету счета 80 и кредиту счета 68, субсчет 6. Перечисление налога в бюджет - дебет счета 68, субсчет 6 и кредит счета 51.

^ Сроки уплаты налога - не позднее 5 дней после сдачи квартального отчета и 10 дней после сдачи годового бухгалтерского балансового отчета.

Лесной налог

Налогоплательщиками лесного налога признаются предприятия, организации и физические лица, осуществляющие виды пользования лесным фондом Российской Федерации на основании специальных разрешительных документов.

^ Объектом налогообложения является пользование лесным фондом для: заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материа-лов; побочного лесного пользования (сенокошения, пастьбы скота, заготовки в предпринима-тельских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещения ульев или пасек и пр.); для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздоровительных, туристических или спортивных целей.

^ Налоговая база определяется как объем лесосырьевых ресурсов, который фактически изъят или безусловно должен быть изъят налогоплатель-щиком, либо как площадь предоставленного в пользование налогоплательщика участка лесного фонда, указанного в специальном разрешительном документе. При аренде участков лесного фонда налоговая база определяется как ожидаемый годовой объем лесосырьевых ресурсов, который может быть изъят при использовании арендуемого участка лесного фонда в соответствии с условиями, установленными договором аренды.

^ Налоговые ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса или за гектар участка лесного фонда. Порядок установления налоговых ставок и их минимальные размеры за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются правительством. Конкретные размеры налоговых ставок за древесину, отпускаемую на корню, и размеры налоговых ставок за другие виды лесопользования устанавливаются региональными органами законодательной власти или определяются по результатам лесных аукционов.

^ Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется государственными органами управления лесным хозяйством исходя из налоговой базы и налоговых ставок и указывается в специальных разрешительных документах на право пользования лесным фондом. Сроки уплаты налога устанавливаются правительством.

Налогоплательщик, которому выделен лесосечный фонд, по истечении того отчетного года, на который ему выделен этот фонд, обязан представить в налоговый орган по месту лесопользования налоговую декларацию. Указанная налоговая декларация представляется не позднее 1-го апреля года, следующего за отчетным. Государственные органы управления лесным хозяйством обязаны не позднее 20-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о разрешенных объемах лесопользования и суммах налога, подлежащих уплате.

^ Транспортный налог

Налогоплательщиками транспортного налога в соответствии с Налоговым кодексом признаются предприятия, организации и физические лица, имеющие в собственности транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы) и (или) другие самоходные машины или механизмы на пневмоходу, которые находятся на территории соответствующего региона и подлежат регистрации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (за исключением специально оборудованных транспортных средств в собственности инвалидов). Раньше этот налог назывался налогом на владельцев транспортных средств.

^ Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству в собственности налогоплательщика. За ее основу принимают мощность двигателя транспортного средства.

^ Базовые налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств и мощности двигателя определяются в процентах от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на единицу мощности двигателя в лошадиных силах или киловаттах - от 1% (мотоциклы) до 15% (грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с.).

Для отдельных категорий граждан (Героев Советского Союза и РФ, кавалеров ордена Славы, лиц, подвергшихся радиационному воздействию и др.) применяется налоговая ставка в размере 0 процентов (т.е. они освобожда-ются от налога). Причем если они являются собственниками нескольких транспортных средств, такая налоговая ставка применяется только к одному из них (по выбору налогоплательщика).

^ Уплата налога производится налогоплательщиком ежегодно до прохождения государственного технического осмотра транспортных средств либо до регистрации (перерегистрации) транспортных средств.

По законодательству 1994-1997гг. под транспортным налогом понимался совсем другой платеж. Это был один из федеральных налогов, зачисляемых в региональные бюджеты для финансовой поддержки городского пассажирского и пригородного железнодорожного транспорта. Он взимался с юридических лиц (кроме бюджетных предприятий), осуществляющих предпринимательскую деятельность в РФ, в размере 1% от фонда оплаты труда по всем основаниям и вносился в бюджет ежемесячно. Кроме того, дорожные фонды пополнялись за счет акцизов с продаж легковых автомобилей в личное пользование граждан (включен в закон об акцизах), налогов на пользователей автомобильных дорог и на приобретение автотранспортных средств (включен в налог с розничных продаж), налога на реализацию ГСМ (заменен на акциз).

^ Налог, связанный с использованием инфраструктуры региона

Налогоплательщиками налога, связанного с использованием инфраструктуры региона , признаются юридические и физические лица, использующие инфраструктуру региона (кроме бюджетных организаций).

^ Налоговая база - фонд оплаты труда для юридических лиц, а для предпринимателей - сумма получаемых доходов. Ставка регионального налога - 6% налоговой базы.

Аналогичный местный налог взимается по ставке 1% от той же налоговой базы, для предпринимателей - 0,5%.

^ Региональные лицензионные сборы

Налогоплательщиками региональных лицензионных сборов признаются предприятия, организации и физические лица, приобретающие в уполномоченных региональных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации или региональ-ным законодательством, на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых видов деятельности.

^ признается приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых в соответствии с региональным законодательством видов деятельности.

Региональный лицензионный сбор налогоплательщик уплачивает самостоятельно до получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности, налогоплательщик уплачивает региональный лицензионный сбор отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в лицензии.

Сумма сбора уплачивается в тот бюджет, за счет которого содержится уполномоченный на выдачу такой лицензии орган.

^ Суммы уплаченных налогоплательщиком региональных лицензионных сборов относят на затраты

Налог на использование региональной символики

Налог на использование региональной символики аналогичен налогу на использование государственной симво-лики по плательщикам, налоговой базе, срокам уплаты. Только под регио-нальной символикой подразумевается изображение государственного герба, официально утвержденного герба или иного символа субъекта Российской Федерации либо отдельных существенных элементов, мотивов, сюжетов такого герба (символа); государственного или иного официально утвержденного флага субъекта Российской Федерации, цветов такого флага в установленной для него последовательности и (или) символов (изображений) на нем.

Максимальный размер налоговой ставки не может превышать 3%. Конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются региональными органами законодательной власти. Допускаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков, товаров и (или) их покупателей.

^ ГЛАВА 4. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

Совокупность местных налогов всегда была наиболее подвижной. Местные органы власти имели право вводить свои собственные налоги и сборы при появлении потребности в дополнительных финансовых ресурсах. Однако многие из них требовали значительных затрат на обеспечение сбора и контроль за уплатой, зачастую превышающих суммы поступающих платежей, поэтому в новом Налоговом кодексе перечень местных налогов существенно сокращен, а установление дополнительных налогов, не предусмотренных кодексом, не допускается.

В 1996-1997гг. в перечень местных налогов входили: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сборы за выдачу ордера на квартиру, за парковку автотранспорта, за право использования местной символики, за участие в бегах на ипподромах, за выигрыш на бегах, с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор за право проведения киносъемок, за уборку территорий населенных пунктов, за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Все их можно подразделить в зависимости от объекта обложения и определения налогооблагаемой базы на налоги и сборы, взимаемые в определенном проценте от установленной законом минимальной месячной оплаты труда; налоги и сборы, определяемые в процентах от фонда оплаты труда для юридических лиц; налоги и сборы, устанавливаемые в процентах от стоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) или суммы сделок.

Ниже представлена характеристика местных налогов, вошедших в новый Налоговый кодекс.

^ Плата за землю

Использование земли в РФ является платным. Формами платы за землю являются земельный налог (для собственников земли, землевладель-цев и землепользователей), арендная плата (для арендаторов), нормативная цена земли (для покупки и выкупа земельных участков и для получения кредита под залог земли).

^ Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.

^ Объектами обложения являются земельные участки, находящиеся в собственности, владении или пользовании предприятий (организаций) и физических лиц.

Не признаются объектами налогообложения: 1) земельные полосы, проходящие непосредственно вдоль линии государственной границы РФ; 2) земли, отведенные под заповедники, национальные или дендрологические парки, ботанические сады; 3) земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, железными дорогами, аэродромами, а также занятые государственными предприятиями водных путей и гидросооружений; 4) земли общего пользования населенных пунктов, земли кладбищ; 5) земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации; 6) земли, находящиеся в собственности, владении или пользовании религиозных объединений и используемые ими для ведения своей уставной деятельности.

Льготы по земельному налогу устанавливаются местными органами власти в каждом регионе. Например, в настоящий момент граждане, впервые организующие фермерские хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Но если земля используется не по назначению (т.е. не для сельскохозяйст-венного производства), то данная льгота не применяется. Действуют льготы в отношении пенсионеров и инвалидов.

Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и уплачивается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете за год.

^ Налоговые ставки по отдельным категориям земель и группам налогоплательщиков устанавливаются уполномоченными органами местного самоуправления в размере от 0,1 до 2,0% кадастровой стоимости (в рублях на 1 га пашни или на 1 м 2 для городских земель).

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1-е июня.

Уплата земельного налога предусмотрена равными долями в два срока: не позднее 15-го сентября и 15-го ноября.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель сельскохозяйственного назначения ее величина не должна превышать суммы земельного налога с арендуемых участков. Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (строения, сооружения и пр.), но с обязательным перечислением арендной платы за землю в доход местных бюджетов. Если юридическим лицам или гражданам передаются в аренду части жилых и нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти строения, полностью взимается с арендодателя, а не с арендатора.

^ Учет расчетов юридических лиц с бюджетом по земельному налогу и арендной плате за землю ведется на счете 68 “Расчеты с бюджетом” на отдельном субсчете “Расчеты по земельному налогу”. Сумма налога ежемесяч-но отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции. Перечисленные в бюджет суммы налога (арендной платы) отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 “Расчетный счет”.

^ Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Она введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога в рублях на единицу площади земель соответствующего целевого назначения.

При определении нормативной цены земли за основу принимаются ставки земельного налога с учетом соответствующих повышающих коэффициентов, использованных при установлении налога. Льготы, предоставленные по земельному налогу, при расчете нормативной цены земли не учитываются.

^ Плательщиками налога на рекламу являются российские и иностран-ные предприятия, физические лица, занимающиеся предпринима-тельской деятельностью.

^ Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг) без НДС.

^ Ставка налога на рекламу - до 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг, выполненных рекламным агентством по заказу предприятий, организаций и предпринимателей.

^ Порядок уплаты налога на рекламу . В соответствии с новым Налоговым кодексом он изменен. Если ранее он уплачивался предприятием-заказчиком ежеквартально (а отдельными предпринимателями - ежегодно), теперь перечисляет его в бюджет рекламное агентство, выполнившее рекламные работы, не позднее чем через 10 дней после первого распространения рекламной продукции. А счет на сумму этого налога агентство выставляет одновременно с суммой НДС заказчику, обязанному оплатить его и перечислить деньги на расчетный счет рекламного агентства.

^

Налоги на имущество физических лиц являются обязательными и взимаются на всей территории России в едином порядке. Они играют существенную роль в доходах бюджетов местного самоуправления. Под имуществом здесь понимаются находящиеся в собственности граждан жилые дома, квартиры,дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты и другие средства водно-воздушного транспорта, за исключением весельных лодок. Эти налоги уплачиваются независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.

^ Плательщиками налогов на имущество физических лиц выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество.

Налоги исчисляются налоговыми органами по месту нахождения объектов налогообложения, при этом выписывается платежное извещение и вручается плательщику налога.

^ Налог на строения, помещения и сооружения , находящиеся в собственности физических лиц, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% инвентаризационной стоимости объектов, а в случае, если таковая не определялась, - от их стоимости, исчисляемой по обязательному страхованию исходя из оценки по состоянию на 1-е января каждого года. Данные, необходимые для расчета налога, представляются налоговым органам бесплатно в согласованные сроки коммунальными, страховыми, нотариаль-ными и другими органами.

За вновь возведенные строения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением. В случае уничтожения, разрушения взимание налога прекращается с того месяца, в котором они были уничтожены или разрушены.

За строения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких граждан, налог уплачивается каждым собственником в зависимости от причитающейся ему доли. Если строение находится в совместной собственности, то налог на имущество уплачивается каждым в равных долях.
^ Налог на средства водно-воздушного транспорта взимается в зависимости от мощности двигателя (в л.с. или кВт мощности) в процентах от минимального размера оплаты труда, действующего на дату начисления налога. Так, для вертолетов, самолетов, теплоходов - 10% ММОТ с каждой л.с. или 13,6% - с каждого кВт мощности, для яхт и катеров - соответственно 5 или 6,8%, для мотосаней, моторных лодок - 3 или 4,1%.

Налог на транспортные средства исчисляется ежегодно по состоянию на 1-е января на основании сведений, представляемых в налоговые органы инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляю-щими регистрацию транспортных средств. За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.
Законодательством установлены льготы по налогам на имущество физических лиц . От уплаты налогов на все виды имущества освобождаются Герои Советского Союза и РФ, кавалеры ордена Славы, инвалиды, участники войны, лица, подвергшиеся воздействию радиации, военнослужащие и др. Налог на строения не уплачивается пенсионерами, гражданами, выполнявшими интернациональный долг в странах, где велись боевые действия; родителями и супругами военнослужащих и госслужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; деятелями культуры и искусства - на строения, используемые исключительно в качества творческих мастерских. От уплаты налога на транспортные средства освобождаются граждане, имеющие моторные лодки с мощностью двигателя не более 10 л.с. или 7,4 кВт. Граждане, имеющие право на льготы, должны подтвердить это право необходимыми документами.

^ Уплата налогов предусмотрена равными долями в два срока - не позднее 15-го сентября и 15-го ноября. Для граждан, своевременно не привлеченных к уплате налогов, налоги должны быть исчислены не более чем за три предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. За просрочку гражданами платежей налогов начисляется пеня в размере 0,7% с суммы недоимки за каждый день просрочки.

^ Налог на недвижимость

Проектом Налогового кодекса предусмотрена постепенная замена земельного налога, налогов на имущество предприятий и на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость , ставки, льготы и порядок уплаты которого будут определяться местными органами представительной власти.

^ Объектом обложения данным налогом являются рассматриваемые как единый имущественный комплекс земельные участки с находящимися на них зданиями, строениями, сооружениями (в том числе подземными), жилыми и нежилыми помещениями (в том числе и объекты незавершенного строительства), а также доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой собственности.

^ Льготы по налогу на недвижимость установлены для органов власти, Центробанка, бюджетных организаций, не преследующих в своей деятельности извлечения прибыли; религиозных организаций, иностранных представительств и международных организаций, физических лиц в пределах социальной нормы жилья.

Ставки его пока не установлены. Уплата предполагается в два срока равными долями до 31-го мая и 30-го ноября.

^ Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, был введен с 1992г. как один из федеральных налогов, поступления от которого полностью зачисляются в местные бюджеты. В соответствии с проектом нового Налогового кодекса он отнесен к числу местных налогов.

Плательщиками этого налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним в порядке наследования (по закону или по завещанию) и дарения.

^ Объектами наследования и дарения являются: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах; автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий; паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизаци-онных счетах физических лиц; земельные участки, стоимость имущественных и земельных долей (паев); валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налог взимается при условии выдачи нотариусами свидетельства о праве на наследство или удостоверения ими договора дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает:

На день открытия наследства по проекту Налогового кодекса 1000-кратный установленный законом размер ММОТ, в 1996-1997 г. был 850-кратный размер;

На день удостоверения договора дарения 100-кратный размер ММОТ (был 80-кратный размер).

При этом налог берется с наследников независимо от государственной пошлины, уплачиваемой за нотариальное оформление наследования и дарения.

^ Ставки налога на имущество, переходящее в порядке наследова-ния , в 1996-1997 гг. исчислялась в следующих размерах:

Ставки налога на имущество, переходящее в порядке дарения , в 1996-1997 гг. были установлены в следующих размерах:

В новом Налоговом кодексе даны только общие рекомендации:

“Не допускается устанавливать налоговые ставки при наследовании выше: 10 процентов - для детей, супругов, родителей; 20 процентов - для дедушек, бабушек, братьев, сестер и внуков, а также других наследников по завещанию; 30 процентов - для других наследников.

Не допускается устанавливать налоговые ставки при дарении выше: 10 процентов - для детей или родителей дарителя; 30 процентов - для других налогоплательщиков.

Допускается установление прогрессивных налоговых ставок.”
^ Льготы по налогу . Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, не взимается со стоимости имущества, переходящего другому супругу; со стоимости жилых домов (квартир) с наследников, если они проживали совместно с наследователем или дарителем; со стоимости имущества, переходящего от лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей; со стоимости имущества, переходящего инвалидам I и II групп; со стоимости транспортных средств, переходящих в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Не являются плательщиками по данному закону сотрудники дипломатических и консульских представительств и других международных организаций.
^ Исчисление налога физическим лицам, проживающим на территории РФ, и вручение им платежных извещений производятся налоговыми органами в 15-дневный срок со дня получения соответствующих документов от нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия; налог ими уплачивается в трехмесячной срок после получения извещения. Исчисление налога физическим лицам, проживающим за пределами РФ, и его уплата осуществляются до получения этими лицами документа о праве собственности на имущество.

Налог исчисляется со стоимости имущества, переходящего от каждого конкретного наследователя в собственность наследнику в зависимости от причитающейся ему доли.

При получении физическим лицом в дар имущества, принадлежащего на праве совместной собственности нескольким физическим лицам, а также при дарении физическим лицом имущества в совместную собственность нескольким физическим лицам налог исчисляется со стоимости имущества, соответствующей доле, причитающейся каждому одаряемому от каждого из дарителей, по ставке, определяемой в зависимости от степени родства дарителя и одаряемого и стоимости этого имущества.

Если физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственность имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.

В случае необходимости налоговые органы могут на основании письменного заявления плательщика предоставить рассрочку или отсрочку уплаты налога на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, но не более чем на два года с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сбербанке РФ.

^ Налог с розничных продаж

Налог с розничных продаж является новым для России, впервые разработан в рамках нового Налогового кодекса РФ.

Его плательщиками являются предприятия, организации и предприни-матели, реализующие населению в розничной (мелкооптовой) торговле на территории соответствующего города (района) товары, операции по реализации которых признаются объектом налогообложения. Из-под налогообложения выведены только хлеб, молоко, детское и диабетическое питание, детские товары и лекарства. Власти на местах, однако, могут расширять перечень социально значимых товаров и освобождать их от обложения налогом с продаж.

^ Налоговые ставки установлены в размере 10% от стоимости товаров для алкогольной продукции и предметов роскоши стоимостью свыше 15 млн.руб. и 5% - для всех остальных товаров. Ставки применяются к стоимости товаров, включающей НДС и акцизы . Сумма налога предъявляется к оплате покупателям сверх цены товара, указанной на ярлыке, и проставляется отдельной строкой на кассовом чеке.

Сумма налога, подлежащего уплате налогоплательщиком по итогам каждого отчетного или налогового периода, определяется как результат сложения всех сумм налога, предъявленных за этот период и полученных от покупателей при оплате ими приобретаемых у этого налогоплательщика товаров.

В целях контроля за правильностью уплаты налога налогоплательщики обязаны вести учет продажи товаров с помощью кассовых аппаратов.

^ Гостиничный налог

Гостиничный налог уплачивают гостиницы, пансионаты, мотели и прочие заведения, предоставляющие физическим лицам (клиентам) за плату помещения или места временного проживания. Он взимается в размере 5% от стоимости услуг без НДС. Льготы по налогу устанавливают местные органы власти (например, для отдельных категорий физических лиц или для ведомственных гостиниц).

^ Сумма налога предъявляется к оплате клиенту вместе с общей стоимостью оплаты услуг, но выделяется в расчетах отдельной строкой.

Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком по итогам каждого отчетного или налогового периода, определяется как результат сложения всех сумм налога, предъявленных за этот период и полученных от клиентов при оплате ими приобретаемых у этого налогоплательщика услуг.

^ Курортный сбор

Налогоплательщиками признаются физические лица, пребывающие в курортную местность, за исключением следующих лиц: не достигших 16-летнего возраста; являющихся пенсионерами по возрасту или за выслугу лет; являющихся инвалидами, а также физических лиц, сопровождающих инвалидов в курортную местность; прибывающих в курортную местность в служебную командировку, на учебу или для постоянного проживания; прибывающих в курортную местность по путевкам (курсовкам) в санаторий, дом отдыха, пансионат (городок, базу отдыха); следующих по плановым туристским маршрутам туристско-экскурсионных предприятий (организаций), а также совершающих путешествия по маршрутным книжкам.

^ Объектом налогообложения и налоговой базой признается прибытие физических лиц в курортную местность. Перечень курортных местностей определяется правительством.

^ Размер сбора устанавливается нормативным правовым актом о сборе, принимаемым представительным органом местного самоуправления, и не может превышать 50% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

^ Уплата сбора производится налогоплательщиком по месту его временного проживания (пребывания) в курортной местности в порядке и сроки, установленные нормативным актом о сборе, принимаемым представительным органом местного самоуправления. При этом при перемене места проживания (пребывания) в пределах одной курортной местности сбор повторно не уплачивается.

^ Местные лицензионные сборы

Налогоплательщиками местных лицензионных сборов являются предприятия и физические лица, приобретающие в уполномоченных местных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательст-вом Российской Федерации, на ведение на территории города, района лицензируемых видов деятельности. К таким видам деятельности относятся, например, торговая и предпринимательская, проведение лотерей, аукционов.

^ Объектом налогообложения и налоговой базой является приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории города, района такой деятельности.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере, не превышающем 100-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда. Конкретный размер лицензионного сбора устанавливается представительными органами местного самоуправления.

Местный лицензионный сбор уплачивается налогоплательщиком самостоятельно до получения лицензии на осуществление соответствующей деятельности. Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности, налогоплательщик уплачивает местный лицензионный сбор отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в лицензии.

^ Суммы местных лицензионных сборов поступают в доход бюджета за счет которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензиро-вания деятельности.

^ Суммы уплаченных налогоплательщиком местных лицензионных сборов относятся на затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг).

Налог на использование местной символики

Этот налог аналогичен соответствующим государственному и региональ-ному налогам. Под местной символикой подразумевается использование изображений памятников истории и (или) архитектуры, видов города или местности и иных подобных объектов, отдельных существенных элементов, мотивов или сюжетов герба города (района) или иного местного символа.

^ Максимальный размер налоговой ставки не может превышать 3% объема выручки от реализации товаров с использованием местной символики. Конкретные размеры налоговых ставок устанавливает представительный орган местного самоуправления. Допускаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков, товаров и (или) их покупателей.

Литература


  1. Налоги. Учеб. пособие / Под ред. Д.Г.Черника. Изд-е 3-е. М., 1997.

  2. Окунева Л.П. в России. Учеб. пособие. М., 1996.

  3. Волкова Н.Д. и др. Налоговая система в России. Учеб. пособие. М., 1996.

  4. Тимофеева О.Ф. Налоговая система России: настоящее и будущее. Налоговый кодекс. М., 1996.

  5. Юткина Т.Ф. Основы налогообложения. Сыктывкар, 1995.

  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. 1999.

  7. Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 (ред. от 27.12.95 г.) “О налоге на добавленную стоимость”

  8. Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 (ред. от 31.12.95 г.) “О налоге на прибыль предприятий и организаций”

  9. Закон РФ от 06.12.91 N 1993-1 (ред. от 07.03.96 г.) “Об акцизах”

  10. Закон РФ от 13.12.91 N 2030-1 (ред. от 22.08.95 г.) “О налоге на имущество предприятий”

  11. Закон РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 (ред. от 27.12.95 г.) “О плате за землю”

  12. Закон РСФСР от 17.12.91 N 1998-1 (ред. от 04.08.95 г.) “О подоходном налоге с физических лиц”

  13. Инструкция Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35 (ред. от 01.09.95 г.) “По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”

  14. Закон РФ от 09.12.91 N 2003-1 (ред. 27.01.95 г.) “О налогах на имущество физических лиц”

  15. Закон РФ от 12.12.91 N 2020-1 (ред. от 27.01.95 г.) “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”

В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ дается определение сбора. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными организациями, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Плательщик (юридическое и физическое лицо) платит взнос, который является лишь одним из условий совершения юридически значимых действий, а с точки зрения чиновника юридически значимым действием является любое его действие, независимо от результата. Таким образом, этот взнос взимается государственным органом или его представителем «по праву сильного», без экономического обоснования.

Первоначально устанавливаются общие положения (принципы), на основе которых определяются налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые базы и ставки федеральных, региональных и местных лицензионных сборов.

Конкретный порядок и условия уплаты для федеральных лицензионных сборов определяются законодательством Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами. Для региональных сборов конкретный порядок и условия уплаты определяются законом, принимаемым законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации. Для местных лицензионных сборов порядок уплаты на территории местного самоуправления устанавливается решением представительного органа местного самоуправления.

Налогоплательщиками федеральных лицензионных сборов признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в уполномоченных федеральных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации, на ведение на территории Российской Федерации лицензируемых видов деятельности или на осуществление определенных прав.

Налогоплательщиками региональных лицензионных сборов признаются организации, приобретающие в уполномоченных региональных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации, на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых видов деятельности.

Налогоплательщиками местных лицензионных сборов признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в органах местного самоуправления специальное разрешение (лицензию) на право ведения на территории местного самоуправления отдельных видов деятельности.

Перечень видов деятельности, лицензии на которые имеют право выдавать уполномоченные федеральные органы и органы местного самоуправления, устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о лицензировании.

Налоговая база для установления федерального, регионального и местного лицензионного сбора определяется исходя из конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию, и установленного федеральным законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Объектом налогообложения и налоговой базой признается приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, на территории города, района лицензируемых видов деятельности или определенных прав.

Внесение изменений в лицензию при уплате регионального и местного лицензионного сбора приравнивается к выдаче новой лицензии.

За выдачу федеральных, региональных и местных лицензий на осуществление установленных законодательством о лицензировании видов деятельности взимается лицензионный сбор в размере, не превышающем 10-кратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Конкретный размер лицензионного сбора для региональных сборов устанавливается органом власти субъекта Российской Федерации, а для местных лицензионных сборов - решением представительного органа местного самоуправления. За выдачу дубликата лицензии налогоплательщик уплачивает 50% суммы федерального и регионального лицензионного сбора, подлежащей уплате.

Все лицензионные сборы уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно до получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности, налогоплательщики уплачивают все (федеральные, региональные и местные) лицензионные сборы отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в лицензии, и в тот бюджет, за счет которого содержится уполномоченный на выдачу такой лицензии орган. Уплаченный лицензионный сбор возврату нс подлежит.

Типовая форма налоговой декларации и порядок ее заполнения устанавливаются налоговой службой по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Контрольные вопросы

  • 1. Что понимается под сбором?
  • 2. Кто является плательщиком сборов?
  • 3. Как определяется налоговая база?

Официальное, законодательно закрепленное определение лицензии - это «разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю», а лицензирование - это «мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий» (ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998г.).

Лицензия является ненормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, дающего юридическому или физическому лицу право на осуществление определенной деятельности в течение конкретного срока, указанного в лицензии.

Лицензирование - одно из средств государственного регулирования экономической и социальной деятельности, осуществляемой юридическими и физическими лицами в сферах, затрагивающих государственные, общественные и частные интересы. В тех сферах, где действует система лицензирования, правомерной признается только разрешенная соответствующими лицензиями деятельность; нелицензированная деятельность незаконна уже в силу одного лишь факта отсутствия лицензий.

Лицензирование является комплексным правовым институтом.

В своей основе его образуют нормы административного права (процедура рассмотрения заявлений о выдаче лицензий, надзор за соблюдением законодательства, относящегося к соответствующему виду деятельности и т.д.). Далее, это нормы гражданского права (в частности, о праве лица заниматься лицензируемой деятельностью).

Нормы финансового права регулируют отношения по поводу внесения лицензиатами в бюджет установленных платежей, а также по планированию поступления и распределения лицензионных платежей как источников доходов бюджетной системы.

Перечень лицензируемых видов деятельности установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Названный закон уточнил правовые категории, относящиеся к лицензированию, процедуру лицензирования, юридические последствия соблюдения и несоблюдения требований и условий выдачи лицензий, финансовые аспекты лицензионной деятельности и т.д. Весьма существенно следующее обстоятельство. Закон упорядочил практику внедрения и осуществления института лицензирования, имея в виду, что до принятия Закона как федеральные исполнительные органы, так и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления произвольно вводили системы лицензирования, устанавливали лицензионные сборы, исходя из ведомственных или местнических соображений и т.д.


В дальнейшем перечень лицензируемых видов деятельности, установленный Федеральным законом от 25 сентября 1998г., может изменяться (расширяться или сужаться) также федеральными законами. До настоящего времени перечень лицензируемых видов деятельности постоянно расширяется. В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» названо 208 видов лицензируемой деятельности.

Каждый конкретный вид лицензируемой деятельности регулируется специальным положением, утверждаемым ПравительствомРФ.

В соответствии с законодательством в лицензионной практике имеется четыре вида платежей. Во-первых, это плата за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий.

Для получения лицензии соискатель лицензии в числе других документов представляет в лицензирующий орган документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение этим органом заявления соискателя.

Максимальный размер этой платы не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством. Конкретные размеры платы за рассмотрение заявления соискателя устанавливаются Правительством РФ.

Плата за рассмотрение заявления соискателя зачисляется в бюджет: федеральный, субъекта Федерации или местный - в зависимости от подчиненности органа, рассматривающего заявление. Во-вторых, это лицензионный сбор.

Лицензиат, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому выдана лицензия, обязан внести лицензионный сбор. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.

Размер лицензионного сбора устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, но максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Лицензионные сборы зачисляются в соответствующие бюджеты - федеральный, субъекта Федерации или местный - в зависимости от подчиненности лицензирующего органа.

В-третьих, это плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии и внесение в него изменений (в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения; изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя).

Размер названной платы устанавливается Правительством РФ. Он не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом. Суммы платы зачисляются в соответствующие бюджеты. В-четвертых, это плата, вносимая юридическими и физическими лицами за информацию, содержащуюся в реестрах лицензий. Такого рода информация является открытой для названных лиц. Заинтересованные юридические и физические лица вправе получить указанную информацию в виде выписок о конкретных лицензиатах. Органам государственной власти и местного самоуправления информация предоставляется безвозмездно. Плата за предоставление информации не может превышать затраты лицензирующего органа на подготовку соответствующей выписки. Порядок и размер платы за предоставление такого рода информации устанавливается Правительством РФ. Лицензионные платежи поступают в соответствующие бюджеты, а не на счета лицензирующих органов. Такая конструкция имеет своей целью исключить какую-либо имущественную выгоду лицензирующих органов от осуществляемой ими деятельности и предотвратить возможные злоупотребления с их стороны. В соответствии со ст.16 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» финансирование лицензирования проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.

Выплаты лицензионных сборов сводятся к тому, что на реализацию в какой-либо сфере деятельности должна быть предоставлена лицензия. Это разрешение, которое выдаётся индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам государственными/муниципальными органами для занятий какой-либо деятельностью.

В Гражданском кодексе уточняется, что коммерческие организации и предприниматели могут осуществлять свою деятельность с того времени, как будет произведена государственная регистрация, однако некоторые виды из определённого законом перечня обязательно требуют лицензии, то есть особого разрешения. К подобным типам деятельности относятся те, реализация которых способна нанести ущерб законным интересам, правам и здоровью населения, безопасности государства, культуре народов страны.

Регуляция лицензирования нормами права

Лицензирование является правовым институтом комплексного характера, объединяющим нормы нескольких правовых разновидностей. Например, гражданское право влияет на формирование перечня подлежащих лицензированию видов деятельности, которые находятся в исключительном ведении федерального закона. Значительная часть данного института регулируется административным правом (процедура подачи и рассмотрения заявления о вручении лицензии, ведение реестра, контролирование соблюдения надлежащих требований, порядок аннулирования, приостановления или возобновления лицензий, ответственность за осуществляющуюся без лицензии предпринимательскую деятельность и т.д.).

Финансовые правовые нормы контролируют такие отношения, которые возникают в связи с уплатой лицензии соискателями, направившими заявление о её предоставлении, переоформлении или выдаче подтверждающего документа и т.д. Также осуществляется регулирование процедуры распределения платёжных поступлений в системе государственного бюджета, являющихся его источниками дохода на разных уровнях. Что такое лицензионный сбор, интересует многих.

Участники отношений

В лицензионных отношениях принимают участие:

Соискатель, то есть ИП или юридическое лицо, которое обращается в соответствующий орган с заявлением о выдаче ему лицензии;

Лицензирующие органы, к которым относятся федеральные органы исполнительной ветви власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, имеющие полномочия по лицензированию каких-либо видов деятельности;

Лицензиат - ИП или юридическое лицо, которое получило лицензию.

Характеристика лицензионных сборов

Процедура предоставления лицензии на определённые виды деятельности закреплена в целом перечне нормативных актов. Главное место в этом ряду принадлежит ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нём закреплён список подлежащих лицензированию видов деятельности, его принципы на территории страны, полномочия соответствующих органов, типы и размеры сборов и других платежей, выплата которых определяет действия органов лицензирования. В данном законе перечисляются следующие виды лицензионных сборов.

За рассмотрение поданного соискателем заявления плата составляет триста рублей. Выплачивается она ещё до того, как заявление о выдаче лицензии подаётся в соответствующие органы. Документ с подтверждением факта оплаты нужно приложить к остальным документам, поданным вместе с заявлением. Каков размер лицензионного сбора за выдачу лицензий?

Выдача документа

За получение лицензии - одна тысяча рублей. Выплачивается сбор после принятия решения о предоставлении соискателю разрешения. После того как документ, подтверждающий оплату, предъявлен, в течение трёх дней выдаётся подтверждение наличия лицензии. Если не оплатить данный сбор за три месяца, то лицензию могут аннулировать. Если соответствующий орган выявит какие-либо нарушения условий и требований лицензионной деятельности, то он может приостановить действие документа на конкретный срок (не больше полугода), за который нужно эти нарушения устранить. За то, что действие лицензии возобновляется, дополнительная плата не требуется.

Дубликат документа

За дубликат документа, который подтверждает существование клиента.

Если соискатель желает получить копию, то за это с него взимается дополнительная плата, составляющая десять рублей. Лицензионный сбор (алкоголь) рассмотрим ниже.

Доступ к информации

За доступ к информации, которая содержится в лицензионном реестре.

Лицензирующий орган всегда ведёт список выданных, аннулированных или приостановленных лицензий. Сведения, содержащиеся в нём, являются открытыми и могут выдаваться заинтересованному лицу в трёхдневный период в виде выписки. За получение такой информации нужно заплатить десять рублей. Государственным и муниципальным структурам выдача таких сведений производится бесплатно.

Переоформление

За переоформление свидетельствующего о наличии лицензии документа.

Если произошло какое-либо изменение названия юридического лица, его преобразование или же были утеряны документы, подтверждающие выдачу лицензии, то лицензиату нужно не позже, чем через пятнадцать дней, подать заявление. Переоформление производится в продолжение десяти дней с оплатой, составляющей сто рублей.

Кто устанавливает размер?

Специфика закона состоит в том, что он устанавливает определённые размеры местных лицензионных сборов. Действующее до этого законодательство высчитывало размер данных платежей в максимальном количестве минимальных размеров трудовой оплаты, указывая при этом, что конкретная сумма должна быть постановлена в положениях Правительства РФ о порядке лицензирования каких-либо видов деятельности. При этом уточняется, что последние утверждаются Правительством РФ.

Осуществляют лицензирование или федеральные органы исполнительной ветви власти, или те же органы на уровне субъектов РФ.

Специфика некоторых видов лицензионных сборов.

Куда проводится уплата лицензионного сбора?

Муниципальные органы исполнительной власти не наделяются Законом правом лицензирования каких-нибудь видов деятельности. Но в некоторых случаях они могут производить лицензирование, к примеру, связанное с продажей алкогольной продукции в розницу, деятельности в сфере образования и т.д. Существует перечень определённых видов деятельности, на которые положения этого Закона не влияют:

  • кредитные организации;
  • защита государственной тайны;
  • деятельность бирж;
  • оборот и производство алкогольной продукции, этилового спирта и т.п.;
  • таможенное дело;
  • деятельность нотариусов;
  • область страхования;
  • деятельность в сфере образования;
  • деятельность профессионалов на рынке ценных бумаг.

Данные виды деятельности и порядок их лицензирования, размеры выплат сборов и других платежей определяют специальные нормативные акты. Так, п.7 ст.33 ФЗ от 13.01.1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» утверждает, что выдачу лицензии на право вести деятельность в области образования осуществляет государственный орган управления в данной сфере или муниципальный, если имеет соответствующие полномочия.

ФЗ от 22.11.1995 г. разделяет виды деятельности в области производства и оборота алкогольной продукции на лицензируемые федеральными органами исполнительной власти или соответствующими органами субъектов РФ. При этом совокупность сборов переводится в тот бюджет, который содержит орган лицензирования. Плательщиками при этом выступают те организации, которые подали заявления для получения такой лицензии. Размер лицензионного сбора конкретизируется в зависимости от того, каким видом деятельности со спиртосодержащей продукцией занимается лицо.

Лицензия на алкоголь

Так, разлив, реализация, хранение алкоголя - пятьсот минимальных размеров оплаты труда, или МРОТ; экспорт данной продукции - сто МРОТ; импорт, реализация оптом - от одной тысячи до пятнадцать тысяч МРОТ. Выплаты данного сбора осуществляются каждый год. Соискатель должен выплатить его до того, как подаст заявление. Если орган лицензирования решает выдать лицензию, то сбор является выплаченным за первый год её действия. В том случае, если в лицензии отказали, то, если сбор был уплачен, он возвращается, исключая расходы на рассмотрение заявления (три МРОТ). Соискатели и лицензиаты обязательно проверяются каждый год на наличие у них требуемых условий для осуществления данного вида деятельности. За это взимается такая плата, которая покроет затраченные средства, однако сумма должна быть не более пятидесяти МРОТ. Если лицензию нужно переоформить или выдать новую вместо потерянной, то плата равна размеру сбора за новую лицензию. Если возобновляется действие лицензии, которая была приостановлена, то плата не требуется. Также существуют лицензионные сборы на оружие.

Лицензия в сфере образования

Проанализируем ещё один пример - лицензирование деятельности в образовательной сфере. Его осуществляет Министерство образования, государственные органы, управляющие образованием субъектов РФ и муниципальные органы, если у них имеются соответствующие полномочия. Условием, при котором предоставляется лицензия, в данном случае считается оплата её соискателем расходов органа лицензирования на осуществление экспертизы и изготовление лицензионного бланка. Цель проведения экспертизы - установить, соответствуют ли условия образовательного процесса, предлагаемые соискателем лицензии, санитарно-гигиеническим нормам, требованиях строительных правил и т.п. Размер расходов зависит от того, сколько было затрачено на выплаты лицам, проводящим экспертизу в качестве членов экспертной комиссии, на их командировки, приготовление бланка и других расходов и затрат, которые установлены на законодательном уровне.

Лицензионный сбор за выдачу лицензии мы рассмотрели.

Распределение сборов в бюджет

Стоит отметить, что оплата лицензионного сбора поступает в соответствующий бюджет, который определяется тем, какой орган исполнительной ветви власти (муниципальный, региональный или федеральный) производит лицензирование. Кроме того, возможно и другое распределение средств. К примеру, платежи за лицензирование лиц, занимающихся нотариальной деятельностью, идут в муниципальный бюджет в соответствии с местом работы нотариуса, хотя данный вид лицензируется органами юстиции субъектов РФ. Вообще сама сущность лицензионных сборов довольно противоречиво отражается в законодательстве. Все они должны быть обязательными платежами, которые входят в налоговую систему РФ, однако соответствующие статьи Налогового кодекса ещё не действуют. На деле же в систему сборов РФ включаются только некоторые лицензионные платежи. Также стоит отметить, что последние могут взиматься только за те виды деятельности, которые находятся в перечне подлежащих лицензированию.

Лицензионный сбор за оружие

Квитанцию на оплату можно взять в отделе лицензионно-разрешительной работы (ОЛР) при УВД по месту жительства.

Лицензия и разрешение будет выдано после оплаты пошлины по ставке, установленной законом. Для гражданского лица такой сбор не будет выше МРОТ.

Лицензионный сбор — плата за лицензию, выдаваемую уполномоченными государственными органами на ведение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Лицензионный сбор появился в Европе в начале XIX в. Исторически является развитием специальных промысловых , возникших в эпоху корпоративной регламентации промыслов из ранее существовавших концессионных платежей казне и лицензий пошлинного характера. В одних государствах эти лицензии за немногим исключением исчезли, в других – с введением свободы промыслов – их число увеличилось. Специальные промысловые сборы в форме лицензий приобрели большое значение во Франции и особенно в Великобритании.

Во Франции к числу лицензий принадлежали сборы: с предприятий, изготовляющих подакцизные напитки, с фабрикантов и торговцев растительным маслом, с фабрикантов игральных карт, с иностранных сахарозаводчиков, с транспортных предприятий и т.д.

В Великобритании лицензионный сбор собирался с нотариусов, адвокатов и других судебных должностных лиц, оценщиков, аукционистов, разносчиков и т.д. Облагалась деятельность пивоваров, винокуров, фабрикантов сладких вин, виноторговцев оптовиков, мелких торговцев, владельцев гостиниц, пивных баров, харчевен, которые владели одним видом промысла. В государственное казначейство поступали лицензионные сборы только с пивоваренного и винокуренного промыслов, а остальные – в кассы органов местного управления. Подобные лицензионные правила существовали в США.

В Германии также практиковались лицензии и сборы концессионного характера, отчасти скрытые под названием , отчасти включаемые в разряд штемпельных сборов.

Лицензионный сбор – это оплата, взимаемая страной с экспортера или импортера, дающая право на законный ввоз-вывоз товара. Перед оплатой лицензионного сбора заключается двухсторонний договор о законности ввозимого-вывозимого товара. Также, лицензионный сбор взимается с компаний или же индивидуальных предпринимателей, претендующих на определенный вид деятельности на территории государства.

Каждый из видов деятельности, который подразумевает перед собой получение лицензии, несет за собой обязательный лицензионный сбор со стороны государства, на территории которого вид деятельности будет осуществляться. Все финансовые рамки лицензионного сбора регулируются нормами финансового права. Перечень всех видов деятельности, требующих прохождения процедуры лицензирования и оплаты лицензионного сбора, указываются в государственном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Таким образом, вся процедура лицензирования проходит по четко указанным в законодательстве страны нормам и осуществляется специальными исполнительными органами.

Процедура выдачи лицензии предусматривает перечень следующих действий:

  • подача заявления на осуществление вида деятельности (внесение изменений), требующего лицензирования;
  • принятие заявления контролирующими и исполнительными органами;
  • оплата лицензионного сбора;
  • выдача необходимых документов (лицензий) на определенный вид деятельности.