Домой /  Интернет / ИКТ: Словарь терминов. Информационно-коммуникативные технологии Глоссарий по икт

ИКТ: Словарь терминов. Информационно-коммуникативные технологии Глоссарий по икт

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Роль ИКТ в современном обществе

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования.

Чем же это так опасно?

В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

В заключение

Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества - общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.

Государственная академия наук

Российская академия образования

Институтинформатизацииобразования

Толковый словарь

терминов понятийного аппарата информатизации образования

Москва, 2009

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2009. – 96 c.

ISBN 978-5-904572-01-3

Разработано в Учреждении Российской академии образования «Институт информатизации образования» (ИИОРАО).

Составители:

И.В. Роберт – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,

Т.А. Лавина – доктор педагогических наук, профессор.

В работе над созданием словаря принимали участие сотрудники ИИО РАО:

Данилюк С.Г., д-р техн. н.; Козлов О.А., д-р пед. н.; Мухаметзянов И.Ш., д-р мед. н.; Павлов А.А., д-р техн. н.; Романенко Ю.А., д-р техн. н.; Сердюков В.И., д-р техн. н.; Босова Л.Л., к. пед. н.; Ежова Г.Л., к. пед. н.; Касторнова В.А., к. пед. н.; Мартиросян Л.П., к. пед. н.; Прозорова Ю.А., к. пед. н.; Усенков Д.Ю.

В толковый словарь включено более 200 терминов понятийного аппарата новой отрасли педагогической науки (информатизация образования). Понятийный аппарат информатизации образования является результатом 20летних исследований научной школы, сложившейся в ИИО РАО. Особенностью толкового словаря является наличие в нем (для всех терминов) библиографических ссылок на источники, которые были использованы при формулировке терминов.

Издание адресуется научным сотрудникам, учителям, преподавателям учреждений профессионального образования, специализирующимся в области информатизации образования, а также всем специалистам сферы образования, деятельность которых связана с созданием и использованием средств информационных и коммуникационных технологий для образовательных целей.

Электронная версия толкового словаря выставлена на сайте ИИО РАО: http://www.iiorao.ru

Автоматизация обучения – обучение, при котором часть рутинных функций, выполнявшихся ранее преподавателем, передается автоматическим устройствам, реализующим возможности информационных и коммуникационных технологий .

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебновоспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждени-

ем (системой образовательных учреждений) – поддержание заданной степени комфорта деятельности работника сферы образования на базе использования средств информационных и коммуникационных технологий в процессе ведения делопроизводства в образовательном учреждении, а также в профессиональной деятельности учителя-предметника, методиста, органи-

затора учебно-воспитательного процесса. Основные функции средств информационных и коммуникационных технологий в процессе автоматизации информационной деятельности в образовательном учреждении и организационного управления процессами документооборота: об-

щая обработка документов, их верификация и оформление; локальное хранение документов; обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге; дистанционная совместная работа пользователей над документом; поддержка «безбумажного» общения между пользователями с их рабочего места; различные виды информационного взаимодействия по телекоммуникациям; персональная обработка данных и документов, в том числе дистанционная, средствами телекоммуникаций; коллективная обработка данных, документов средствами телекоммуникаций; обмен информацией между базами данных; использование распределенного информационного ресурса; объединение электронной и вербальной коммуникаций; ведение персональных баз данных, в том числе удаленного доступа; ввод/вывод данных или фиксиро-

ванных форм документов. С редства информационных и коммуникационных технологий в процессе автоматизации информационной деятельности учреждения обеспечивают: информаци-

онную поддержку современных методов ведения делопроизводства в образовательном учреждении, в том числе документооборота; оперативность принятия управленческих решений с возможностью дистанционного оповещения о принятых решениях; оперативное планирование, проектированиеиуправлениеучебно-воспитательнымпроцессом.

Автоматизированная обучающая система (АОС) – компьютерная эргатическая система ,

предназначенная для оптимизации процесса обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий на основе автоматизации процессов управления деятельностью обучаемого .

Автоматизированная система лабораторного практикума – комплекс технических и про-

граммных средств, обеспечивающих проведение лабораторных работ и экспериментальных исследований непосредственно с физическими объектами и (или) математическими, информационно-описательными, наглядными моделями, представленными на экране ЭВМ .

Автоматизированная система управления (АСУ) – система управления любым объектом, реали-

зующая возможности информационных и коммуникационных технологий, в которой человек принимаетнепосредственноеучастие .

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – комплекс технических, программных и методических средств, обслуживающих рабочее место пользователя, обеспечивающий осуществление информационной деятельности, информационного взаимодействия и доступ к ин-

формационным ресурсам .

Администратор базы данных – лицо или группа лиц, занимающихся текущим управлением базой данных и отвечающих за технологию ее работы. Основные функции: обеспечение надежности функционирования, поддержание целостности, обеспечение санкционированного доступа, реструктуризация, актуализация данных и пр. Инструмент управления – специальное программное обеспечение .

Администратор информационной компьютерной сети – лицо или группа лиц, занимающихся теку-

щим управлением сети и перспективой ее развития. Основные функции: обеспечение надежности функционирования сети, определение и выдача адресов и паролей доступа, обеспечение взаимодействия сдругимисетями, взаимодействиесадминистраторамибазыданныхи пр. Инструментуправления– системасетевогоуправления.

Администратор системы – лицо, управляющее информационной системой, взаимодействующее с пользователями, обеспечивающее надежность ее функционирования. Часто исполь-

зуют сокращение «сисадмин», от англ. system administrator .

Алгоритмизация процесса обучения – описание процесса на языке математических символов с целью составления алгоритма; это описание отображает элементарные акты процесса, их последовательность и взаимосвязь. Для осуществления алгоритмизации процесса обучения необходимо:

1) расчленить процесс обучения на элементарные акты, применительно к которым можно дать математическое описание;

2) выявить соотношения, описывающие элементарные акты процесса обучения, которые объединяются в систему;

3) описать взаимосвязь между этими актами.

Эти этапы представляются в виде алгоритма, описанного определенным образом. Алгоритмический процесс можно описать словесно, блок-схемой, логической схемой или графсхемой в зависимости от особенностей самого процесса .

Аналоговое представление (используется в аналоговых ЭВМ) – представление непрерывно изменяющейся определенной физической величины другой, также непрерывно изменяющейся величиной (например, какой-либо механической величины током или напряжени-

ем) .

Аналого-цифровое преобразование – преобразование сигналов из аналоговой (непрерывной)

формы в цифровую .

Аналоговое электронное моделирование – метод моделирования при помощи аналоговой ЭВМ, использующейаналоговоепредставление.

Асинхронная передача данных – способ передачи и метод извлечения данных из непрерывного потокасообщенийсзадержкойповремени.

База данных (БД) – поименованная, целостная совокупность данных, которая отображает состояние объектови их отношений вданнойпредметнойобласти. БДобеспечиваетиспользование одних и тех же данных в различных приложениях, допускает решение задач планирования, проектирования, исследования, управления. Функционирование БД обеспечивается системой управления базами данных (СУБД). Базой данных иногда называют организованный набор фактов из какой-либо предметной области, информацию, упорядоченную в виде набора элементов записей одинаковой структуры. Для обработки записей используются специальные программы, позволяющие их упорядочить, делать выборки по указанному правилу (правилам) .

База знаний (БЗ) – организованная совокупность знаний, представленная в форме, которая допускает автоматизированное использование этих знаний на основе реализации возможностей информационных технологий. Базой знаний иногда называют совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной области знания, хранящихся в памяти ЭВМ, объем которых необходим и достаточен для решения заданного круга теоретических или практических задач. В системе управления БЗ используются

методы искусственного интеллекта, специальные языки описания знаний, интеллектуальный интерфейс. База знаний содержит не только конкретные факты, но и описание общих закономерностей (например, предметной области). База знаний используется в приложениях искусственного интеллекта для решения задач в определенной области .

Банк данных (БД) – совокупность массивов информации длительного хранения, как правило, организованных в библиотеки данных, а также программно-технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление, корректировку и использование .

Брандмауэр (firewall) – барьер (программный и/или аппаратный) между двумя информационными сетями, позволяющий устанавливать только авторизованные межсетевые соединения .

Браузер (browser, web-браузер) – программное обеспечение, позволяющее пользователям просматривать HTML-документы, а также получать доступ к файлам и программному обеспечению, связанным с этими документами. Созданные изначально с целью просмотра и навигации документов всемирной паутины (WWW), web-браузеры стирают границы между локальными и удаленными ресурсами, предоставляя пользователям доступ как к документам локальной машины, так и к документам, расположенным в сетях Intranet/Internet. Для браузеров основной является концепция гиперссылок, которые позволяют перемещаться между документами. Большинство браузеров способны скачивать и перемещать файлы, просматривать новостные группы, отображать графику, встроенную в документы, проигрывать аудио- и видеофайлы, связанные с документами, выполнять код небольших программ (например, Java-апплетов или ActiveX-компонент), внедренных в документы .

Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образо-

вания – организованный и инициированный администрацией школы (методистоморганизатором информатизации образования) процесс, осуществляемый в условиях ин- формационно-коммуникационной среды школы, направленный на стимулирование повышения профессионального уровня работников школы соответствующего профиля в области реализации основных направлений информатизации образования, в целях оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий .

Возможности средств информационных и коммуникационных технологий:

незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами информационных и коммуникационных технологий, определяющая реализацию интерактивного диалога , который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе – нагляд-

ное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса;

компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» – представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу;

архивирование , хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторе-

ния фрагмента или самого эксперимента;

автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управле-

ния учебнойдеятельностьюиконтролярезультатовусвоения.

Возрастные ограничения пользования компьютером

нальным компьютером в зависимости от возраста, позволяющая не нанести вреда его здоровью

Всемирная мультимедийная среда – World Wide Web (WWW) – всемирная распределенная информационная среда, содержащая разнообразную информацию (в том числе мультиме- диа-компоненты web-страниц), обладающая определенными возможностями распределенной базы данных, хотя и не предполагающая наличие единой структуры хранящейся информации. WWW обеспечивает наиболее удобный и универсальный сервис всемирной сети, реализующий прежде всего информационный аспект Интернета, но также активно вытесняющий (заменяющий) практически все остальные сервисы (в том числе чисто коммуникационные). Основами Web являются использование высокостандартизированного единого пользовательского интерфейса на основе поддерживающего технологию гипертекста языка HTML, применение универсального и легкого для освоения непрофессионалами клиентского программного обеспечения (браузеров) и использование протокола HTTP, обеспечивающего необходимые функции для реализации загрузки требуемых ком-

понентов web-страниц на клиентский компьютер для просмотра в браузере и поддержку гипертекстового механизма .

Геоинформационные системы (ГИС) – это инструменты для обработки пространственновременной информации (обычно привязанной к некоторой части земной поверхности) и используемые для управления ею. Геоинформационные системы в общем случае представляют собойнетолькоинформационныесистемыдлягеографии(геологии, геодезии), ноимеютболее широкое значение и применение. Приставка «гео» означает использование «географического», т.е. пространственногопринципаорганизацииинформации.

Геоинформационные технологии – совокупность методов и приемов практического использования достижений геоинформатики для манипулирования пространственно-временными данными, их сбора, представления и обработки, в том числе анализа. Геоинформационные технологии возникли на стыке географии, информатики, теории информационных систем и картографии с привлечением общенаучных методов познания (в частности, системного подхода) в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время геоинформационные технологии становятся междисциплинарным интегрирующим средством, позволяющим объединять и изучать любые пространственно-временные и темати-

ческиеданные.

Гипермедиа – гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов (текст, иллюстрации, звук, видеоипр.) .

Гиперссылка – ссылка от одного электронного информационного объекта к другому (например, из текста к примечанию или элементу списка литературы, из одной энциклопедической статьи к другой). Специальные пометки в тексте распознаются программой (браузером), которая осуществляет переход к указанному фрагменту данного текста или к другому файлу, расположенному в общем случае на другом компьютере. Гиперссылки расставляет разработчик текста в соответствии с требованиями браузера .

Гипертекст (Hyper-Text) – технология обработки информации, обладающая методом организации данных, который характеризуется следующим: в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами установлены именованные связи, являющиеся указателями; на экране компьютера помещается участок текста, где объекту соответствует визуальная пометка, которой могут служить специально выделенные в тексте слова и окна, содержащие всю или часть информации о данном объекте; эта информация, в свою очередь, может содержать текст, в котором имеются слова, относящиеся к тем или иным объектам, и указатели на другие объекты и (или) соответствующие окна. Гипертекст появился в начале 60-х гг. ХХ в. и описывал систему, позволяющую получить доступ к любым зафиксированным в системе текстовым данным. При этом в таких системах имелась возможность создания собственной взаимосвязи между различными частями данных. Распространение этого подхода с текстовых данных на доступные ныне в ПЭВМ другие виды данных – графические, звуковые, видео и т.п. – определяет современное представление системы Гипермедиа

(Hyper-Media) .

Глобализация современного информационного общества, развивающаяся на базе информа-

ционных и коммуникационных технологий, в настоящее время проявляется в следующих тенденциях: международное разделение труда; международное инвестирование в экономику различных стран; создание научно-производственных сообществ, разрабатывающих международно значимые проблемы и задачи, решение которых инициирует развитие на- учно-технического прогресса одновременно в нескольких странах мира; информатизация (на основе глобальной коммуникации) разработок специалистов международных объединений в области науки, техники, бизнеса, производства товаров массового потребления и т.п.; создание значимых в мировом масштабе политических объединений (политическая

глобализация); социальное разделение (поляризация) стран мира по уровню их материального благосостояния .

Глобальные критерии – критерии, оказывающие существенное влияние на всю систему оценки качества. Несоответствие глобальному критерию, как правило, приводит к отрицательной экспертной оценке .

Декларативный способ представления информации характеризуется тем, что основная часть информации представляется в виде статической совокупности фактов, которыми можно манипулировать с помощью набора универсальных процедур .

Дефиниция – краткое определение, описывающее существенные и отличительные признаки предметов, или раскрывающее значение соответствующего термина. Дефиниция не охватывает описание предмета с исчерпывающей полнотой, а является краткой характеристикой его сущности иопределения его четкихграниц .

Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности) – констатация при-

чин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев .

Диалоговый режим – режим прямого взаимодействия между человеком и компьютером, компьютерами в сети или между компьютером и периферийным устройством, при котором связь между взаимодействующими системами не прерывается. Часто называется режимом on-line .

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) .

Дозирование учебного материала – основа программированного обучения, используется при выявлении алгоритма построения прикладной (в том числе обучающей) программы .

Доменное имя – присвоенное сайту уникальное имя, позволяющее однозначно идентифицировать сайт в сети Интернет и обратиться к его содержимому (контенту ). Доменные имена назначаются (регистрируются) соответствующими организациями, отвечающими за формирование структуры World Wide Web в данном регионе.

Адрес сайта представляет собой уникальный цифровой номер (IP – Internet Protocol ), состоящий из четырех чисел от 0 до 255 (байтов), записываемых через десятичную точку. Для удобства цифровому имени может быть сопоставлено доменное имя (DNS – Domain Name System ), обычно также состоящее из нескольких частей, записываемых через точку, например:

www.<название_организации>. <тип_подсети>

<логин_пользователя>. <имя_сервера>.<страна>,

где www – обозначение принадлежности к сервису World Wide Web (обычно характерно для так называемых «доменных имен первого уровня»); <тип_подсети> – условное обозначение (сокращение), указывающее характер сайта: com – коммерческий, org – государственной организации, net – службы и сервисы поддержки работы сети Интернет, edu – образовательные ресурсы и пр.; <страна> – общепринятое сокращение названия страны, в которой зарегистрировано данное доменное имя: ru – Россия, us – США, ua – Украина и т.д.; <имя_сервера> – доменное имя сервера, на котором располагается данный сайт (второй из указанных примеров формата доменного имени характерен для размещения множества сайтов на одном сервере и носит название «доменного имени второго уровня»), <название_ организации> и <логин _пользователя> – части доменного имени, обеспечивающие его индивидуальность.

Хранение базы данных, определяющей соответствие доменных имен (DNS), присвоенных компьютерам в сети Интернет цифровым адресам (IP), и определение требуемого для обращения к сайту IP по введенному пользователем DNS осуществляется на специальных серверах (DNS-серверах ), образующих «матрешечную» иерархическую структуру, адекватную структуре доменных имен: всемирный DNS-сервер (БД имен стран) Æ региональные DNS-серверы (БД имен городов) Æ городские DNS-серверы (БД имен в пределах города). Такая структура позволяет ускорить поиск требуемого IP: если задан местный DNS, достаточно обращения к городскому DNS-серверу, иначе последний сам обращается к более вышестоящему DNS-серверу (региональному или всемирному).

Адрес отдельной web-страницы (URL – Uniform Resource Locator ) обычно включает в себя указание используемого протокола (обычно http:// – протокол HTTP), доменное имя сайта, а также, возможно, путь и имя этой страницы. При указании в качестве адреса только доменного имени сайта выполняется загрузка имеющейся в его составе головной страницы с именем index.htm (index.html ) .

Здоровьесберегающая информационно-коммуникационная образовательная среда – спе-

циально организованные условия информационного взаимодействия образовательного назначения в образовательном учреждении, ориентированные на сохранение, формирование и развитие индивидуального здоровья участников педагогического процесса, на формирование у обучающихся эффективной модели социальных связей и навыков позитивной коммуникации .

Извлечение знания – методы и способы поиска, отбора, концентрации всех видов знаний .

ИКТ-компетентность учителя – обладание ИКТ-компетенцией .

ИКТ-компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и

в деятельностном аспектах научно-педагогические знания и умения в области:

реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания учебных дисциплин;

осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационных сетей;

психолого-педагогической и содержательно-методической оценки качества электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебнометодических комплексов, всостав которых они включены;

предотвращения возможных негативных последствий использования средств информационных и коммуникационных технологий вобразовательном процессе;

автоматизации обработки результатов учебного эксперимента;

Краткий словарь терминов

по информационным технологиям

Алгоритм - совокупность четко сформули­рованных правил, определяющих последова­тельность решения тех или иных задач за конеч­ное число шагов.

Аппаратные средства - электронное и ме­ханическое оборудование в компьютерной тех­нике (в отличие от компьютерных программ). В обиходе аппаратные средства порой называют "компьютерное железо".

АРМ - автоматизированное рабочее место, оснащенное комплексом устройств, позволяю­щих автоматизировать часть выполняемых ра­ботником производственных операций. Основу любого АРМ составляет компьютер.

База данных - совокупность больших объ­емов (массивов) информации, хранение и обра­ботка которых осуществляются с помощью ком­пьютерной техники.

Байт - наименьший элемент компьютерной памяти объемом 8 бит.

Бит - минимальная единица информации, принимающая значение 0 или 1.

Блок-схема - графическое описание алго­ритма, выполняемое с помощью геометрических фигур.

Браузер - компьютерная программа, пред­назначенная для работы с ресурсами сети Ин­тернет (WWW - всемирной расширяемой се­тью). Средство навигации и просмотра Интер­нет-ресурсов. Наиболее популярные браузеры: Internet Explorer и Netscape Navigator.

Буфер - рабочая область оперативной па­мяти компьютера, используемая для кратковре­менного хранения информации.

Быстродействие компьютера (производи­тельность) - количество элементарных опера­ций типа сложения, вычитания, пересылки и т.п., выполняемых за 1 с.

Видеокарта (видеоадаптер, видеоплата) - электронное устройство, обеспечивающее вывод цифровой информации - графического изоб­ражения и текста - из компьютера на монитор.

Видеопамять - составная часть электрон­ного компьютерного устройства (видеоадаптера), которая служит для хранения видеоизобра­жения.

Виртуальная реальность - новая техноло­гия опосредованного информационного взаи­модействия, реализуемая с помощью комплекса мультимедиасредств. У оператора возникает ил­люзия присутствия и взаимодействия с экран­ным стереоскопическим миром, созданным спе­циально написанными и представленными с по­мощью электронной техники и средств инфор­мационных технологий компьютерными про­граммами.

Вирус (компьютерный) - специально напи­санная компьютерная программа, которая может создавать свои копии, сохраняющие способ­ность дальнейшего распространения (необяза­тельно полностью совпадающие с оригиналом), и внедрять их в другие программы, файлы, сис­темные области компьютера, компьютерные сети и т.п. в основном с целью нарушения их нор­мальной работы или повреждения. Термин впер­вые появился в 1984 г., хотя сами вирусы были созданы значительно раньше.

Всемирная расширяемая сеть - WWW (World Wide Web ) - совокупность мощных компьютер­ных ресурсов сети Интернет, на которых находит­ся постоянно обновляемая мультимедиаинформация, связанная между собой гипертекстовыми ссылками. Всемирная расширяемая сеть позво­ляет осуществлять поиск, получение новой и представление собственной информации в Ин­тернете. WWW открывает огромные возможности как по объему и видам представления информа­ции, так и по массовому приобщению людей к всемирным информационным ресурсам.

Вычислительная техника - совокупность технических устройств, предназначенных для работы с большими объемами информации; си­ноним понятия "компьютерная техника".

Генератор случайных чисел - возможность компьютера (аппаратная или программная), поз­воляющая генерировать (создавать) случайную, непредсказуемую последовательность вывода информации на экран монитора.
Гиперссылка - информационная ссылка, построенная по цепному (иногда иерархическо­му или сетевому) принципу, которая позволяет переходить на различные уровни информации в различных ее видах и в различной степени по­дробности по желанию пользователя.

Графический планшет - устройство плос­кой формы для создания и редактирования ри­сунков, а также для черчения, рисования и элек­тронного дизайна, используемое вместе со спе­циальными компьютерными программами (гра­фическими приложениями). Перемещение спе­циального указателя по поверхности графичес­кого планшета ведет к воспроизведению соот­ветствующих изображений на мониторе.

Графопостроитель - устройство вывода данных на бумагу в графическом виде.

Данные - информация, используемая ком­пьютером.

Джойстик - игровой манипулятор с кнопка­ми, предназначенный для игр или учебных симуляторов; различается по форме и функциям.

Диалог - режим взаимодействия пользова­теля с компьютером (см. интерактивный режим).

Дигитайзер - см. графический планшет.

Диск - устройство для хранения информа­ции и работы с ней (носитель информации) с магнитным или другим покрытием. Может быть встроен в аппаратную часть компьютера (см. же­сткий диск).

Дисковод - устройство для работы с дис­ком, считывающее, стирающее и записывающее информацию на диск.

Дисплей - см. монитор.

Дистанционное обучение - целенаправлен­ный процесс интерактивного взаимодействия обучаемых и обучающих между собой на основе использования информационных и коммуника­ционных технологий, не привязанный к располо­жению взаимодействующих в пространстве и времени и реализуемый с применением мульти-медиатехнологий по специальным дидактичес­ким системам.

Драйвер -специальная программа для обеспечения взаимодействия компьютера с уст­ройствами, подключаемыми к нему; например, драйвер принтера, драйвер клавиатуры и т.п.

Емкость памяти - максимальный объем хранимой информации, измеряемой в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах и т.д.

Жесткий диск - устройство для хранения информации и работы с ней, встроенное в ком­пьютер.

Жидкокристаллический экран - устройство для отображения информации, созданное на ос­нове жидких кристаллов. В большинстве своем применяется в переносных портативных ком­пьютерах. Отличается отсутствием явлений излу­чения и электромагнитных полей, присущих обычным мониторам.

Запоминающее устройство - одно из ос­новных устройств компьютера, которое исполь­зуется для записи, хранения и выдачи необходи­мой пользователю информации.

Запуск программы - команда (действие) пользователя для загрузки компьютерной про­граммы.

Звуковая плата - устройство, которое обес­печивает вывод звуков, например, в компьютер­ных играх, обучающих программах и т.п. на акус­тические колонки, а также цифровую запись с микрофона или любого акустического устройства.

Имя файла - совокупность символов (букв), по которой можно определить нужный файл; после имени ставится точка, а далее следует его расширение. Например, SETUP.EXE. Здесь имя - SETUP, а расширение файла - ЕХЕ.

Инсталляция - установка компьютерной программы и подготовка к работе по ней - кон­фигурирование (согласование) оборудования-Обычно инсталляция производится путем запуска программы с именем Install или Setup, что приво­дит к копированию ее в целом или частично на жесткий диск для дальнейшего использования.

Интерактивный режим - взаимодействие пользователя с компьютером, при котором опе­ратор получает на каждое свое действие адек­ватный ответ со стороны ПЭВМ.

Интернет - глобальная компьютерная сеть, объединяющая с помощью телефонных, спутни­ковых и оптоволоконных каналов пользователей компьютеров во всем мире. В сети Интернет со­держится огромный объем доступной и постоян­но обновляющейся мультимедийной информа­ции практически по всем областям человеческой деятельности, а также широкий спектр различ­ных услуг, начиная от электронной почтовой связи до продажи и покупки товаров.

Интернет-технологии - совокупность мето­дов, приемов, способов поиска, обработки, со­здания, передачи, обновления и хранения муль­тимедийной информации на основе использова­ния сети Интернет.

Интерфейс - тип соединения (связи) между двумя различными устройствами, обеспечивающий их взаимодействие электрическими, меха­ническими и программными средствами. Аппа­ратно-программный стандарт подключения к компьютеру внешних устройств.

Интерфейс пользователя - вид его взаимо­действия с компьютером в интерактивном режи­ме на основе использования комплекса аппарат­ных и программных средств. Например, графи­ческий интерфейс предполагает использование компьютерных программ с графическим отоб­ражением процесса и результатов взаимодейст­вия человека и компьютера. Подобным интер­фейсом обладает, к примеру, операционная си­стема Windows.

Информатика - комплекс наук о различных аспектах работы с информацией. В школе - об­разовательный компонент Базисного учебного плана, включенный в образовательную область "Математика" ("Основы информатики и вычис­лительной техники").

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией, методикой и практикой разработки и оптималь­ного использования современных информаци­онных технологий для решения психолого-педа­гогических целей образования.

Информационная культура - понимание места, роли и взаимоотношения человека и ин­формации, ее функций и значения в жизни и взаимодействии людей, владение средствами информационных технологий; умение работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потреб­ностей; морально-нравственная позиция и отно­шение человека ко всему, что связано с инфор­мацией и информационными технологиями.

Информационные технологии - современ­ные виды информационного обслуживания раз­личных сфер человеческой деятельности, орга­низованные на базе компьютерной техники и средств связи. В образовании информационные технологии часто отождествляются с технологи­ями изучения и применения компьютерной тех­ники в решении образовательных задач.

Информация - сведения о чем-либо, пред­ставленные в различных видах (текст, графика, звук и т.д.). Информация всегда связана с мате­риальным носителем, а ее передача - с затра­тами энергии.

Искусственный интеллект - одна из новей­ших наук, появившихся во второй половине XX в. на базе компьютерной техники, математической логики, программирования, психологии, лингви­стики, нейрофизиологии и других отраслей зна­ний. Объектом ее исследований являются мета­процедуры, используемые при решении человеком интеллектуальных (творческих) задач с це­лью создания их программно-аппаратных моде­лей, позволяющих применять компьютерную тех­нику для постановки и решения сложных задач.

Каталог - совокупность программ, файлов, папок, расположенных в определенных иерар­хических системах.

Кибернетика - область знаний, занимаю­щаяся изучением общих свойств процессов и комплексов управления в живых и неживых си­стемах.

Кликнуть - сленговое выражение, обозна­чающее действия по нажатию кнопок мыши.

Коды - команды, из которых состоят ком­пьютерные программы. Это могут быть команды языков программирования высокого или низко­го уровней или просто числа.

Компилятор - транслятор (технический пе­реводчик), обеспечивающий перевод содержа­ния программы, написанной на алгоритмичес­ком языке, в совокупность машинных команд для их дальнейшего выполнения компьютером.

Комплект учебной вычислительной техники (КУВТ) - набор компьютерной техники, имеющей характеристики, удовлетворяющие психолого-пе­дагогическим, эргономическим, техническим и другим требованиям, выполнение которых обес­печивает качественное преподавание и безопас­ность для здоровья учащихся и преподавателей.

Компьютер - электронное устройство для программированной обработки данных, начало применения которого относится к 50-м гг. XX столетия.

Компьютерная визуализация изучаемого процесса - наглядное его представление или моделирование на мониторе, в том числе скры­тых от наблюдателя явлений, в развитии, вре­менном и пространственном движении на осно­ве возможности интерактивного режима работы с компьютером.

Компьютерная визуализация учебной ин­формации - наглядное представление на экра­не компьютера объекта, его составных частей или их моделей во всевозможных ракурсах и де­талях, а при необходимости демонстрация внут­ренних взаимосвязей и составных частей изуча­емого объекта.

Компьютерная техника - совокупность (комплекс) электронных (аппаратных) средств для работы с информацией.

Контроллер ввода-вывода - устройство для обработки информации, поступающей в ком­пьютер при перемещении мыши, нажатии кла­виш на клавиатуре, а также для корректировки сведений, выводимых из компьютера на мони­тор, и т.п.

Контроллер жестких дисков - устройство, управляющее работой дисковода с лазерными дисками (CD-ROM).

Контроллер флоппи-дисков - устройство, управляющее работой дисковода для гибких флоппи-дисков.

Корзина - папка, специально выделенная для условного, промежуточного удаления программ перед их полным (окончательным) выводом или восстановлением по решению пользователя.

Кэш-память - электронное устройство, обеспечивающее работу быстродействующей памяти компьютера, предназначенной для того, чтобы сбалансировать разницу между скоростью работы процесса и оперативной памяти.

Лазерный диск - носитель диаметром 12 см, на который записывается мультимедиаинформация в объемах, значительно (в сотни раз) превы­шающих возможности гибкого диска; записанная информация считывается с помощью луча лазера в специальном устройстве (CD-ROM).

Лазерный принтер - устройство, печатаю­щее на бумаге текст и изображения на основе применения лазерного луча, который воздейст­вует на специальный красящий порошок.

Листинг - распечатка текста или сам текст программы, выведенный на экран.

Локальная вычислительная сеть - сово­купность компьютеров, объединенных между собой в пределах небольшой территории (здание школы, центра детского творчества и т.п.) для выполнения единых или различных задач.

Материнская (системная) плата - устройст­во, которое объединяет все компоненты компью­тера и обеспечивает их согласованную работу.

Матричный принтер - устройство вывода информации на бумагу ударного действия, печа­тающее текст и изображения с помощью стер­женьков (иголок), которых обычно бывает от 9 до 48, и красящей ленты. Впервые введен в 1954 г. японской корпорацией Epson.

Машинная графика - процесс создания изображений на основе комплекса разнообраз­ных программных средств, используемых для формирования, преобразования и вывода в ви­зуальной форме информации на монитор, гра­фопостроитель, принтер и т.п.

Микропроцессор - электронное устройство, выполненное в виде интегральной схемы, за­ключенной в герметичный корпус.

Моделирование - процесс построения мо­дели на экране компьютера.

Модель - аналог (схема, структура, знако­вая система, копия) оригинала, служащий для хранения и расширения знания о нем, преобра­зования или управления им.

Модем (сокращение от словосочетания "мо­дулятор- демодулятор") - устройство, пред­назначенное для преобразования дискретных сигналов (изолированных друг от друга, например цифровых, которые применяются в работе ком­пьютера) в непрерывные и обратно для передачи их по линии телефонной связи. Применяется в сети Интернет и может характеризоваться скоро­стью работы, измеряемой в килобитах в секунду.

Монитор - устройство для отображения различной информации на экране.

Мультимедиа - интеграция аудиовизуаль­ной информации, которая может быть представ­лена в различной форме (текст, графика, рисун­ки, анимация, музыка, видеофрагменты и т.д.) на основе интерактивного диалога.

Мультимедиа-приложение - компьютерная мультимедийная программа.

Мультимедиа-технологии - совокупность методов, приемов, способов создания, обработ­ки, хранения, передачи аудиовизуальной ин­формации. Позволяют пользователю работать в интерактивном режиме, обеспечивающем воз­можность выбора нужной линии развития пред­ставляемого сюжета или ситуации.

Мышь - устройство для ввода информации в компьютер, позволяющее перемещать и пре­образовывать объекты на экране.

Накопитель на магнитном диске - устрой­ство для ввода-вывода информации (см. диско­вод).

Ноутбук - портативный переносной ком­пьютер с жидкокристаллическим экраном.

Обучающие программы - компьютерные программы, специально разработанные для ис­пользования их в процессе обучения.

Он-лайн (on-line) - от английского "на ли­нии" - диалоговый, интерактивный режим ра­боты пользователя с компьютером в локальной сети или сети Интернет в данный момент. Состо­яние (режим работы) модема, когда он поддер­живает связь с другим модемом.

Оперативная память - служит для хранения текущей, часто меняющейся информации в про­цессе решения задачи. Любая программа, пол­ностью или частично загруженная в оператив­ную память, полностью стирается при выключе­нии компьютера.

Операционная система (ОС) - комплекс программ, предназначенных для управления процессом обработки информации в компьюте­ре и обеспечивающих интерфейс (взаимодейст­вие) с ним пользователя. Примером операцион­ной системы являются ОС Windows, Dos и др.

Основы информатики и вычислительной тех­ники (ОИВТ) - название общеобразовательного курса, введенного в учебный план отечественной школы в 1985 г. В настоящее время "Информа­тика".

Отладка - процесс поиска и исправления ошибок в компьютерной программе.

Отличительные особенности компьютерной техники - особенности, присущие только ей как техническому средству обучения (ТСО). Напри­мер: диалоговый, интерактивный режим работы, функция выбора случайных величин, возмож­ность построения моделей и работы с ними, универсальность, обеспечение работы в сети Ин­тернет и т.п.

Память - устройство компьютера, служащее для хранения информации и программ. Объем памяти измеряется в байтах, килобайтах, мега­байтах и т.д.

Папка - область диска, предназначенная для хранения и систематизации других дирек­тивных папок.

Параллельный порт - служит для подклю­чения принтера, сканера и внешних накопителей (дисководов) - см. порт.

Педагогическое программное средство - прикладная компьютерная программа, предназ­наченная для использования в учебно-воспита­тельном процессе.

Пентиум - торговая марка процессора ком­пании Intel, наиболее часто используемого в на­стоящее время при производстве персональных компьютеров. В нем используется технология ММХ, улучшающая работу мультимедиа-прило­жений. В 1997 г. началось производство про­цессора Пентиум II, который содержит около 8 млн. транзисторов и в настоящее время рабо­тает на тактовых частотах 233, 266, 300, 350, 400, 450 и 500 МГц. С 1999 г. начат выпуск про­цессора Пентиум III, обладающего еще больши­ми возможностями, с тактовой частотой 450 МГц и выше.

Периферийные устройства - подключаются к компьютеру и служат для ввода-вывода ин­формации, а также как средства для дополни­тельной внешней памяти.

Персональная электронная вычислительная машина (ПЭВМ) -устаревшее название персо­нального компьютера (см. компьютер).

Поисковый сервер - см. служба поиска.

Пользователь - лицо, использующее в сво­ей деятельности компьютерную технику.

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) - содержит информацию, которая записывает­ся на предприятии-изготовителе компьютера и остается неизменной независимо от режима его работы и используемых программ.

Постоянная память - часть внутренней памяти компьютера, предназначенная для хране­ния постоянной информации (см. ПЗУ).

Представление знаний - способ формаль­ного выражения всех видов знаний (для машин­ной обработки), который используется в систе­мах искусственного интеллекта.

Прикладное программное обеспечение - пакеты прикладных и библиотека стандартных программ.

Прикладное программное средство (ППС) - прикладная компьютерная программа (может быть пакет прикладных программ), предназна­ченная для решения конкретной (частной) зада­чи пользователя. Синоним - прикладной про­граммный продукт (ППП).

Принтер - печатающее устройство для вы­вода информации из оперативной памяти ком­пьютера на бумагу, пленку, ткань, конверты и т.п. в виде текста, графики, изображений. По прин­ципу печати различают матричные, струйные, светодиодные, лазерные, сублимационные принтеры, по изображению - черно-белые и цветные. Основные качественные характеристи­ки (принтера): разрешение печатаемых изобра­жений, скорость печати (страницы в минуту), стоимость печати одной страницы.

Порт - разъем для подключения к компью­теру внешних устройств.

Порт для подключения инфракрасных уст­ройств (инфракрасный порт) - служит для под­ключения беспроводных периферийных уст­ройств, действует аналогично пульту дистанци­онного управления для телевизора.

Порт последовательной универсальной ши­ны (USB ) - к нему можно подключить цепочкой до 127 внешних устройств, среди которых могут быть принтеры, сканеры, мышь, джойстики и т.д.

Последовательный порт - к нему подклю­чаются модем, мышь и некоторые другие уст­ройства.

Провайдер - организация-поставщик ком­муникационных услуг, услуг доступа к сети Ин­тернет или иным глобальным сетям по телефон­ным линиям.

Программа (компьютерная) - описание процесса обработки информации на символиче­ском языке, определяющее последовательность действий компьютера.

Программирование - процесс создания программ.

Программная совместимость - возмож­ность работы компьютера по программе, напи­санной для другого компьютера.

Программное средство учебного назначе­ния - выполняет роль педагогического в кон­кретной предметной области.

Производительность - одна из основных качественных характеристик компьютера (см. быстродействие).

Программно-методический комплекс - со­вокупность компьютерных программ и методи­ческих средств их реализации в процессе препо­давания определенного учебного предмета, те­мы, раздела.

Прокрутка - перемещение текста (обычно по вертикали) на экране монитора.

Протокол передачи файлов (FTP ) - опреде­ленные настройки (правила работы) компьютер­ной программы, которая позволяет пользовате­лю получать из сети Интернет необходимые ему файлы из других компьютеров и отправлять по сети свои файлы.

Процессор - основная электронная часть компьютера (микросхема), в которой осуществ­ляется управление его работой и непосредствен­ное преобразование данных. Помимо централь­ного процессора обычно есть и другие, выпол­няющие вспомогательные функции, например клавиатурный процессор, который контролирует нажатие клавиш, процессор графического уско­рителя, повышающий скорость вывода изобра­жения, и т.п.

Рабочий стол - главная папка операцион­ной системы Windows, начальное после ее за­грузки изображение на экране монитора.

Разрешение - степень точности воспроиз­ведения изображения на экране монитора, при печати принтером или сканировании. Указывает­ся либо как два числа (число пикселов (точек) вдоль и поперек экрана или изображения), либо как число точек на единицу длины (обычно ко­личество точек на дюйм), например 1200x600, или 400 dpi.

Распознавание образов - направление, воз­никшее в рамках кибернетики и связанное с раз­работкой устройств и систем, предназначенных для распознавания неизвестных объектов, явле­ний, ситуаций, процессов. Возникло в 50-60-х гг. XX столетия. В узком смысле - распознавание образов или процесс установления, к какому классу может быть отнесен или относится данный образчик (объект) по соотнесению (сравнению) с образцом, который находится в памяти компьюте­ра. Существуют специальные компьютерные про­граммы для распознавания образов (например, для текстов - программа Finereader и т.п.).

Расширение файла - набор символов, букв (обычно из трех), по которым можно опреде­лить, к какому типу принадлежит данный файл. Расширение стоит после точки, которая, в свою очередь, ставится после имени файла. Напри­мер, текстовый файл может иметь расширение TXT, DOC, RTF; графический - JPG, BMP; зву­ковой - WAV и т.п. (см. имя файла).

Редактор - специальная (прикладная) про­грамма для работы с определенным видом ин­формации, например текстовый, графический редакторы и т.п.

Сабвуфер - отдельная акустическая система для усиления (подкачки) низких частот (басов) в объемном звуке.

Сайт - адрес (место) расположения сервера в сети Интернет. Сайтом иногда называют кон­кретную страничку в Интернете (или ее адрес).

Световое перо - устройство пространствен­ного ввода в компьютер текстовой и графичес­кой информации и дальнейшего манипулирова­ния ею.

Сервер - мощный компьютер, работающий в качестве хранилища программ и данных, ис­пользуемых другими компьютерами и в сети.

Сеть (компьютерная) - совокупность элек­тронной техники, связанной физически, про­граммно и информационно между собой с помо­щью специальных каналов связи и оборудования.

Системный блок - центральная (аппарат­ная) часть персонального компьютера.

Системное программное обеспечение - комплекс программ, обеспечивающих процесс обработки информации в компьютере.

Служба поиска - специальные компьютер­ные программы, расположенные на поисковых серверах и помогающие пользователю искать необходимую информацию в сети Интернет.

Списки рассылки - одна из возможностей сети Интернет, которая позволяет пользователю (абоненту) средствами глобальной информаци­онной сети регулярно получать интересующую его информацию в свой электронный почтовый ящик.

Средства информационных технологий - аппаратно-программные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники и коммуникационных систем, обеспечи­вающие возможность всесторонней работы с информацией.

Струйный принтер - бесконтактное устрой­ство, печатающее текст и изображения, выбра­сывая крошечные капли чернил на бумагу через микроскопические форсунки.

Такт - элементарный шаг работы компью­тера.

Тактовая частота - основная характеристи­ка процессора, влияющая на быстродействие и производительность компьютера; измеряется в мегагерцах.

Телекоммуникации - средства дистанцион­ной передачи информации и информационных ресурсов на основе применения компьютерной техники, информационных, спутниковых и опто­волоконных технологий.

Телеконференции - виртуальные клубы об­щения в сети Интернет, которые позволяют са­мому широкому кругу участников обсуждать ин­тересующие их проблемы. При этом сообщение, посланное одним участником, попадает ко всем подписчикам данной конференции.

Терминал - устройство, состоящее из кла­виатуры, мыши и монитора и связанное по кабе­лю с компьютером независимо от его местопо­ложения.

Транслятор - комплекс программ, обеспе­чивающий перевод любой из них, написанной на символическом языке, в совокупность машин­ных команд.

Удаленный доступ - соединение с любым подключенным к глобальной сети компьютером на основе использования интернет-технологий.

Ускоренный графический порт (AGP ) - предназначен для подключения соответствую­щего видеоадаптера для работы напрямую с оперативной памятью, что тем самым снижает нагрузку на процессор, значительно увеличивая скорость вывода изображения на экран.

Ускоритель трехмерной графики (30-ускори-тель) - устройство, которое аппаратно реализу­ет в компьютере функции трехмерной графики.

Устройства ввода-вывода - обеспечивают ввод информации в оперативную память и ее вывод из нее на экране монитора, принтер и т.д.

Файл - поименованная область диска. Со­вокупность однотипных данных, хранящихся в памяти компьютера или на диске. Файлом в оби­ходе называют небольшую компьютерную про­грамму.

Формат - способ организации данных при их хранении в файле. Например, графическая информация может храниться в форматах JPG, TIFF, GIF, HCX и т.п. Формат можно определить по расширению файла (см. расширение файла).

Хакер - человек, для которого изучение компьютерных систем и программ становится самоцелью. Применение им этих знаний зависит от его нравственных качеств.

Цикл - многократно повторяемая часть ал­горитма или программы.

Частота регенерации (частота кадровой раз­вертки) - количество кадров, прорисовывае­мых на экране монитора за 1 с. Минимальной частотой регенерации, согласно гигиеническим требованиям, является частота 75 Гц и выше. При этой частоте мерцание экрана является практи­чески незаметным для человеческого глаза и почти не утомляет зрение. Данная характеристи­ка важна при выборе монитора.

Частота шины - скорость передачи данных по шине, измеряемая в мегагерцах. Чем выше скорость, тем больше производительность ком­пьютера (см. шина).

Чип - одно из названий интегральной мик­росхемы.

Шина - группа проводов, по которым в ком­пьютере передаются данные.

Шлем виртуальной реальности - одно из основных устройств для вхождения в нее, снаб­женное жидкокристаллическими очками-экра­нами, стереонаушниками и трекером, отслежи­вающим повороты и наклоны головы.

Электронная почта Y-mail - средство дис­танционного доступа к информации, позволяю­щее практически моментально передавать (при­нимать) на сколь угодно больших расстояниях текст, графические изображения, аудиовидеоин-формацию. При этом абоненты в момент связи необязательно должны находиться на месте, так как сообщение будет храниться до того времени, когда будет востребовано пользователем.

Электронные конференции - см. телекон­ференции.

Юзер (от англ. " use ") - пользователь ком­пьютерной техники.

Язык (машинный) - совокупность команд, понятных компьютеру.

Использованная литература

Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999.196 с.

Богатырев А.Н., Коптелов А.В., Некрасова Г.Н. Учителю технологии (трудового обучения) о совре­менных информационных технологиях: Учебное по­собие. Киров: Изд-во ВПГУ, 1998.124 с.

Жигарев А.Н. и др. Основы компьютерной грамот­ности / А.Н.Жигарев, Н.В.Макарова, М.А.Путинцева / Под общ. ред. Н.В.Макаровой. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1987. 255 с: ил. Домашний компьютер. 1998. №12; 1999. №2-9. Информатика: Энциклопедический слозарь для на­чинающих / Сост. Д.А.Поспелов. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 352 с: ил.

Мичи Д., Джон стон Р. Компьютер-творец / Пер. с англ.; Предисл. Д.А.Поспелова. М.: Мир, 1987. 255 с: ил.

Робер И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании: Учебно-методи­ческое пособие. М.: Тип. инд. предпр. А.А.Андреева. 177 с.

Свириденко С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. 304 с: ил.

А.В.Коптелов,

  • Браузер (browser, Web-браузер) – программа для просмотра материалов в Интернет. программное обеспечение, позволяющее пользователям просматривать документы во всемирной паутине Интернет (WWW).
  • Веб (Web) 2.0. - новое поколение (дальнейшее развитие) Интернет, где главным становится взаимодействие людей, создающих новый контент (определение --Дмитрий Гавриков)Особенностью web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента (Тим О Рейсли).
  • Всемирная мультимедийная среда – World Wide Web (WWW) – всемирная информационная среда, связанных в сеть компьютеров.
  • Гиперссылка – ссылка от одного электронного информационного объекта к другому (например, из текста к примечанию или элементу списка литературы, из одной энциклопедической статьи к другой).
  • Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
  • Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы).
  • ИКТ-компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и деятельностном аспектах, научно-педагогические области: преподавание учебного предмета с использованием ИКТ; осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса с привлечением средств ИКТ; автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  • Информатизация образования – процесс обеспечения образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ.
  • Кейс-технология - вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей - тьюторов традиционным или дистанционным способом.
  • Открытое образование – система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся.
  • Сайт – набор Web-страниц, составляющих единое целое (посвященных какой-либо одной тематике, либо принадлежащих одному и тому же автору).
  • Сетевая технология - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.
  • Тьютор - методист, преподаватель или консультант-наставник, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы обучения.
  • Фасилитатор - специалист по организации и проведению групповой работы. Специалист, стимулирующий работу группы либо подгруппы при выполнении того или иного задания в процессе тренинга. Это могут быть тренер, котренер либо ассистент тренера