Домой /  Интернет / Поскольку социальный статус отражает уровень. Социальный статус. Функции семьи –

Поскольку социальный статус отражает уровень. Социальный статус. Функции семьи –

Усложнение социальной структуры общества

Падение социального статуса интеллектуального труда

Власти, образованию и престижу. Это критерии стратификации.

Исторически известны четыре основных типа социальной стратификации:

рабство, касты, сословия и классы (К.Маркс в качестве критерия деления общества на классы предлагал обладание собственностью и уровень доходов; согласно классовому подходу в каждом определенном историческом периоде выделяются свои основные классы: «рабы и рабовладельцы»; «феодалы и зависимые крестьяне»; «буржуазия и пролетариат»).

Сегодня существует много вариантов стратификационного деления общества.

В стратификационной структуре современного российского общества выделяют четыре основных слоя.

1) ВЕРХНИЙ (6% занятого населения) – элитные группы, занимающие ключевые позиции в системе

управления, экономических, силовых структурах. Это самый

образованный слой (политики, банкиры, предприниматели,

видные деятели науки и культуры…)

Уровень доходов этого слоя в 17 и более раз превышает доходы

нижнего слоя.

2) СРЕДНИЙ (16% занятого населения)- мелкие и средние предприниматели, менеджеры небольших

предприятий, фермеры, наиболее квалифицированные рабочие

Почти 60% заняты в негосударственном секторе. Уровень

образования значительно выше чем в среднем по стране.

3) БАЗОВЫЙ (66 %) - лица, занятые преимущественно в государственном секторе

экономики (рабочие, значительная часть интеллигенции,

военнослужащие, основная часть крестьянства).

Только 25% имеют высшее образование.

Уровень жизни и прежде невысокий снижается.

4) НИЖНИЙ (10%) - лица, обладающие наименьшим профессиональным и

трудовым потенциалом (уборщики, лифтеры, вахтеры,

подсобные рабочие…)

Две третьих этого слоя женщины. Характерен чрезвычайно

низкий уровень жизни.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБ-ВА

- социальная поляризация (большой разрыв между бедными и богатыми).

-размывание интеллигенции (уход из сферы умственного труда или «утечка мозгов»)

Между стратами существует социальное неравенство, которое преодолеть невозможно. Главный способ ослабления социальной напряженности – возможность перемещения из одной страты в другую.

Социальный статус -положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, происхождением и.т.д.

Виды статусов:

Статусы приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

-предписанные (даны человеку от рождения-пол, возраст, раса, национальность, происхождение)



-приобретенные (достигнутые; человек их приобретает в процессе жизнедеятельности -

профессия, семейное положение, должность..)

-смешанные (обладают признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по

желанию человека: инвалид, беженец, безработный)

Статусы, определяемые влиянием на жизнь индивида:

-основной (определяет главное в жизни человека, наиболее характерный для человека, с которым его

отождествляют другие люди или он сам; чаще всего этот статус связан с основным

местом работы-инженер, профессор, адвокат).

-неосновной (влияет на детали поведение).

В примитивном обществе было мало статусов: вождь, мужчина, женщина, муж, жена, охотник…

В современном же обществе только профессиональных статусов около 40 000, семейно-брачно-

родственных около 200 (сноха, кузина …)

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.

Поскольку социальный статус отражает уровень оценки положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями «престиж» и «авторитет».

Престиж оценка обществом значимости тех или иных позиций человека.

От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру поведения, достаточно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведения ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением о том, как следует поступать, держаться, одеваться человеку данного социального положения.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

Ролевой набор - совокупность ролей, выполняемых человеком.

Ролевой конфликт – ситуация, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями двух или более ролей (например, профессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей приходится выполнять роль матери, жены, которые, в свою очередь, предполагают широкий круг обязанностей.

Критерии социальных статусов

Социальный статус определяется многочисленными показателями, которые задаются типом социокультурной системы. В современных обществах особенно важны такие критерии, как престиж профессии, уровень доходов, продолжительность и качество образования, объем властных полномочий и размер собственности.

Для определения социального статуса индивида используются следующие направления:

  • Социально-экономическое направление изучения статуса отображается в жизненных стилях людей.
  • Социометрический аспект социального статуса предполагает ранжирование социальных групп и слоев общества на основе ряда критериев, к которым обычно относят род занятий и источник доходов, происхождения, образование, тип жилья.
  • Ролевой аспект статуса проявляется в том, что статус обобщает много социальных ролей. Под ролью понимается устойчивый шаблон поведения, включая действия, мысли и чувства человека.
  • Дистанционный аспект статуса. Социальный статус человека выражается в виде социальной дистанции между участниками общения.
  • Нормативный (оценочный) аспект статуса раскрывается в понятиях привилегий, престижа и уважения. Престиж является базовым символом социального статуса.

Престиж – это, с одной стороны, субъективная оценка и переживания своего статуса индивидом, а с другой стороны, – социальная величина, структурирует общество.

Уровни функционирования статуса в обществе

Выделяется три уровня функционирования статуса в обществе. Первый уровень подсознательно-стереотипного функционирования социального статуса.

Этот уровень включает в себя, прежде всего, те стандарты, которые формируются стихийно и которые люди не фиксируют в сознании. Сюда же включаются общественные требования, которые люди выполняют в привычном для себя режиме. В рамках этого уровня функционируют те подсознательные стереотипы, которые формируются в малых социальных группах в процессе совместной деятельности. Главное свойство этого уровня функционирования заключается в том, что люди, которые взаимодействуют, реализуют свой статус по сути автоматически; в процессе социализации эти стандарты передаются индивиду в виде образцов, то есть готовых форм поведения.

Второй уровень функционирования социального статуса связан с вербальными формами, которые обозначаются в общественных структурах в виде определенного множества регламентаций. Чтобы подчинить индивидуальную волю социальной воли, необходимые сформулированы общественные требования и их общественное санкционирование. Косвенные социальные связи также требуют вербализации норм, выполняющих функцию социальной ориентации, ведь на их основе индивид выстраивает программы своего поведения как субъект социального статуса. Именно по этим причинам происходит актуализация нормативного поведения и процесса регуляции.

Третий уровень функционирования статуса связан с институциональными факторами. Речь идет о характере социальных отношений, регулируемых социальным статусом. Институционные статусы регулируют лишь формальные отношения, потому проблемными в этом контексте возникают два измерения. Первое измерение это ценности, которые отождествляются с социальными, экономическими и политическими институтами в обществе.

В этом измерении актуализируются те общественные структуры, которые функционируют на основе легитимной системы статусов и имеют высокий уровень доверия в обществе, отражается на его стабильности. Второе измерение это уровень доверия-недоверия, который существует среди индивидов как субъектов социального статуса. Этот уровень представляет эффективность существующих общественных структур, их стабильность.

Замечание 1

Уровни межстатусного недоверия отражают проблемы и конфликты как между социальными группами или организациями, так и внутри них. В целом уровень институционального и межличностного доверия в общественной иерархии часто отражает уровень конформистской или индивидуалистического поведения, поощряется обществом.

Влияние авторитета, престижа и позиции на социальный статус

Авторитет, как и престиж, определяется как влияние личности на других людей, обусловленный социальным положением, должностью, возможностью принимать решения, то есть соотносится с представлением об определенной власть.

Кроме этого, престиж или авторитет может означать мере признания другими людьми каких-либо преимуществ личности, не обязательно связанных с ее должностью или властью. В этом случае носитель авторитета является субъектом ценностного, а не функционального отношения. Человек испытывает влияние авторитета, поскольку он является для него выразителем значимых ценностных качеств. Отсюда, социальный статус – это еще и морально-этическая проблема общения людей в форме социальных отношений.

Определение 1

«Позиция» – это социально-психологическое понятие структурно-личностного образования, которое, с одной стороны, отражает отношение личности в системе социально-психологического общения, а с другой является отражением межличностных отношений во внутренней структуре личности. Это определенная направленность активности личности, основанная на ее избирательном, осознанном отношении к людям непосредственного круга общения, общества, самого себя.

Закрепляясь в практике общественного поведения, позиция личности превращается в черты характера коммуникативные (наиболее общие и первичные, как отношение к другим) и рефлексивные (как отражение отношения к самому себе). Именно последние завершают структуру характера, обеспечивая его целостность. На этом уровне позиция личности тесно связана с более глубинными пластами психики установками, ценностными ориентациями, психическим настроем личности, оценками и самооценками.

Свойством позиции личности как выборочной активности в системе взаимоотношений является присущее человеку стремление завоевывать для себя право на определенную линию поведения, является движущей силой ее социального и психического развития. Так или иначе, позиция человека детерминируется системой ее взглядов на социальное бытие, в свою роль и статус в нем.

Формальные и неформальные группы

В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные.

Формальные группы представляют собой такие объединения людей, которые строятся на основе официальных документов: уставов, служебных инструкций, предписаний и т. д. Члены формальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархической соподчиненности (например, производственный коллектив, спортивная команда, воинское подразделение и др.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии, она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции. Формальная группа рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.

Неформальные группы возникают и функционируют спонтанно, на основе общности Интересов, целей и ценностей, личных симпатий. Отношения внутри такой группы во многом определяются индивидуальными особенностями ее членов. Стихийно складывающаяся неформальная группа (например, дворовой коллектив детей, дружеская компания и др.) не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование. Как правило, поведение членов такой группы регламентируется особыми неписаными правилами. Скрепление неформальной группы осуществляется главным образом за счет авторитета ее лидера. Формальная группа может иметь двух лидеров, как формального, так и неформального. Неформальная группа имеет только неформального лидера, который выделяется в силу личностных особенностей, способности организовывать и направлять ее деятельность, оказывать влияние на ее членов.

Деление групп на формальные и неформальные в определенной степени, условно. В любой формальной группе возникают неформальные отношения между ее членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. В одних случаях формальные и неформальные отношения усиливают и поддерживают друг друга, а в других случаях -- наоборот, противоречат друг другу и подрывают общее единство.

Социальная роль и социальный статус человека

Каждый человек, живущий в обществе, включен в различные социальные группы (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, от него ждут определенных поступков. Один и тот же человек должен вести себя по- разному в разных ситуациях. В одном случае он ведет себя как отец, в другом -- как друг, в третьем -- как работник, в четвертом -- как покупатель и т, д., т. е. выступает в разных ролях. Личность, находясь в обществе, представляет собой отражение всей совокупности отношений данного общества. Поэтому человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. К основным социальным ролям относят роли гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя и др.

Существует много различных определений понятия «социальная роль». По определению известного отечественного социолога И. С. Кона, «социальная роль -- это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе». Социальные роли обычно рассматриваются в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие. Если кто-то не играет определенной роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в конфликт с обществом. Например, родители должны заботиться о своих детях, милиционер должен пресекать нарушения общественного порядка. Если они этого не делают, то вызывают наше возмущение. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция -- социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции до своему характеру могут быть моральными, юридическими, политическими и др. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному, типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Социальный статус -- это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с полом, возрастом, профессией, происхождением, родственными связями, семейным положением, уровнем доходов, образования и т. д. Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, раса. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. Достигаемый, или приобретенный статус зависит от профессии, образования, места работы. Этот статус приобретается в результате выбора человека, его личных усилий и находится под его контролем. Таковы статусы студента, профессора, менеджера, члена политической партии и т.п.

Необходимо различать социальный и личный статусы. Если социальный статус связан с положением человека, которое он занимает в обществе как представитель большой социальной группы, то личным статусом называют положение человека в малой социальной группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером, душой компании или знатоком -- значит занимать определенное место в структуре межличностных отношений, обладать определенным личным статусом.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно существует главный статус. Это -- наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он сам себя отождествляет. Чаще всего это статус, связанный с основным местом работы (инженер, профессор, адвокат и др.). В современном обществе человек имеет возможность изменить свой статус, получая образование, проявляя деловую и научную активность.

Поскольку социальный статус отражает уровень оценки положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями «престиж» и «авторитет». Престиж - это особая категория, используемая для обозначения социальной значимости позиций, занимаемых различными группами или отдельными людьми в обществе. Престижными в обществе могут быть профессии, жилые кварталы и улицы, отдельные дома, курорты, марки автомобилей, магазины, учебные заведения, одежда от известных модельеров, другие предметы потребления. Признаки, характеризующие престижность, не всегда адекватно отражают положение человека в тех или иных группах общества. Например, может сложиться такая ситуация, когда человек обладает престижной профессией, но она не позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, или, наоборот, непрестижные профессии и род занятий позволяют человеку получать высокие доходы или какие-либо выгоды, обеспечивая ему тем самым доступ к престижным предметам потребления. Понятие «авторитет» имеет другое содержание. Оно означает признание группой или обществом в целом личных и деловых качеств членов группы или общества. Авторитет обычно отражает степень влияния отдельной личности в группе или обществе. Это личностная характеристика, которая всегда имеет отношение к вполне определенному конкретному человеку и далеко не всегда связана с престижем. Так, в политике или общественной деятельности может стать авторитетным и академик, и инженер, и рабочий.

Понятие социального статуса очень близко, к понятию социальной роли. Разница между ними заключается в основном в том, в каком контексте они употребляются. Если понятие «социальная роль» применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, т. е. к его поведению, то понятие «социальный статус» соотносится главным образом с социальной системой. Социальная роль является более дробной единицей анализа,- поскольку поведение в рамках того или иного взаимодействия зависит не только от контекста данного взаимодействия, но и от статуса, которым обладает человек в данном обществе.

Понятие "статус" пришло в социологию из юриспруденции, где оно означает правовое положение юридического лица. Развернутое социологическое обоснование этой категории было дано в работах известных американских социологов Ральфа Липтона (1893-1953), Роберта Кинга Мер ниш (1910-2003) и др.

В самом широком смысле социальный статус - это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного положения, образования, профессии, должности, характера выполняемой работы, партийной и профсоюзной принадлежности, религиозности и т.д. Совокупность всех этих статусов индивида называют "статусным набором". В статусном наборе выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом. Это наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус связан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д. Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным (приписываемым, приписанным, аскриптивным) называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и желания. Такой статус определяется полом, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, системой родства и т.д. К этому виду относятся также статусы, связанные с титулами, передаваемыми по наследству (князь, граф, барон и т.д.). Достигнутым (достигаемым) называется статус, приобретенный благодаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т.д. Этот статус предполагает свободу выбора, активность личности, ее способность принимать самостоятельные решения. В ряде случаев трудно установить вид статуса. Тогда говорят о смешанном статусе, сочетающем черты предписанного и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, безработного и др.). Следует отмстить известную условность указанного подразделения статусов, поскольку в настоящее время у человека появляется возможность изменить пол и расу с помощью медицины. Поэтому при характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются в виду биологические пол и раса в отличие от социально приобретенных. Соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества, степень их распространения могут служить важным показателем демократизма, цивилизованности данного общества. Исторический опыт показывает, что в традиционном доиндустриальном обществе преобладали предписанные статусы, которые и определяли в целом картину общественной жизни. В современном обществе, напротив, доминируют достигнутые статусы, стимулирующие социальную активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности.

От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в общественно-политической иерархии и в то же время быть аутсайдером на спортивной площадке. И наоборот, человек, не будучи руководителем, может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Иерархия может иметь место между статусными группами (межгрупповая иерархия) и между статусами индивидов в рамках одной группы (внутригрупповая иерархия). Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:

  • - когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий - в другой;
  • - когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус народного депутата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты.

  • 1. Статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые - что он должен делать.
  • 2. Статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности.
  • 3. Статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму; у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика).
  • 4. Статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.
  • 5. Статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.

Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Они выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре - существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.

Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальной роли, которая является его функцией, динамической стороной, т.е. ожидаемым поведением индивида в зависимости от его позиции в обществе.

Социальный статус - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с полом, возрастом, профессией, происхождением, родственными связями, семейным положением, уровнем доходов, образования и т. д. Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, раса. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. Достигаемый, или приобретенный статус зависит от профессии, образования, места работы. Этот статус приобретается в результате выбора человека, его личных усилий и находится под его контролем. Таковы статусы студента, профессора, менеджера, члена политической партии и т.п.

Необходимо различать социальный и личный статусы. Если социальный статус связан с положением человека, которое он занимает в обществе как представитель большой социальной группы, то личным статусом называют положение человека в малой социальной группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером, душой компании или знатоком - значит занимать определенное место в структуре межличностных отношений, обладать определенным личным статусом.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно существует главный статус. Это - наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он сам себя отождествляет. Чаще всего это статус, связанный с основным местом работы (инженер, профессор, адвокат и др.). В современном обществе человек имеет возможность изменить свой статус, получая образование, проявляя деловую и научную активность.

Поскольку социальный статус отражает уровень оценки положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями «престиж» и «авторитет». Престиж - это особая категория, используемая для обозначения социальной значимости позиций, занимаемых различными группами или отдельными людьми в обществе. Престижными в обществе могут быть профессии, жилые кварталы и улицы, отдельные дома, курорты, марки автомобилей, магазины, учебные заведения, одежда от известных модельеров, другие предметы потребления. Признаки, характеризующие престижность, не всегда адекватно отражают положение человека в тех или иных группах общества. Например, может сложиться такая ситуация, когда человек обладает престижной профессией, но она не позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, или, наоборот, непрестижные профессии и род занятий позволяют человеку получать высокие доходы или какие-либо выгоды, обеспечивая ему тем самым доступ к престижным предметам потребления. Понятие «авторитет» имеет другое содержание. Оно означает признание группой или обществом в целом личных и деловых качеств членов группы или общества. Авторитет обычно отражает степень влияния отдельной личности в группе или обществе. Это личностная характеристика, которая всегда имеет отношение к вполне определенному конкретному человеку и далеко не всегда связана с престижем. Так, в политике или общественной деятельности может стать авторитетным и академик, и инженер, и рабочий.

Понятие социального статуса очень близко, к понятию социальной роли. Разница между ними заключается в основном в том, в каком контексте они употребляются. Если понятие «социальная роль» применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, т. е. к его поведению, то понятие «социальный статус» соотносится главным образом с социальной системой. Социальная роль является более дробной единицей анализа,- поскольку поведение в рамках того или иного взаимодействия зависит не только от контекста данного взаимодействия, но и от статуса, которым обладает человек в данном обществе.

5. Этнические общности

Одним из значимых видов общностей в современном мире являются этнические общности. Слово «этнос» (греческое) обозначает племя, народ, род. Этносы представляют собой один из древнейших типов социальных общностей людей, В основе группировки людей по этническому принципу лежат:

единство языка, норм поведения, самосознания, обычаев;

одинаковость пищевых предпочтений, форм жилья, стиля одежды;

общность происхождения и культуры;

территория расселения.

Этносу, как общности, присущи специфические социальные институты - эндогамная семья (образуется при вступлении в брак представителей одного этноса), институт старейшин, культовая организация. Этносы выступают как объединения людей, их союз, солидарность.

Этническая культура включает в себя следующие социальные институты: обычай, ритуал, религию, мораль, право. Культура создает специальные механизмы для накопления и трансляции из поколения в поколение созданной этнокультурной информации. В качестве таких механизмов выступают язык, книгопечатание, библиотеки, музеи, телевидение, образование и другие каналы передачи информации. Их средствами передается наиболее значимая для этноса информация - идеалы, ценности, символы, нормы поведения и др.

Таким образом, этнос можно определить как такую общность, которая отличается специфическими культурными чертами, складывающимися на протяжении многих веков и транслирующимися через поколения.

В рамках индустриального общества выделяют два типа этнических процессов, вызванных межэтническими контактами, - те, которые происходят без изменения этнического самосознания (этнообъединительные); и те, которые вызывают его изменения (этноразделительные). К числу наиболее распространенных в настоящее время объединительных процессов относятся этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.

Этническая консолидация - это процесс внутреннего сплочения достаточно значительного по количеству этноса, при котором происходит сглаживание различий между имеющимися в нем локальными группами или объединение ранее территориально разрозненных частей. Консолидироваться могут и несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса - субэтносы.

Этническая ассимиляция - процесс, при котором ранее самостоятельный этнос (или его часть) растворяется в среде более крупного этноса. Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменением этнического самосознания, утратой языка и традиций. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран.

Этноразделительиые процессы проходят по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.

Наиболее распространенными в мире и всеохватывающими являются этнические группы, которые называют еще разными типами этносов. Они характеризуются такими особенностями, как общность генофонда, длительная история совместного существования, самопричисление субъекта к данной этнической группе. Таким образом, мы имеем дело как с биологическими, так и с социальными факторами, поэтому этнические группы называют еще социоэтническими или этносоциальными.

Первой этнической группой, пришедшей на смену первобытной орде, был род - кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой своих интересов. Объединение нескольких родов составляло племя - тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества.

Образование союзов племен сопровождавшееся усилением межплеменных связей, военные столкновения, миграция населения, возникновение классов и государств приводили к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей территориальными и к появлению новой этнической общности - народности. Народность - это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства территориальная, языковая, экономическая и культурная общность людей.

С началом Нового времени в Европе, с выдвижением на первый план товарно-денежных отношений, формированием рынка, переходом к капитализму народности превращались в нации. В отличие от народности, нация - более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубинные экономические факторы. Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен и народностей. Исторические особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, быта, традиций, географической среды накладывают отпечаток на духовный облик нации, формируют специфические черты национального характера и национального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация поднимается до осознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры, традиций, перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, своим чувством национального достоинства. Все это делает нацию уникальным историческим образованием.

Нацию обычно определяли как исторически устойчивую общность людей, характеризующуюся общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада. В настоящее время многие" ученые делают вывод, что данное определение уже не вполне соответствует современным реалиям. В основу выработки нового определения нации эти ученые считают необходимым ввести такой признак, как духовную культуру. Она является ключевым признаком нации, ядром, определяющим ее суть. Что касается общности психического склада, то она является производной от общности духовной культуры. Еще одним важнейшим компонентом -национальной общности людей является их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры. Национальное самосознание - это стержень национальной духовной культуры. Именно в самосознании нация определяет свои общие коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам.

Нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя: «это - мы», а в отношении других: «это - они». В большинстве стран мира человек сам определяет свою национальность, т. е. принадлежность к той или иной нации. Весь ход исторического развития этнических групп свидетельствует о нарастании роли социокультурных факторов в их функционировании. Современную нацию вряд ли можно вообще отнести к этническим группам.

6. Межнациональные отношения

Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя объективно существующими и друг другу противоречащими тенденциями: тенденцией к объединению наций - межнациональной интеграции, - и тенденцией к самостоятельному функционированию каждой из наций - национальной дифференциации. Объективные причины межнациональной интеграции кроются в развитии экономических связей и отношений, развертывании процессов глобализации. В ходе этих процессов нации преодолевают свою замкнутость, вступают во все более тесное взаимодействие между собой. В настоящее время зримые формы процессы интеграции приобрели в Европе, где уже 25 государств являются членами Европейского Союза. В то же время дает о себе знать и вторая тенденция.

Эти две тенденции действуют постоянно, но небесконфликтно. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, И национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных интересов могут носить политический, экономический, демографический характер.

Там, где есть национальные конфликты, всегда пышно цветет идеология национализма и шовинизма. Национализм - это психология и идеология национального превосходства, в основе которых лежит гипертрофия национального чувства. Национализм часто смыкается с идеями избранности данного народа, предопределенности его судьбы Высшими силами. При этом для обоснования идеи национального превосходства особым образом интерпретируются факты действительной истории данного народа и специфические свойства его культуры. Национализм больших наций в наиболее крайней форме проявляется в виде шовинизма (по имени французского гренадера Шовена, восторженного поклонника завоевательной политики Наполеона, сатирического персонажа популярного в XIX в. во- девиля братьев Коньяр «Трехцветная кокарда»). Шовинизм выражается в политическом, экономическом, духовном подавлении других народов, пренебрежении к их правам и национальным ценностям. Непростыми оказываются пути разрешения межнациональных проблем, но их никак нельзя разрешить исключительно силовыми, военными методами. Ничто не может заменить политического пути решения конфликтов, сколь сложным и долгим в каждом конкретном случае ни был бы такой путь.

При взаимодействии людей в многонациональном обществе легче всего в конфликтной ситуации взвалить вину за все беды на национальное меньшинство, а тому, в свою очередь, - на коренную нацию. По-видимому, гармонизация отношений между людьми в многонациональном обществе требует соблюдения таких условий, как наличие правового государства, отказ национальных меньшинств от сепаратизма, предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств. Основные принципы современной национальной политики таковы.

Гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

Это означает, во-первых, недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное неравноправие; во- вторых, уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп; в-третьих, осуждение насилия в решении национальных вопросов; в-четвертых, восстановление прав репрессированных народов.

Неприятие любых форм национального шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения, затрагивает национальные чувства людей.

Многонациональное общество является, как правило, и многоконфессиональным (латинское слово «конфессия» означает вероисповедание). Мирно ужиться и взаимодействовать в таком обществе люди могут, лишь руководствуясь принципами веротерпимости, свободы совести. Еще. в XVII в. английский философ Д. Локк в знаменитых письмах о веротерпимости выдвинул требования того, что государство должно признать свободу религии, предоставлять людям право религиозного самоопределения, не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от их принадлежности к определенной конфессии. В XVIII в. французский писатель и философ Вольтер провозглашал, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может принуждать его в вопросах веры, каждому надо разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Принцип свободы совести признается всеми современными демократическими государствами, в том числе и Россией. Важно в действительности реализовать свободу совести в отношениях между людьми. С малых лет необходимо воспитывать чувства взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями разных религий.