Домой / Осваиваем ПК / Как почистить DVD. Методы чистки лазерных приводов и дисков. Как очистить привод CD-ROM и DVD-дисков: подготовка и правила чистки Как разобратьдисковод сони сл ром от компьютра

Как почистить DVD. Методы чистки лазерных приводов и дисков. Как очистить привод CD-ROM и DVD-дисков: подготовка и правила чистки Как разобратьдисковод сони сл ром от компьютра

Методика разборки CD-привода автомагнитолы

Большинство поломок автомагнитол возникает по причине неисправностей, связанных с CD-приводом компакт-дисков. При ремонте возникает необходимость в разборке CD–привода для того, чтобы получить доступ к электронным компонентам привода.

Методика разборки/сборки CD-привода автомагнитолы с тремя двигателями уже рассматривалась на страницах сайта. Конструкция его достаточно проста.

На этот раз рассмотрим поэтапно разборку CD-привода другой конструкции. В нём применено всего два двигателя. Это несколько усложняет всю механическую часть привода, но с точки зрения рационального использования электродвигателей это, несомненно, разумный шаг разработчика.

В данной конструкции CD-механизма один двигатель выполняет две функции: загрузка/выгрузка диска и позиционирование оптического блока. Второй двигатель служит лишь для раскрутки компакт-диска.

Рассмотрим поэтапную методику разборки CD-привода.

В качестве учебной задачи поставим цель демонтировать двигатель шпинделя. Для этой, казалось бы, лёгкой задачи необходимо разобрать почти половину CD-привода автомагнитолы и убить при этом немало времени .

Для начала нужно вынуть блок CD-механизма из корпуса автомагнитолы. Делать это нужно аккуратно и стараться не повредить гибкий шлейф, который соединяет электронную часть CD-привода и основную печатную плату прибора. Шлейф лучше отсоединить на стороне CD-механизма и оставить его присоединённым к основной плате. В таком случае шлейф не будет мешать при разборке CD-привода, и этим мы убережём его от случайных повреждений.


Далее для того, чтобы получить доступ к приводу шпинделя необходимо вскрыть крышку CD-привода. С помощью пинцета отстёгиваем 4 пружины растяжения, которые закреплены между механизмом шасси и верхней рамкой.


Полностью снимать пружины нет необходимости, достаточно освободить ту часть пружин, которые непосредственно соединены с верхней крышкой. Те пружины, которые свободно снимаются с механизма лучше снять полностью и положить в надёжное место. Это исключит их потерю.

После того, как пружины сняты, выкручиваем 4 болта, которые крепят верхнюю крышку к основной части блока. Снимаем верхнюю крышку.

Теперь мы имеем доступ к прижимной планке, роль которой - фиксировать компакт-диск во время работы. Но этого не достаточно, чтобы легко извлечь двигатель шпинделя. Поэтому необходимо поднять прижимную планку. Для этого нужно с помощью пинцета снять пружину растяжения, удерживающую прижимную планку в прижатом состоянии.


Затем убираем пружину кручения. Эта пружина подталкивает прижимную планку вверх. Необходимо запомнить, как именно установлена эта пружина, иначе при сборке её установка может вызвать трудности.


После этого можно приподнять прижимную планку. Этого вполне достаточно, чтобы произвести замену двигателя шпинделя, но если требуется большая свобода движений, то ищем ещё три пружины растяжения. Две по бокам. Они прижимают пластмассовую планку.


Пружины фиксации

Ещё одна пружина фиксирует прижимную планку на основном каркасе. Если снять эту пружину, то прижимная планка легко откидывается вверх.

После этого будет обеспечен полный доступ к двигателю шпинделя.


Как правило, он крепиться к механизму шасси посредством двух маленьких болтиков. Двигатель лучше снимать вместе с установочным столиком. В основании механического шасси есть паз, который как раз и предусмотрен для того, чтобы демонтировать двигатель не отсоединяя установочный столик. При замене двигателя следует руководствоваться рекомендациями по замене двигателя в CD-приводе .


При сборке привода не забудьте установить пластиковый рычаг в паз. Если этого не сделать, то прижимная планка во время работы не будет фиксировать диск и автомагнитола работать не будет.


Приведём несколько правил, которые нужно соблюдать при разборке CD-привода.

    При разборке CD-механизма все операции необходимо производить без применения излишней силы. Если разборка происходит правильно, то все элементы механизма отсоединяются легко.

    Стоит избегать чрезмерного растяжения пружин. В спешке легко деформировать пружины растяжения. В последствие найти подходящую пружину будет нелегко.

    Все мелкие элементы: болты, пружины, пластмассовые элементы стоит помещать в отведённое место, чтобы исключить их потерю.

    Если есть возможность, то перед разборкой лучше извлечь компакт-диск из дисковода. При этом все механические части привода примут первоначальное положение. Также не стоит разбирать те части механизма, которые не требуют вмешательства. Особенно это относиться к всевозможным механизмам, в составе которых имеются пластмассовые шестерни. При сборке правильно установить снятые шестерни в нужном положении крайне трудно. Те, кто хоть раз ремонтировал сложные механические узлы кассетных автомагнитол, хорошо знают это правило.

    При сильном загрязнении CD-механизма необходимо произвести тщательную чистку всего блока. При этом оптический блок лучше снять, чтобы исключить загрязнение линзы фокусирующей системы. Для чистки можно использовать старую зубную щётку и миниатюрную кисть.

    В случае если нет опыта разборки CD-привода, то есть смысл по ходу разборки делать фотографии.

    Это поможет при возникновении непредвиденных вопросов по ходу последующей сборки. Фотографии можно делать камерой сотового телефона с разрешением 2.0 – 3.0 мегапикселя в режиме съёмки документа. Режим съёмки “документ” обладает более хорошей детализацией. Так, например, все фотографии для этой статьи сделаны с помощью камеры сотового телефона Sony Ericsson K810i.

Если после сборки CD-механизм работает неправильно, следует проверить корректность установки всевозможных пластмассовых направляющих в пазы, а также правильную установку пружин.

И, напоследок, главное правило: Не спешить!

Сегодня пыльный чулан выдал нам для исследований внутреннего мира другой носитель информации - привод для CD-ROM. Теорию об его устройстве мы уже знаем, а кто подзабыл - может почитать . А я пошел за отвертками, кусачками и плоскогубцами.

Итак: вот оно - чудо японской техники, гарантия на который истекла в 2000 году, но не удивлюсь, если этот сидюк еще живой. Но технология не стоит на месте, и его слот в компьютере давно уже занят сначала пишущим CD-ROM-ом, а потом и DVD. Не удержался, засунул булавку в технологическое отверстие для извлечения дископриемника. (А вы знали, как можно извлечь диск из CD-ROMа выключенного компьютера?). Даже это еще работает. Ну с, начнем.


Первым делом раскручиваем болтики на жестяном корпусе и снимаем его. Видим привод диска в центре. При движении рукой дископриемника внутрь, привод поднимается, совмещаясь с центром диска. Снимем пластмассовую "подставку для кофе". Становится виден механизм, обеспечивающий извлечение диска. Это двигатель (на следующей фотке он не виден, поскольку спрятан под корпусом), на его оси - самая маленькая шестеренка. Остальные шестерни образуют классический редуктор для уменьшения скорости выдвижения панели. Крайняя шестерня входит в зацепление с зубчиками на панели дископриемника и выдвигает ее или задвигает обратно. Попутно передается усилие, поднимающее механизм для вращения диска и считывания информации.


Дальний двигатель - обеспечивает позиционирование считывающего элемента на нужную дорожку. В нижней части устройства разработчики разместили плату с электроникой. Движок для выдвигания панели впаян прямо на нее.


Посмотрим, что за движок крутит диск. Ага, старый знакомый. Опять двигатель с перепутанным расположением ротора и статора. Ось с катушками электромагнитов закреплена, а корпус с кольцевым постоянным магнитом крутится вокруг него. Видали, видали уже такое в винчестере, но все-равно - восхитительно.






Детальки становятся все миниатюрнее, процесс все более захватывающим. Вот и сама считывающая головка. Непосредственно к диску обращена линза в пластмассовом держателе. Держатель подвешен на пружинящих проволочках, а вокруг него намотана катушка электромагнита. Само-собой, обнаруживаются тут же и два миниатюрных, но сильных постоянных магнитика. Похоже, это система фокусировки луча.



Удаляем линзу, отковыриваем приклеенные магнитики. Что там под линзой? Там - малюсенькое зеркало, расположенное под углом в 45 градусов и поворачивающее луч в сторону кристалла. Похоже, светодиод, испускающий луч, и считывающий отраженный луч фотодиод здесь выполнены в одном корпусе. Ну что же, резон в этом несомненно есть - упрощается система фокусировки.


Ну вот собственно и все. Что там у нас в сухом остатке? Пара двигателей, пригодных для изготовления какой-нибудь электрической машинки (это позиционирующий двигатель и выдвигающий,поскольку запитываются они классическим способом - через два провода. Вращающий диск двигатель управляется электроникой с основной платы, поэтому увы - вряд ли пригодится в дальнейшем), горка мелких болтиков, горка пластмассовых шестеренок, пара сильных магнитиков. Еще один вечер проведен с большим интересом. Что бы еще такое раскурочить?


Хотя DVD уже отживают свой век, тем не менее, они еще есть на многих компьютерах и ноутбуках. У многих есть лицензионная система Windows, которая хранится на диске, и для ее требуется DVD привод (хотя ее можно и устанавливать с нее). Поэтому я хочу рассмотреть в этой статье, как можно самому, при помощи несложных инструментов, почистить DVD привод в своем компьютере или ноутбуке.

Методом, который описан ниже, я пользуюсь уже много лет и он показал себя очень эффективным.

Причина того, что DVD привод стал плохо работать, не читать диски или делать это с перебоями, чаще всего – попадание пыли на линзу лазера. Вот ее мы и будем чистить.

Необходимые инструменты:

  • Отвертка Philips (крест);
  • Обычная скрепка (ее нужно разогнуть);
  • Ватный тампон или палочка.

Инструменты

Как почистить DVD привод компьютера

Для начала извлекаем DVD привод из компьютера. В ноутбуке этого делать не требуется.

Переворачиваем вверх дном и выкручиваем 4 шурупа которые крепят крышку.

Откручиваем шурупы

Очень аккуратно снимаем крышку и откладываем. Нашему вниманию предстанет плата с электронными компонентами.

Нижняя часть DVD-ROMа

Теперь кладем привод так, чтобы он смотрел фронтальной панелью на нас. Нашу разогнутую скрепку вставляем в маленькое отверстие, предназначенное для экстренного открывания лотка привода. Смело давим на скрепку до тех пор, пока лоток немного не выйдет из своего места.

Давим сюда скрепкой

Вытаскиваем вручную лоток примерно до половины его длины. Теперь снимаем лицевую пластиковую панель. Для этого можно надавить отверткой на боковые защелки.

Боковые защелки лицевой панели

Снимаем панель

Теперь переворачиваем привод крышкой вниз и аккуратно его оттуда извлекаем.

Достаем привод DVD из крышки

Теперь вы сможете увидеть ту самую линзу лазера, которую необходимо почистить. Внимательно ее рассмотрите. Скорее всего вы найдете на ней мелкие волосинки или пыль.

Не пытайтесь убрать загрязнение руками. Могут остаться жирные разводы, которые будет сложно устранить.

Берем ватную палочку и легкими движениями смахиваем загрязнение с линзы. Не нужно полировать линзу, достаточно просто убрать пыль и волосы.

Чистим линзу ватной палочкой

Вам понадобится

  • - скрепка;
  • - отвертка под крест;
  • - маленькая плоская отвертка;
  • - резиновая груша;
  • - мягкая ткань без ворса;

Инструкция

Самый простой способ восстановления нормальной работы дисковода состоит в очистке его подвижной следящей линзы с помощью специального чистящего диска. К сожалению, этот способ далеко не всегда дает результат. Если причиной плохой работы дисковода становится попавшая на линзу пыль, чистящий диск может помочь. Но в некоторых случаях загрязненную линзу приходится чистить вручную.

Вы должны знать, что стоимость ремонта дисковода в мастерской сопоставима со стоимостью нового. Учитывая это, следует попробовать отремонтировать дисковод самостоятельно, так как вы все равно ничего не теряете. Отключите компьютер от сети, снимите боковые крышки системного блока, отсоедините от дисковода шлейфы питания и данных. Отверните удерживающие привод крепежные винты и извлеките его из корпуса системного блока.

Теперь аккуратно разберите дисковод. Для открытия деки привода необходимо вставить в имеющееся на его лицевой стороне отверстие разогнутую скрепку и надавить. Затем нажмите на защелки, расположенные на передней части боковых сторон привода и снимите переднюю панель дисковода. Отверткой под крест выверните крепежные винты в нижней части корпуса. После этого снимите верхнюю и нижнюю крышки привода.

Вам надо добраться до подвижной линзы - именно через нее проходит считывающий и записывающий информацию лазерный луч. Очистить ее от пыли можно двумя основными способами. Первый: берете обычную резиновую грушу и сильной струей воздуха сдуваете пылинки. Сначала следует попробовать именно этот способ. Снова соберите дисковод, подключите шлейфы и проверьте его на работоспособность. Если дисковод по-прежнему диски, линзу следует протереть кисточкой или мягкой тканью без ворса. Этот вариант более жесткий, поэтому будьте очень аккуратны.

В том случае, если вы очистили линзу, но это не помогло, причиной плохой работы дисковода может стать снижение мощности лазера. Она регулируется подстроечным резистором, поэтому можно попытаться слегка ее увеличить. Чтобы добраться до лазерной головки, следует снять плату с электроникой и найти на лазерной головке подстроечный резистор – он имеет в центре прорезь. Аккуратно поверните его отверткой на 90º против часовой стрелки.

Снова соберите привод и проверьте его работу. При необходимости можете повернуть подстроечный резистор еще на четверть оборота, но не больше. В том случае, если все описанные процедуры не помогли, восстановить дисковод не удастся.

Иногда вполне исправный дисковод не некоторых форматов. В этом случае можно попробовать устранить проблему путем перепрошивки привода – то есть установки на него нового программного обеспечения. Для этого зайдите на сайт производителя дисковода, найдите вашу модель и посмотрите, есть ли для нее прошивки. Обычно это простой исполнимый файл: вы запускаете его, после перепрошивки компьютер автоматически перезагрузится. После этого вы можете оценить успешность проведенной операции.

Будучи сложными электронно-оптико-механическими устройствами, CD/DVD-приводы относятся к самым ненадежным компонентам компьютера. Причины поломок могут быть самыми разнообразными. Чаще всего дохнет или теряет свою эмиссию лазер, еще чаще вылетает чипсет, особенно если оба двигателя привода и катушки фокусировки лазера навешаны на одну-единственную микросхему. Про механические поломки и загрязнение оптических поверхностей я уже и не говорю. Реально ли отремонтировать отказавший привод в домашних условиях или проще не мучиться, а купить новый?

Введение

Далеко не всякая поломка привода носит фатальный характер. Зачастую отремонтировать привод можно и в домашних условиях, не имея ни специального оборудования, ни предварительной подготовки, выходящей за компетенцию рядового электронщика-умельца. Не бойтесь экспериментировать с поломанным приводом! Хуже ему уже все равно не будет (разумеется, при том условии, что привод не на гарантии). Можно, конечно, отнести его в сервис-центр, но... это долго, дорого, да и неинтересно.

Для ремонта вам потребуются запчасти. А где их взять? Сходите на рынок, потрясите своих друзей - и вы наверняка найдете множество "металлолома", который вам за бесценок отдадут. В первую очередь обращайте внимание на приводы, построенные на той же самой элементной базе что и ваш (это прежде всего касается лазерной головки и чипсета, маркировка которых определяется по надписям на их корпусе). Допустим, у вас вылетела плата электроники, а у товарища - рассыпались шестеренки. Тогда всю нерабочую плату можно заменить целиком, даже не разбираясь, что там за неисправность. Полезны также и все прочие модели. Оттуда, в частности, можно вытащить какую-то конкретную запчасть - например, предохранитель.

Методология поиска неисправностей здесь не приводится, т.к. это слишком обширная тема. Наша задача значительно скоромнее - дать читателю первотолчок, сориентировав его, в каком направлении нужно копать, перечислив основные категории поломок и методы с ними, отсортированные в порядке убывания их актуальности. Ну, а остальное, как говорится, дело техники...

Рисунок 1.

Лазер

Лазерные излучатели, использующиеся в читающих (и особенно пишущих!) приводах - достаточно недолговечные устройства, массово выходящие из строя после нескольких лет эксплуатации. Почему это происходит? Ну, во-первых, сказывается естественная потеря эмиссии излучателя, во-вторых, неблагоприятный режим работы. Уважающие себя производители подгоняют параметры каждого лазера строго индивидуально либо выставляя требуемые режимы подстроечными резисторами (в дешевых моделях), либо занося их непосредственно в саму прошивку (в моделях подороже). Noname выставляют все параметры на средний уровень, который для одних экземпляров головок оказывается слишком низок, а для других - чрезмерно высок. Кстати говоря, при разблокировании DVD-приводов и замене прошивки на ее "хакнутую" версию прежние настройки не сохраняются и если хакер не предпримет попытки их предварительного сохранения, лазер быстро выйдет из строя или будет работать нестабильно.

Снижение яркости свечения лазера увеличивает количество ошибок чтения/позиционирования (часть дисков вообще перестает опознаваться), а начиная с некоторого момента, привод отказывается опознавать диски вообще, зачастую даже и не пытаясь их раскручивать (обычно мотор привода раскручивается только тогда, когда датчик фиксирует отраженный сигнал, а если сигнала нету, считается, что диск не вставлен и нефиг его раскручивать).

Аккуратно разобрав привод, подключите его к компьютеру и посмотрите - вспыхивает ли лазер в момент закрытия лотка. При нормальной эмиссии вы увидите луч даже при дневном освещении, а "подсевший" лазер различим только в затемненной комнате. Если же и в полной темноте никаких следов присутствия луча нет, ищите причину отказа в электронике (только помните, что лазер виден не под всяким углом). Вообще-то, это довольно рискованная операция, т.к. при попадании луча в глаз можно и ослепнуть, однако этот риск не так уж и велик...

Услуги по замене лазерной головки в среднем обходятся в половину стоимости нового привода а учитывая, что научно-технический прогресс не стоит на месте и новые приводы намного лучше старых, смысла в таком ремонте немного. Как вариант, можно попробовать вернуть лазер к жизни просто увеличив питающее напряжение. Проследите проводники, подведенные к лазерному излучателю - в своем пути они должны упираться в резистор, параллельно к которому вам предстоит подпаять еще один, подобрав его сопротивление так, чтобы привод уверенно опознавал все диски. Более честный вариант - выяснив марку чипсета, управляющего лазером (обычно это самая большая микросхема), пошарьтесь по интернету в поисках ее технической спецификации. Там среди прочей полезной информации должен быть описан механизм регулировки мощности лазерного луча. Как правило, за это отвечают один или несколько резисторов, подключенных к чипсету (не к лазерной головке!). Некоторые модели позволяют настраивать лазер через SCSI/ATAPI интерфейс (через специальные команды, описанные в технической документации на привод) или через технологический разъем.

В принципе, лазерную головку можно и разобрать, заменив непосредственно сам излучающий элемент, который можно выдрать из другого привода, однако правильно собрать головку удавалось немногим. На всякий случай ниже приводятся разъясняющие фотографии, демонстрирующие ее устройство, принцип работы и порядок разборки.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Чипсет

Чипсет - это сердце привода. Он не только обеспечивает обработку информации, но и управляет двигателями позиционирования/вращения, лазерной головкой и катушками фокусировки. Экономные производители интегрируют весь чипсет в одну-единственную микросхему, зачастую никак не заботясь о ее охлаждении. Как следствие - чипсет быстро выходит из строя, в прямом смысле слова прогорая насквозь, а привод полностью или частично отказывает в работе.

Поведение поломанного чипсета может быть самым разнообразным - от полного нежелания опознавать привод вообще до снижения скорости чтения. Минимально работоспособный чипсет опознает привод и при подаче питания перемещает оптическую головку к началу диска, после чего начинает подрыгивать фокусировочной линзой. Если же этого не происходит, чипсет негоден либо неисправны обслуживающие его электрические компоненты (но они выходят из строя достаточно редко).

Заменить сгоревший чипсет в домашних условиях нереально, т.к. во-первых, его негде приобрести, во-вторых, его цена сопоставима со стоимостью привода, и в-третьих, без спецоборудования эту ювелирную операцию способы выполнить только Левши и экстремалы.

А вот предотвратить выход чипсета из строя можно вполне. Приклейте к самой большой микросхеме привода хотя бы крошечный радиатор, воспользовавшись двухсторонним скотчем или специальным клеем. Скотч можно купить в магазине канцтоваров, а клей - на радиорынке (клей лучше, а скотч доступнее). Также оснастите привод вентилятором, закрепив его на задней стороне корпуса, предварительно просверлив там несколько отверстий. Ну, или хотя бы не размещайте привод над винчестером, т.к. винчестеры (особенно высокоскоростные) сильно греются и перегревают привод.

Кэш-память формально не входит в чипсет, но очень тесто с ним связна. Частенько она дает дуба и выходит из строя. Если дефект затрагивает одну или несколько ячеек, то на работе привода в подавляющем большинстве случаев это никак не отражается (у него ведь есть корректирующие коды), но при больших разрушениях (и уж тем более при полном отказе), привод либо вовсе перестает читать диски, либо читает их крайней медленно и с большим количеством ошибок. Поскольку в приводах используется та же самая память, что и в DIMM"ах, ее можно заменить (по крайней мере, теоретически, практически же все упирается в искусство качественной пайки).

Рисунок 6. Самая большая микросхема - чипсет, микросхема поменьше - память.

Рисунок 7.

Механические повреждения

CD/DVD приводы - отличные пылесборники, особенно если под ними установлен вентилятор, охлаждающий жесткие диски. Пыль проходит сквозь щели корпуса и оседает на подвижных механических частях, увеличивая их износ, плавно перетекающий в хроническое заклинивание. Привод либо вовсе отказывается закрывать лоток, либо после закрытия тут же выплевывает диск, либо не может провернуть диск (вращает диск со странным звуком). То же самое относится и к механизму позиционирования.

Разберите привод, удалите всю грязь, смажьте трущиеся элементы (только не так, чтобы аж с хвоста капало и помня о том, что пластмассовые шестеренки не требуют смазки), при необходимости отрегулируйте люфт так, чтобы все вращалось без усилий, но и не болталось. Убедитесь, что шестерни/червяки не имеют чрезмерной выработки, выкрошенных зубьев и в них ничего постороннего не попало (это в первую очередь относится к осколкам дисков, разорванных приводом, а также путающихся под ногами проводов).

Рисунок 8. Механика привода в собранном виде. Эта пластмасса не прослужит долго и в любой момент может отказать, тогда поломанные детали придется либо вытачивать самостоятельно, либо вытаскивать из других приводов.

Рисунок 9. Скопление пыли на подвижных механических частях может приводить к заклиниванию.

Прочие отказы электроники

В первую очередь проверьте все механические контакты (разъемы, подстроечные резисторы, кнопки и переключатели, датчики закрытия лотка и т.д.), а также целостность подводящих проводников. При небрежном выдергивании питающего разъема (интерфейсного кабеля) тонкие дорожки могут и оборваться, причем этот обрыв зачастую не заметен ни глазу, ни омметру, но при больших частотах (нормальном рабочем состоянии привода) дает о себе знать.

Внимательно осмотрите все трущиеся кабели - нередко они протираются до дыр, вызывая либо короткое замыкание на корпус, либо обрыв проводника. Либо и то, и другое одновременно (особенно этим грешат Нью-Васюки, тьфу New-TEAC"и приводы, продающиеся под торговой маркой TEAC, но собранные третьесортными фирмами - в настоящее время TEAC ушла с рынка CD-приводов, продав свой лейбл noname-производителям).

Не забывайте и о предохранителях. При неправильном подключении привода или бросках напряжения они вполне могли перегореть, спасая привод от неминуемой гибели. Современный предохранитель - это такая маленькая хреновина, совсем непохожая на привычную нам стеклянную трубку с тонкой проволочной внутри и при беглом осмотре платы ее не так-то просто заметить. Кстати говоря, обычно предохранителей много больше одного, так что проверяйте все, что найдете.

Обращайте внимание и на состояние остальных элементов. Вспученный лак, следы гари, деформация или физически дефекты (типа сколов или разломов) достаточно красноречиво указывают на источник неисправности. К сожалению, подавляющее большинство отказов электроники обходятся без визуальных проявлений.

Для проверки исправности двигателей подключите их к источнику 5 вольт (черный провод - это минус), естественно предварительно отсоединив их от привода. Поскольку двигатели, как правило, более или менее стандартны, найти им замену не составит труда. Ну, в общем, проверьте все, что можно проверить: не высохли/пробиты электролиты, не дали ли обрыва резисторы, целы ли диоды, стабилизаторы, ключевые транзисторы и все-все-все...

Мелкая логика из строя практически никогда не выходит, а вот у силовых элементов это в порядке вещей.

Рисунок 10.

Оптика

Если вы не злоупотребляете курением и не выдыхаете струю дыма прицельно в привод, чистить оптику не нужно. Один из моих приводов уже отработал 10 лет и ни разу не подвергался чистке.

Забудьте о чистящих наборах - ими легко изуродовать оптическую линзу (кстати говоря, обычно изготовляемую из органического стекла) без малейшей надежды на ее восстановление. Протирать оптические поверхности категорически не рекомендуется. Попытайтесь сдуть пылинки резиновой клизмой (поручики, ни слова об извращениях!), предварительно убедившись, что внутри ее нет талька, и ни в коем случае не делайте это ртом (капельки слюны убийственны для оптики). Если же смолистые вещества табачного дыма образовали характерную маслянистую пленку, не пытайтесь ее оттирать. Лучше нанесите на линзу каплю густого раствора хозяйственного мыла и, дав поработать химии минут пятнадцать-двадцать, удалите ее салфеткой, аккуратно поднеся ее к капле, но не касаясь поверхности линзы. Затем несколькими каплями дистиллированной воды промойте линзу от мыла.

Рисунок 11.

Сводная таблица основных симптомов

Симптом Диагноз
Привод не опознается компьютером При включении не издает никаких звуков, ничем не мигает Отказ электроники, возможно обрыв дорожки или перегорел предохранитель
Мигает или постоянно говорит индикатор Отказ электроники, возможно интерфейсного блока или чипсета, также проверьте контакт интерфейсного разъема, целостность проводников и величину питающего напряжения
Опознается компьютером Не выдвигает лоток Отказ механической части, обрыв в кнопке выброса, отказ двигателя или обслуживающих его элементов (например, чипсета)
Не задвигает лоток, или задвигает, но тут же выбрасывает Отказ механической части
Не видит диск Диск не раскручивается, линза и каретка не движутся Отказ механической части, отказ двигателя, вышел из строя чипсет
Диск не раскручивается, линза движется Сдох лазер
Диск раскручивается до нормальной скорости, затем останавливается Сдох лазер, сбилась настройка, вышел из строя чипсет
Диск раскручивается до пониженной скорости Отказ механики, сбились настройки
Диск раскручивается до бешенных скоростей Вышел из строя чипсет, сбились настройки
Видит диск Диск не читается Отказ электроники
Диск читается с большим количеством ошибок Уменьшилась эмиссия лазера, загрязнена оптика, сбились настройки, отказ электроники
При нажатии на кнопку выброса, привод выплевывает вращающийся диск Отказ электроники

Заключение

С каждым днем приводы все дешевеют и дешевеют, обессмысливая свой ремонт. Между тем, их качество неуклонно падает. Кризис перепроизводства заставляет производителей экономить на всем, что только можно, и в первую очередь - на надежности и долговечности. Зачастую оказывается гораздо дешевле эпизодически ремонтировать старые добрые приводы, чем включаться в гонку за новые модели. Впрочем, политику апгрейда каждый волен выбирать самостоятельно...